Методологические принципы науки: причинность и детерминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, контрольная работа

Описание

Как большинство философских учений, учение о причинности зародилось в Древней Греции. Аристотель(384 – 322 до н. э. ) различал четыре типа причин, действующих в мире: форму, цель (т.е. "то ради чего"), материю ("то из чего"), и источник движения или "творящее начало". Великий Архимед (ок. 287 – ок. 212 до н. э.), умевший применять свои знания на практике, подчеркивал значение принципа причинности, интерпретируя последний в духе "творящего начала" Аристотеля. Согласно Архимеду, причинность приводит к тому, что материя всюду и всегда ведет себя упорядочено и предсказуемо.

Содержание

История возникновения и развития принципа причинности и
детерминизма, её основоположники…………………………………….2

Принцип причинности и детерминизма…………………………………5

Заключение………………………………………………………………...9

Список используемых источников……………………………………....10

Работа состоит из  1 файл

История возникновения и развития принципа причинности и детерминизма.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

Известно, что  детерминизм, как основной методологический принцип в психологии различными направлениями трактуется по-разному. Это как механистическое понимание детерминант психики, апеллирующее непосредственно к внешним стимулам, так и упрощенное сведение психического к физиологическому, как признание психического следствием врожденных влечений, так и непосредственное выведение психического из социального.

Можно долго  говорить о качестве детерминизма, но нельзя забывать, что сам принцип  детерминизма, т.е. применение к психике  философских законов о всеобщей обусловленности психических явлений реалиями объективного материального мира и распространение на психику причинно-следственных закономерностей, является важнейшим критерием естественнонаучной парадигмы в психологии. Много можно говорить и о других критериях этого подхода: рациональности познания, доступности для эмпирической проверки, включения в систему уже накопленных знаний, опоре на уже сложившиеся научные традиции.

Детерминизм включает в себя причинность, как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается при этом объяснительным принципом, так, как имеются и другие формы детерминизма.

  1. Системный – включает в себя зависимость отдельных компонентов от свойств целого;
  2. детерминизм вероятностный или стохастический – включающий в себя возникновение различных в известных пределах следствий, при одинаковых причинах, подчиненные статистической закономерности;
  3. детерминизм типа обратной связи, в котором следствие воздействует на вызвавшую его причину.

 

Все определено в этом мире, и ничто не в состоянии этого изменить. Однако всякое действие вызывает следствие подобно всему тому, что происходит в этой жизни. На принципе детерминизма построена вся классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики. Детерминизм подразумевает выполнение обратимости времени, то есть частица придет в исходное состояние, если обратить время. Каждая траектория единственным образом определяется начальными условиями. Всё это находится в замечательном согласии с экспериментальными данными макромира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Любой метод  исследования несет на себе печать, той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов. Исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов - методика изучения тех или иных сторон развития психики человека и ребенка. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

Хотя наука  не стоит на месте и как все  в этом мире изменяется, основные принципы и направления методологического исследования, как минимум, будут господствовать достаточно длительно в данный исторический период времени, в научном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

    1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. - Спб.: Питер, 2007. - 320 с.
    2. Экспериментальная  психология:  учебник  для   вузов   /   В.Н.           Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПБ.: Питер, 2003.
    3. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 544 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~ ~


Информация о работе Методологические принципы науки: причинность и детерминизм