Методы диагностики
в норме и патологии.
1. Шаповал И.А. методы
изучения и диагностики отклоняющегося
развития.
2. Кисова, Конева «Практикум
по спец. Психологии»
3. Сорокин, Кокоронко « Практикум
по спец. Психологии», под ред. Шипициной.
Общие вопросы методологии
психологического исследования.
Методология – учение о
методах, методиках, способах и средствах
познания.
Метод – путь, способ исследования
обучения, совокупность предметов и
операций познания, практического преобразования
деятельности.
Методика – конкретные
приемы, средства получения и обработки
практического материала.
Методы психологического
исследования по Дружинину.
- Организационные методы
- Сравнительные методы – сопоставление различных объектов или различных сторон одного объекта изучения, в некоторый момент времени.
- Лангитюдный метод – длительное, систематическое изучение одного и того же объекта.
- Комплексный метод – организация комплексного исследования какого-нибудь предмета.
- Эмпирические методы
- Обсервационные (наблюдение) – целенаправленное, организованное фиксированное восприятие психических явлений, с целью их изучения в определенных условиях.
- Вербально – коммуникативные методы
- Беседа – метод устного получения сведений от интересующего исследования человека, путем ведения с ним тематически – направленного разговора.
- Опрос – специальный способ целостного получения первичной информации по средствам ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы.
- Анкетирование
- Интервью – активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом. Характеризуется организованностью, целенаправленностью и симметричностью функций собеседника.
- Тест – стандартизированная система вопросов и заданий позволяющего обнаружить или измерить уровень развития психики человека.
- Психомоторные методы – измерение двигательных способностей и умений.
- Методы социально – психологической диагностики.
- Психотерапевтические – специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении ему психических проблем.
- Методы изучения продуктов деятельности – изучение психи на материале прошлого.
- Метод изучения документов.
- Графология.
- Биографические методы – избирательное название способов исследования диагностики, коррекции и планирование жизненного пути личности.
- Психофизиологические методы.
- Праксиметрические методы – группа методов нацеленных на изучение действий и действительности.
- Профессиография.
- Моделирование – опосредованное, практическое и теоретическое исследование объекта при котором непосредственно изучающий нас объект, а некоторая вспомогательная модель.
- Методы обработки данных.
- Количественные – манипуляции с измеренными характеристиками изучаемого объекта.
- Качественные – способ предварительного проникновения в сущность объекта, путем выявления его не измеряемых свойств, на базе количественных данных.
- Интерпретационные методы (подходы).
- Генетический метод – способность исследования и объяснения явлений основанный на анализе их развития в онтогенетическом, так и филогенетическом планах.
- Структурный метод – направление, ориентированное на описание структуры объекта.
- Функциональный метод – направление, ориентированное на выявление функций объектов и явлений.
- Комплексный метод – рассматривает объект исследования как совокупность компонентов подлежащих изучению с помощью соответствующей совместимости методов.
- Системный подход – методологическое направление в изучении реальности рассматривающий любой ее орнамент как структуру.
Теоретико – методологические
основы современной диагностики и изучения
отклоняющегося развития.
- Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственно только ему специфической структурой, определяемой соотношение первичного и вторичного нарушения.
- Психолого - педагогическое изучение – изучает ребенка в педагогике и воспитании.
- Социально – психологическое изучение – характер межличностных отношений ребенка, особенностей его общения социальной перцепции и т.д., исследования реабилитационных процессов в различных условиях обучения.
- Консультативное изучение – оказание квалифицированное помощи родителям и учителям проблемных детей с опорой на изучение условий их семейного воспитания интегрированного обучения.
Диагностика отклоняющегося
развития.
- Скрилинговая с группой – на выявление детей с психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств и выявление примерного спектра психолого - педагогических проблем.
- Диагностическое – прослеживает динамику развития.
- Итоговая диагностика.
Принципы обследования
детей.
- Гуманизм;
- Всесторонне, системное, целостное изучение ребенка;
- Динамическое изучение;
- Качественно – количественный подход;
- Индивидуальный подход.
Принципы интерактивного
подхода к диагностике отклоняющегося
развития.
- Построение гипотезы психологического обследования;
- Использование алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных;
- Построение процедуры обследования;
- Проведение обследования и анализа полученных данных с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка (обучаемость, адекватность, критичность);
- Использование методологического аппарата;
- Анализ получаемых данных;
- Психолого-педагогическая квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру, постановка диагноза.
Условия психологического обследования.
- Помещение;
- Обязательное освоение ребенка в комнате, где проводится обследование;
- Установление контакта ребенка с психологом перед обследованием;
- Адекватность поощрения и стимуляция ребенка;
- Относительность оценочных характеристик.
Этапы обследования.
- Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза;
- Данные методологического обследования;
- Данные о семье;
- Психолого – педагогические данные о психологическом развитии ребенка до момента обследования.
- Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка;
- Углубленное изучение психических процессов с помощью методик (уровень мышления и речи).
Требования к организации
и проведению обследования.
- Процедура строится в соответствии с возрастом ребенка на основе ведущей деятельности;
- Характер объектов и материалов знакомым ребенку способом общения, таким же, как и с взрослыми;
- Анализ полученных результатов – качественно – количественно.
Методы интегративной
диагностики отклоняющегося развития
- Медико – кинетические методы;
- Цетогенетический метод заключается в изучении хромосом. Материалом для микроскопического исследования служат лейкоциты крови или культуры клеток кожи или косного мозга;
- Клинико – генеалогический метод, используется в генетике психических болезней и включает этапы составления родословных и использование генеалогических данных для генетического анализа. Составление родословной с пробанды (человек обследуемый первым);
- Близнецовый метод - исследование детей родившихся в результате одной беременности. Монозиготные и тизиготные близнецы;
- Популяционый метод – основан на изучение наследования патологий в семьях при составлении такой патологии среди соответственных популяций;
- Пренатальная диагностика – позволяет вместо вероятного прогноза получить точный ответ поражен ли плод;
- УЗИ – наблюдают за ростом и развитием плода с 5ой недели беременности;
- Ультросонография (экография) – с середины третьего триместра беременности (5месяц). Наблюдение за лицевой частью черепа, структурами мозга. Можно выявить микроцефалию, увеличение плаценты и печени;
- Амниозентез - рекомендуется при риске рождения с тяжелой патологией не менее 1 процента. Амнион – водная оболочка вокруг плода.
- Метод биопсии;
- Амнеография и фетография – методы контрастных снимков амнеостической полости (последний триместр беременности);
Нейропсихологический
подход к диагностики (высших психических
функций)
А.Р. Лурия.
- Формальное описание испытуемого (история болезни, результаты различных лабораторных обследований);
- Общее описание психологического статуса испытуемого;
- Произвольное и не произвольное внимание;
- Эмоциональные реакции на основании жалоб больного по оценке лиц на фотографиях;
- Исследование зрительного гнозиса;
- Соматосенсорный гнозис;
- Слуховой гнозис;
- Движения;
- Речь;
- Письмо;
- Чтение;
- Память;
- Счет;
- Интеллектуальные процессы.
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ.
- Строение эксперимента должно давать возможность обнаружить не только измененные формы, но и оставшиеся сохранными формы психической деятельности;
- Учитывается отношение испытуемого к опыту;
- Необходимо многообразие применяемых методик;
- Необходима возможность неоднократного повторения эксперимента. Нарушение психической деятельности может быть не стойким;
- Имеют значение качественные показатели.
Диагностика
познавательной и личностной сферы.
При изучении нарушений познавательных
процессов эксперимент должен показать:
- Как распадаются те или иные мыслительные операции;
- Как видоизменяются процесс приобретения новых связей;
- В какой форме искажается возможность пользования системой, образовавшихся в прежнем опыте связи;
- Сохранность или нарушение динамики и направленности психических процессов;
Патологические
симптомы нарушения мышления.
- Обстоятельность – застревание на деталях, топтание на месте. Наблюдается при эпилепсии при органических поражения головного мозга.
- Ограниченность способности к абстрагированию – одно из ведущих проявлений интеллектуальной недостаточности при олигофрении, деменции и эпилепсии. Суждения доминируют. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо личных связей. Синдром метофизической интексиции – чрезмерная оторванная от реальной действительности абстрактная интеллектуальная деятельность доминирующая психической жизнью. При шизофрении.
- Братефрения – общая замедленность психической деятельности, замедленность мыслительных процессов, осмысление, бедность ассоциаций, скудность лексики. При психоорганическом синдроме. Сочетается с церебрастенией, адинамией, снижением уровня побуждения.
- Сужение объема мышления – ограниченность содержательной стороны узким кругом представлений и интересов при формальной сохранности процессов мышления как таковых. Однообразные представления, фразы, выражения. Замыкание в ограниченном круге.
- Инертность или тугоподвижность мышления – замедление темпа ввиде переключения, затруднения с одной мысли или темы на другую. Проявляется при заторможенности мышления, при решении сложных или новых задач.