Методы диагностики в норме и патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:54, лекция

Описание

Общие вопросы методологии психологического исследования.
Методология – учение о методах, методиках, способах и средствах познания.
Метод – путь, способ исследования обучения, совокупность предметов и операций познания, практического преобразования деятельности.
Методика – конкретные приемы, средства получения и обработки практического материала.
Методы психологического исследования по Дружинину.

Работа состоит из  1 файл

бородина.docx

— 48.01 Кб (Скачать документ)

Методы диагностики в норме и патологии.

1. Шаповал И.А. методы  изучения и диагностики отклоняющегося  развития.

2. Кисова, Конева «Практикум по спец. Психологии»

3. Сорокин, Кокоронко « Практикум по спец. Психологии», под ред. Шипициной.

Общие вопросы методологии  психологического исследования.

Методология – учение о  методах, методиках, способах и средствах  познания.

Метод – путь, способ исследования обучения, совокупность предметов и  операций познания, практического преобразования деятельности.

Методика – конкретные приемы, средства получения и обработки  практического материала.

Методы психологического исследования по Дружинину.

  1. Организационные методы
  1. Сравнительные методы – сопоставление различных объектов или различных сторон одного объекта изучения, в некоторый момент времени.
  1. Лангитюдный метод – длительное, систематическое изучение одного и того же объекта.
  2. Комплексный метод – организация комплексного исследования какого-нибудь предмета.
  1. Эмпирические методы
  1. Обсервационные (наблюдение) – целенаправленное, организованное фиксированное восприятие психических явлений, с целью их изучения в определенных условиях.
  2. Вербально – коммуникативные методы
  1. Беседа – метод устного получения сведений от интересующего исследования человека, путем ведения с ним тематически – направленного разговора.
  1. Опрос – специальный способ целостного получения первичной информации по средствам ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы.
    1. Анкетирование
    1. Интервью – активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом. Характеризуется организованностью, целенаправленностью и симметричностью функций собеседника.
    2. Тест – стандартизированная система вопросов и заданий позволяющего обнаружить или измерить уровень развития психики человека.
  1. Психомоторные методы – измерение двигательных способностей и умений.
  1. Методы социально – психологической диагностики.
  2. Психотерапевтические – специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении ему психических проблем.
  3. Методы изучения продуктов деятельности – изучение психи на материале прошлого.
  4. Метод изучения документов.
  5. Графология.
  6. Биографические методы – избирательное название способов исследования диагностики, коррекции и планирование жизненного пути личности.
  7. Психофизиологические методы.
  8. Праксиметрические методы – группа методов нацеленных на изучение действий и действительности.
  9. Профессиография.
  10. Моделирование – опосредованное, практическое и теоретическое исследование объекта при котором непосредственно изучающий нас объект, а некоторая вспомогательная модель.
  1. Методы обработки данных.
  1. Количественные – манипуляции с измеренными характеристиками изучаемого объекта.
  2. Качественные – способ предварительного проникновения в сущность объекта, путем выявления его не измеряемых свойств, на базе количественных данных.
  1. Интерпретационные методы (подходы).
  1. Генетический метод – способность исследования и объяснения явлений основанный на анализе их развития в онтогенетическом, так и филогенетическом планах.
  2. Структурный метод – направление, ориентированное на описание структуры объекта.
  3. Функциональный метод – направление, ориентированное на выявление функций объектов и явлений.
  4. Комплексный метод – рассматривает объект исследования как совокупность компонентов подлежащих изучению с помощью соответствующей совместимости методов.
  5. Системный подход – методологическое направление в изучении реальности рассматривающий любой ее орнамент как структуру.

Теоретико – методологические основы современной диагностики и изучения отклоняющегося развития.

  1. Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственно только ему специфической структурой, определяемой соотношение первичного и вторичного нарушения.
  2. Психолого - педагогическое изучение – изучает ребенка в педагогике и воспитании.
  3. Социально – психологическое изучение – характер межличностных отношений ребенка, особенностей его общения социальной перцепции и т.д., исследования реабилитационных процессов в различных условиях обучения.
  4. Консультативное изучение – оказание квалифицированное помощи родителям и учителям проблемных детей с опорой на изучение условий их семейного воспитания интегрированного обучения.

Диагностика отклоняющегося развития.

  1. Скрилинговая с группой – на выявление детей с психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств и выявление примерного спектра психолого - педагогических проблем.
  2. Диагностическое – прослеживает динамику развития.
  3. Итоговая диагностика.

 

Принципы обследования детей.

  1. Гуманизм;
  2. Всесторонне, системное, целостное изучение ребенка;
  3. Динамическое изучение;
  4. Качественно – количественный подход;
  5. Индивидуальный подход.

Принципы интерактивного подхода к диагностике отклоняющегося развития.

  1. Построение гипотезы психологического обследования;
  2. Использование алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных;
  3. Построение процедуры обследования;
  4. Проведение обследования и анализа полученных данных с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка (обучаемость, адекватность, критичность);
  5. Использование методологического аппарата;
  6. Анализ получаемых данных;
  7. Психолого-педагогическая  квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру, постановка диагноза.

Условия психологического обследования.

  1. Помещение;
  2. Обязательное освоение ребенка в комнате, где проводится обследование;
  3. Установление контакта ребенка с психологом перед обследованием;
  4. Адекватность поощрения и стимуляция ребенка;
  5. Относительность оценочных характеристик.

Этапы обследования.

  1. Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза;
  1. Данные методологического обследования;
  1. Данные о семье;
  2. Психолого – педагогические данные о психологическом развитии ребенка до момента обследования.
  1. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка;
  1. Углубленное изучение психических процессов с помощью методик (уровень мышления и речи).

Требования к организации и проведению обследования.

  1. Процедура строится в соответствии с возрастом ребенка на основе ведущей деятельности;
  2. Характер объектов и материалов знакомым ребенку способом общения, таким же, как и с взрослыми;
  3. Анализ полученных результатов – качественно – количественно.

Методы интегративной  диагностики отклоняющегося развития

  1. Медико – кинетические методы;
  2. Цетогенетический метод заключается в изучении хромосом. Материалом для микроскопического исследования служат лейкоциты крови или культуры клеток кожи или косного мозга;
  3. Клинико – генеалогический метод, используется в генетике психических болезней и включает этапы составления родословных и использование генеалогических данных для генетического анализа. Составление родословной с пробанды (человек обследуемый первым);
  4. Близнецовый метод - исследование детей родившихся в результате одной беременности. Монозиготные и тизиготные близнецы;
  5. Популяционый метод – основан на изучение наследования патологий в семьях при составлении такой патологии среди соответственных популяций;
  6. Пренатальная диагностика – позволяет вместо вероятного прогноза получить точный ответ поражен ли плод;
  1. УЗИ – наблюдают за ростом и развитием плода с 5ой недели беременности;
  1. Ультросонография (экография) – с середины третьего триместра беременности (5месяц). Наблюдение за лицевой частью черепа, структурами мозга. Можно выявить микроцефалию, увеличение плаценты и печени;
  2. Амниозентез - рекомендуется при риске рождения с тяжелой патологией не менее 1 процента. Амнион – водная оболочка вокруг плода.
  1. Метод биопсии;
  1. Амнеография и фетография – методы контрастных снимков амнеостической полости (последний триместр беременности);

 

Нейропсихологический  подход к диагностики (высших психических функций)

А.Р. Лурия.

    1. Формальное описание испытуемого (история болезни, результаты различных лабораторных обследований);
    2. Общее описание психологического статуса испытуемого;
    3. Произвольное и не произвольное внимание;
    4. Эмоциональные реакции на основании жалоб больного по оценке лиц на фотографиях;
    5. Исследование зрительного гнозиса;
    6. Соматосенсорный гнозис;
    7. Слуховой гнозис;
    8. Движения;
    9. Речь;
    10. Письмо;
    11. Чтение;
    12. Память;
    13. Счет;
    14. Интеллектуальные процессы.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

  1. Строение эксперимента должно давать возможность обнаружить не только измененные формы, но и оставшиеся сохранными формы психической деятельности;
  2. Учитывается отношение испытуемого к опыту;
  3. Необходимо многообразие применяемых методик;
  4. Необходима возможность неоднократного повторения эксперимента. Нарушение психической деятельности может быть не стойким;
  5. Имеют значение качественные показатели.

Диагностика познавательной и личностной сферы.

При изучении нарушений познавательных процессов эксперимент должен показать:

  1. Как распадаются те или иные мыслительные операции;
  2. Как видоизменяются процесс приобретения новых связей;
  3. В какой форме искажается возможность пользования системой, образовавшихся в прежнем опыте связи;
  4. Сохранность или нарушение динамики и направленности психических процессов;

Патологические  симптомы нарушения мышления.

  1. Обстоятельность – застревание на деталях, топтание на месте. Наблюдается при эпилепсии при органических поражения головного мозга.
  2. Ограниченность способности к абстрагированию – одно из ведущих проявлений интеллектуальной недостаточности при олигофрении, деменции и эпилепсии. Суждения доминируют. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо личных связей. Синдром метофизической интексиции – чрезмерная оторванная от реальной действительности абстрактная интеллектуальная деятельность доминирующая психической жизнью. При шизофрении.
  3. Братефрения – общая замедленность психической деятельности, замедленность мыслительных процессов, осмысление, бедность ассоциаций, скудность лексики. При психоорганическом синдроме. Сочетается с церебрастенией, адинамией, снижением уровня побуждения.
  4. Сужение объема мышления – ограниченность содержательной стороны узким кругом представлений и интересов при формальной сохранности процессов мышления как таковых. Однообразные представления, фразы, выражения. Замыкание в ограниченном круге.
  5. Инертность или тугоподвижность мышления – замедление темпа ввиде переключения, затруднения с одной мысли или темы на другую. Проявляется при заторможенности мышления, при решении сложных или новых задач.

Информация о работе Методы диагностики в норме и патологии