Методологические принципы науки: причинность и детерминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, контрольная работа

Описание

Как большинство философских учений, учение о причинности зародилось в Древней Греции. Аристотель(384 – 322 до н. э. ) различал четыре типа причин, действующих в мире: форму, цель (т.е. "то ради чего"), материю ("то из чего"), и источник движения или "творящее начало". Великий Архимед (ок. 287 – ок. 212 до н. э.), умевший применять свои знания на практике, подчеркивал значение принципа причинности, интерпретируя последний в духе "творящего начала" Аристотеля. Согласно Архимеду, причинность приводит к тому, что материя всюду и всегда ведет себя упорядочено и предсказуемо.

Содержание

История возникновения и развития принципа причинности и
детерминизма, её основоположники…………………………………….2

Принцип причинности и детерминизма…………………………………5

Заключение………………………………………………………………...9

Список используемых источников……………………………………....10

Работа состоит из  1 файл

История возникновения и развития принципа причинности и детерминизма.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме:

«Методологические принципы науки: причинность и детерминизм».

 

План:

  1. История возникновения и развития принципа причинности и

детерминизма, её основоположники…………………………………….2

 

  1. Принцип причинности и детерминизма…………………………………5

 

  1. Заключение………………………………………………………………...9

 

  1. Список используемых источников……………………………………....10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История возникновения и развития принципа причинности и детерминизма.

 

Зарождение учения о причинности.

Как большинство  философских учений, учение о причинности зародилось в Древней Греции. Аристотель(384 – 322 до н. э. ) различал четыре типа причин, действующих в мире: форму, цель (т.е. "то ради чего"), материю ("то из чего"), и источник движения или "творящее начало". Великий Архимед (ок. 287 – ок. 212 до н. э.), умевший применять свои знания на практике, подчеркивал значение принципа причинности, интерпретируя последний в духе "творящего начала" Аристотеля. Согласно Архимеду, причинность приводит к тому, что материя всюду и всегда ведет себя упорядочено и предсказуемо.

Выявление причинности  в науке нового времени берет начало с Галилея (15 февраля 1564 г. – 8 января 1642 г.). Он говорил о земном тяготении, как о причине движения земных тел, хотя ему пришлось отказаться от причинности, ограничившись математическим описанием движения.

Ньютон (25 декабря 1642 г.– 31 марта 1727 г.) и его современники разработали концепцию, сохранившуюся по существу   

неизменной  в следующих двух столетиях.

  Согласно этой концепции, причинность присуща самой природе физического мира. Следуя такой концепции, Ньютон ввел универсальную силу тяготения, как причину эллиптичности планетных орбит. Лейбниц говорил, что все, что случается, имеет свою причину.

Совершенно  иное толкование причины и следствия  предложил Иммануил Кант(1724-1804). Находясь под сильным влиянием Ньютоновской науки той эпохи, Кант вступил в защиту системы небесной механики и даже            

существенно дополнил ее в работе "Всеобщая





Исаак Ньтон 

                                       

естественная  история и теория неба" (1755 г.). В своем основном философском  сочинении "Критика чистого разума" (1781) Кант утверждал, что причинность является логической предпосылкой всего рационального мышления. По Канту, разум                      не нуждается в подтверждении                    эмпирическими данными. Во втором издании "Критики чистого разума" (1787) Кант так определил причинность: "Все изменения происходят по закону связи причины и действия"

 

Отношение к  причинности, сложившееся в конце XIX в. Достаточно четко выразил немецкий физик, врач, физиолог и психолог Герман Гельмгольц (31 августа 1821 г. – 8 сентября 1894 г.) в своей "Физиологической оптике": Принцип причинности носит характер чисто логического закона даже в том, что выводимые из него следствия относятся в действительности не к самому опыту, а к пониманию опыта и, следовательно, не могут быть опровергнуты никаким возможным опытом. Причинность является лишь «частичкой» всемирной связи. «Под причинностью вообще в самом общем смысле понимается объективная закономерность мирового процесса, а под причиной – причина самодвижения материи».





 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

       Имануил Кант

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Герман  Гельмгольц

 

 

 

 

Таким образом, причинность лишь констатирует существование причины и следствия, но ничего не говорит о механизме связи между ними.

 

Поскольку причины  того или иного явления не всегда удается установить, а механицизм так же не всегда может объяснить  разнообразные явления, в XIX веке господствующее положение  приобрёл принцип детерминизма.

Центральным ядром  детерминизма служит положение о  существовании причинности, т.е. такой  связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.

      

Четкое оформление детерминизму придал П. С. Лаплас (1749—1827)— французский астроном, математик, физик, иностранный почетный член Петербургской АН (1802). Автор классических трудов по теории вероятностей и небесной механике (динамика Солнечной системы в целом и ее устойчивость и др.): сочинения «Аналитическая теория вероятностей» (1812) и «Трактат о небесной механике» (т. 1-5, 1798-1825); много трудов по    дифференциальным уравнениям, математической физике, теории капиллярности,       теплоте, акустике, геодезии и др. Лаплас предложил (1796) космогоническую гипотезу (гипотеза Лапласа). Классический представитель механистического детерминизма.             




                                                       

             П.С. Лаплас              

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принцип причинности и детерминизма

Принцип причинность - концепция, согласно которой одни события или явления могут рассматриваться как неизбежные следствия других, предшествующих событий и явлений.

Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями).

Вопрос о  причинности непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе причинности организуется материально-практическая деятельность человека, и вырабатываются научные прогнозы. Всё это обусловливает остроту проблемы причинности в философии и науке вообще.

Сущностью причинности является производство причиной следствия. Причинность есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим причинность принципиально отличается от других форм связей, для которых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесенности одного явления другому.

Причинность объективна; она есть присущее самим вещам внутреннее отношение. Причинность всеобща, т.к. нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

Связь причины и следствия  является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т.д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутренней необходимости, называется причинной или причинно-следственной цепью. Её можно назвать "цепью причинения". Любая из цепей причинения не имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно "первую" или "последнюю" причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъестественной силе. Мы ищем причины, полагая, что знание причин позволит нам получить желаемые следствия.

 Т.В. Корнилова в рамках экспериментальной психологии рассматривает три уровня реализации принципа причинности:

1. Мир психологической  реальности, «открытый человеку  в его субъективном опыте, и исследователю, который реконструирует данную реальность в психологических понятиях и экспериментальных моделях» .

2. Мир теорий образованный  научными концепциями, принципами  объяснения и психологическими  законами

3. Мир эксперимента, позволяющий  связать предыдущие миры, т.к.  С одной стороны, даёт инструментарий для опытной проверки теорий, с другой решает конкретные практические задачи в виде естественного эксперимента.

Целостность схемы предполагает необходимость рассматривать сочетание плоскости реальности и теории. Пересечение данных плоскостей образует задачу выработки содержательных понятий, объясняющих явления реальности.

Т.В. Корнилова  помещает эксперимент в центр  подобной триады в качестве связующего компонента между «теорией» и «реальностью», что характерно для экспериментальной психологии и позиции ученого экспериментатора. Между тем при смене центрального компонента, акцентировании теоретического слоя, мы получаем позицию учёного-теоретика, объясняющего явления реальности, реализующего, проверяющего теории в эксперименте. Рассмотрение «реальности» как центральной плоскости вводит позицию обыденного сознания, создающего принципы объяснения явлений действительности, исходя из собственной парадигмы – субъективной системы значений. На пересечении с экспериментом получается опытная проверка соответствия выработанного объясняющего принципа структуре и изменениям действительности.

Таким образом, с точки зрения современной научной  картины мира мы живем не только в открытом социально-историческом мире, где всегда существует свобода выбора, но и в открытом мире природы, не похожем на монотонно двигающиеся гигантские космические часы, которые изображались в механицистской картине мира.

 

Принцип детерминизма — базовый принцип научного познания психических явлений, объединяющий на уровне психологической конкретизации общенаучные принципы объективности и детерминации (причинности в широком смысле). В материалистически ориентированной психологии детерминизм провозглашает первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика — свойство мозга) и первичность объективной реальности по отношению к ее субъективному образу (психика — способ отражения действительности).

Истории психологии известны различные воззрения на детерминизм. Так, долгое время господствовал механистический детерминизм, согласно которому внешние материальные причины непосредственно и однозначно определяют психологический эффект своего воздействия. Несмотря на свою ограниченность, это представление способствовало становлению и развитию важнейших для психологии учений: о рефлексе, об ассоциациях, об аффектах и др.

С дарвинизмом связано  возникновение биологического детерминизма. В психологии утвердился взгляд на психику как на необходимую для выживания организмов функцию. Если механистический детерминизм рассматривал психику как побочное явление (эпифеномен), то теперь она выступила как неотъемлемый компонент жизнедеятельности.


В дальнейшем было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, и сформировалось понятие о психологическом детерминизме. И, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический детерминизм, получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт).

 Иное понимание психологического детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического детерминизма привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах).

В современной  психологии принцип детерминизма применяется  для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Он основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса. И формулируется как антитеза такому пониманию психического, при котором оно рассматривает либо как данность, эпифеномен, детерминированный только внутренними причинами, либо как объективно наблюдаемое явление, вызванное внешними воздействиями.

Информация о работе Методологические принципы науки: причинность и детерминизм