Методологические основы бихевиоризма: структурный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:11, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе я изучу методологические основы бихевиоризма и проведу его структурный анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1. История бихевиоризма………………………………………………...4
2. Методологические основы бихевиоризма……………………………7
3. Сущность бихевиоризма……………………………………………...10
4. Социальный бихевиоризм……………………………………………12
5. Современный бихевиоризм: Б.Ф.Скиннер………………………….14
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Бихевиоризм.docx

— 35.24 Кб (Скачать документ)

 

4. Социальный бихевиоризм 

     На  основе социального бихевиоризма бихевиористы изучали социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

     Американский  ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в  Чикагском университете, попытался  учесть своеобразие обусловленности  человеческого поведения в своей  концепции, названной социальным бихевиоризмом.

     Исследования  этапов вхождения ребенка в мир  взрослых привели Д. Мида к мысли  о том, что личность ребенка формируется  в процессе его взаимодействия с  другими. При этом в общении с  разными людьми ребенок играет разные "роли". Таким образом, его личность является как бы объединением различных  ролей, которые он на себя принимает. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих ролей  имеет игра, в которой дети впервые  учатся принимать на себя различные  роли и соблюдать определенные правила.

     Теория  Мида называется также и теорией  ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости  от ожиданий взрослого. Именно в зависимости  от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному  играют одни и те же роли. Так, роль ученика  ребенок, от которого родители ожидают  только отличных отметок, играет по-другому, чем ребенок, которого "сдали" в школу только по тому, что это  надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

     Мид различает игры сюжетные и игры с  правилами. Сюжетные игры учат детей  принимать и играть различные  роли, изменять их по ходу игры, как  это потом придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль ребенка в своей семье. Теперь они учатся быть и мамой, и  летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям  развивать произвольность поведения, овладевать теми нормами, которые приняты  в обществе, так как в этих играх  существует, как пишет Мид, "обобщенный другой", т.е. правило, которое дети должны выполнять (понятие "обобщенный другой" было введено Мидом для  того, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной жизни). C его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним  обобщенным партнером, который со стороны  следит за деятельностью детей, не позволяя им отклониться от нормы.

     Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами  этого направления. Так, Д. Доллард  разработал теорию фрустрации (фрустрация дезорганизация поведения, вызванная  невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание  слабых проявлений агрессивности (которые  явились результатом прошедших  фрустраций (психологического состояния, возникающего в ситуации разочарования, неосуществления какой-нибудь значимой для человека цели, потребности и  проявляющееся в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности)) может привести к их сложению и  создать очень мощную агрессивность. Согласно этому мнению, возможно, что  все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте.

     Большое значение имеют и работы Ф. Петермана, А. Бандуры и других ученых, посвященные  коррекции девиантного (отклоняющегося) поведения.

     Исследования  процесса социализации детей привели  бихевиористов и к открытию таких  важных феноменов, как конформизм и  негативизм. Необходимо отметить, что  исследования ученых этой школы открыли  многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации  процесса обучения и воспитания детей. 

 

      5. Современный бихевиоризм: Б.Ф.Скиннер 

     Мечте или надежде Уотсона не суждено  было реализоваться в его собственных  трудах и еще менее – в сомнительных открытиях и бессистемных методах, перемежающих его полемические трактаты. Но после того, как он заложил  основу своей концепции, началась опустошительная  мировая война, в ходе которой  злодейский враг возвел принцип наследственности до уровня политической идеологии.

 Нужный  человек появился как раз в  подходящее время – им был  Б.Ф.Скиннер, предложивший в своих  книгах и статьях гораздо более  сложную и многообещающую версию  бихевиористской психологии.[1]

     Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения  и научиться им управлять. В этом отношении он полностью разделял разработанные Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу  психического развития, т. е. исходил  из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами. От констатации Скиннер  переходит к разработке методов  целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как  теоретик обучения, разработавший различные  программы обучения и коррекции  поведения.

     Классическая  экспериментальная демонстрация заключалась  в нажатии на рычаг в скиннеровском  ящике. В этом эксперименте крыса, лишенная пищи, помещалась в ящик и получала полную возможность исследовать  его. В ходе исследований она неизбежно  должна была задеть рычажок, который  приводил в действие механизм, выдвигающий  полочку с пищей. После получения  нескольких порций пищи, которые должны были служить подкреплением, у крысы  довольно быстро формировался условный рефлекс. Обратите внимание, что поведение  крысы (нажатие на рычаг) оказывает  воздействие на окружающую среду  и является инструментом приобретения пищи. Зависимая переменная в этом эксперименте проста и понятна: это  скорость реакции.

     На  основании этого эксперимента Скиннер  сформулировал свой закон приобретения, который гласит, что сила оперантного  поведения возрастает, если поведение  сопровождается подкрепляющим стимулом.

     Несмотря  на то, что для формирования быстрой  реакции нажатия на рычажок требуется  практика, ключевым параметром все-таки является подкрепление. Практика сама по себе ничего не дает: она только предоставляет  возможность возникновения дополнительного  подкрепления.[2]

     Не  меньшее значение имеет и тот  факт, что обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор  имеет возможность наблюдать  не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация, "вынесение вовне" не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Что особенно важно, такой  подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.

     Однако  у этих программ был и существенный недостаток, так как экстериоризация, играющая положительную роль при  начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных действий, так как не дает возможности интериоризовать  действие и свернуть развернутую  педагогом схему решения задачи.

     Несмотря  на эти недостатки подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс  формирования новых форм проведения. Он оказал огромное влияние на психологию.[3] 
 

Заключение 

     Бихевиоризм (или поведенческая психология) родился  не так, как обыкновенное продолжение  определенного направления в  науке, а именно так представляют свою историю бихевиористы. Однако известно, что задачей этого течения  было не просто завершение опытов Моргана  и Торндайка над животными. Бихевиоризм  изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем  свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм  предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти  такой механизм в человеке, через  который можно было бы управлять  человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего  класса.

     Основным  понятием бихевиоризма является известная  формула - "стимул- реакция". В рамках этого понятия укладываются все  виды поведения ― от животных до социальных. Поведение животного  и человека бихевиористы рассматривают, как сумму реакций организма  на внешние раздражители ― стимулы. По мнению Д. Уотсона, знание характера  связи раздражителей и реакций  дает возможность предугадывать  поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие  ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.

     Проблема  изучения человеческого фактора  включает широкий круг вопросов ―  от порогов чувствительности до состояния  напряженности нервно-психических  функций.

      В данной контрольной работе я исследовал тему: методологические основы бихевиоризма: структурный анализ. Для этого я поднял такие вопросы, как: история бихевиоризма; методологические основы бихевиоризма; сущность бихевиоризма; социальный бихевиоризм и современный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.

 

Список  литературы 

1. Дэниел Н. Робинсон / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / Перевод М.Тимофеевой. - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005.

2. Шульц Д.П., Шульц Э.С. / История современной психологии. / пер. с англ. Говорунов А.В. - СПб.: Евразия, 1998.

3. Ярошевский М.Г. / История психологии. От античности до середины ХХв. уч. пос. - М., 1996.

4. История психологии (10-е ― 30-е гг. Период открытого кризиса): тексты /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. ― Екатеринбург: Хрестоматия, 1999. ― 480с.

5. М.Г. Ярошевский. Социальный бихевиоризм. ― М., 1990.

6. Основные  направления психологии в классических  трудах. Бихевиоризм. Э. Торидайк. Принципы обучения, основанные на  психологии. Джон Б. Уотсон. Психология  как наука о поведении. ―  М.: ООО «Издат-во АСТ-АТД», 1998. ―  704с.

7. К.Г.  Юнг Избранные труды по аналитической  психологии. Том. III, Перевод О. Раевской. ― М.: Цюрих, 1950. ― 447с. 

Информация о работе Методологические основы бихевиоризма: структурный анализ