Методологические принципы современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:51, реферат

Описание

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. В качестве основных методологических принципов мы рассмотрели следующие: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода, принцип историзма.

Содержание

Введение. 2
Методологические принципы современной психологии. 4
Методологические проблемы в современной психологии. 13
Заключение. 19
Список литературы. 20

Работа состоит из  1 файл

реферат общая психология.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих  слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука  о душе. Это определение не соответствует  современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии.

Становление психологии как самостоятельной, действительно  научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях - под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Для обеспечения продуктивного  развития каждая наука должна опираться  на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Она учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, являющихся результатом познания и осмысления реалий жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Выделяют три уровня методологии любой науки:

  1. Общая методология, которая дает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. На этом уровне действуют законы, которые формулирует философия.
  2. Специальная методология или методология конкретной науки, позволяющая формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, описывающие своеобразие формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. На этом уровне действуют различные принципы, применяемые в данной области научного знания.
  3. Частная методология, которая представляет собой совокупность методов, приемов и методик исследования конкретной науки тех явлений, которые составляют предмет ее изучения.

В качестве общей методологии  современной психологии выступает  диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления:

    • о первичности материи и вторичности сознания;
    • о движущих силах развития объективной реальности и психики;
    • о единстве внешней (материальной) деятельности и внутренней (психической);
    • о социальной обусловленности развития психики человека;
    • о психике как функции головного мозга;
    • о сознании как высшем этапе развития психики.

Специальной методологией современной психологии являются ее методологические принципы. (5)

Методологические принципы современной  психологии.

Принцип - это основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснений или руководство к действиям. Основными методологическими принципами современной научной психологии называют: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода, и принцип историзма.

Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. Другими словами это означает, что психика обусловлена объективной действительностью, что все психические явления обусловлены деятельностью мозга, что психика определяется образом жизни и др.

Термин детерминизм происходит от латинского слова "детермино'" ("определяю'') и означает, что объяснить явление - значит открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты). Научное знание - это прежде всего знание причин. Благодаря ему наука, как говорил И. П. Павлов, отличается "предсказанием и властностью'". Иными словами, опираясь на надежную информацию о причинах, можно предсказать, какие изменения они произведут, например, в организме, в психическом строе человека. Благодаря же такому прогнозу можно в известных пределах обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его ход.

В античности уже существовало понимание  того, что все процессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос...» Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять». Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека. При этом они ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идей или общим понятием, отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

Позднее, в XVII веке, Декарт ввел понятие механистического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механистический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть, например, в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психике) и в большом (поведении) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона.

Но еще большее влияние  оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В рамках этой теории развитие психики определяется адаптацией к среде, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Данный закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, основан на идее, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации:  в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей, качеств и как члена общества.

Психологический детерминизм также  предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том  случае, если среда мешает раскрытию  потенциальных способностей данного человека.

Даже этот беглый обзор говорит  о том, что детерминизм - основной объяснительный принцип психологии - претерпел на протяжении столетий коренные изменения. (1)

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности. Сознание - результат поведения и деятельности (предыдущей) и в то же время оно образует внутренний план деятельности (последующей). Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.

Основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии был сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не две разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство". При этом и сознание, и деятельность понимается иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно опознано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как "явления" и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется.

Леонтьев предложил  иное решение проблемы: психика, сознание "живет" в деятельности, которая  составляет их "субстанцию"; сознание как образ является "накопленным движением", т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и "внешними", т. е. сознание не просто "проявляется и формируется" в деятельности как отдельная реальность - оно "встроено" в деятельность и неразрывно с ней.

Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику  как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно "внешней" предметной деятельности, сама может считаться "внешней" в том смысле, что ориентировка осуществляется "внешнедвигательным образом", и, даже когда она становится "внутренней", это деятельность с предметами внешнего мира; и поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему. Действительная противоположность, по Леонтьеву, - противоположность процесса (деятельности, ориентировки, умственных действий и т. п.) и образа (как "накопленного", "остановленного на мгновение" процесса, как результативного выражения процесса).

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Иными словами, психика постоянно количественно и качественно развивается и изменяется, а характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения. Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети двадцатого столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч. Дарвина.

И.М. Сеченов наметил  задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходить с целью изучения от простого к сложному или, что то же, объяснять сложное более простым, но никак не наоборот, Сеченов считал, что исходным материалом для разработки психических факторов должны служить как простейшие психические проявления у животных, а не у человека. Сопоставление конкретных психических явлений у человека и животных есть сравнительная психология, резюмирует Сеченов, подчёркивая большую важность этой ветви психологии; такое изучение было бы особенно важно в деле классификации психических явлений, потому что оно свело бы, может быть, многие сложные формы их на менее многочисленные и простейшие типы, определив, кроме того, переходные ступени от одной формы к другой.

Позднее, в "Элементах  мысли" Сеченов утверждал необходимость  разработки эволюционной психологии на основе учения Дарвина, подчеркивая, что великое учение Дарвина о происхождении видов поставило, как известно, вопрос об эволюции, или преемственном развитии животных форм на столь осязательные основы, что в настоящее время огромное большинство натуралистов держится этого взгляда. Эволюционный подход получил продолжение в трудах В.А. Вагнера, который приступил к конкретной разработке сравнительной, или эволюционной, психологии на основе объективного изучения психической жизни животных. Отрицательную реакцию вызвала у Вагнера трактовка зоопсихологии как науки сплошь антропоморфистской и субъективистской, разделявшейся многими физиологами и самим Павловым. В этот период зоопсихолог для Павлова - тот, кто "хочет проникать в собачью душу", а всякое психологическое мышление есть "адетерминистическое рассуждение".

Субъективные расхождения Павлова  и Вагнера исторически объясняются  трудностью решения многих философских  проблем науки и прежде всего  проблемы детерминизма. В результате один из них, Вагнер, неправомерно связывал другого с чисто механистической физиологической школой, а другой, Павлов, так же неправомерно не дал никаких исключений для зоопсихологов, стоящих на антиантропоморфистских позициях.

Объективную сущность позиций Павлова и Вагнера подметил ещё в дооктябрьские годы Н.Н. Ланге. Критикуя психофизический параллелизм, или "параллелистический автоматизм" не может объяснить, каким образом и почему развилась психическая жизнь.

В своей "Психологии" Ланге отделяет взгляды Павлова от механистической системы "старой физиологии" и показывает, имея ввиду школу Павлова, что в "самой физиологии мы встречаем ныне стремление к расширению старых физиологических понятий до их широкого биологического значения. В частности, такой переработке подверглось понятие о рефлексе - этой основе чисто механистического толкования движений животного".

Информация о работе Методологические принципы современной психологии