Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 18:53, реферат
Наиболее продуктивна, а потому наиболее распространена в психологии в целом и в педагогической психологии в частности классификация, предложенная известным советским ученым Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907—1972). Он выделил четыре группы методов.
ТЕМА: Методы исследований в педагогической психологии
1. Классификация методов исследования, применяемых в педагогической психологии
Наиболее продуктивна, а потому наиболее распространена в психологии в целом и в педагогической психологии в частности классификация, предложенная известным советским ученым Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907—1972). Он выделил четыре группы методов.
Организационные методы — сюда вошли сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Эмпирические методы — в психологии к этой группе кроме традиционных для большинства наук наблюдения и эксперимента относятся многочисленные психодиагностические методы — беседа, анкетирование, тестирование и др.; метод экспертных оценок, метод анализа процесса и оценки продуктов деятельност; биографический метод.
Методы обработки данных — количественной (статистической) и качественной (дифференциация материала по группам, его анализ).
Интерпретационные методы — эта группа включает генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связей между различными характеристиками личности) методы.
Рассмотрим методы, входящие в каждую из выделенных групп, иллюстрируя описание примерами исследований, проведенных в рамках педагогической психологии.
Организационные методы
Сравнительным именуется метод исследования, предполагающий сопоставление изучаемых объектов по определенным признакам и показателям. С помощью этого метода, например, выявляются различия в уровнях развития учащихся или ученических групп, особенности мышления и поведения изучаемых личностей.
При проведении эмпирических исследований в области педагогической психологии часто создаются экспериментальные и контрольные группы. В таких случаях сравнение уровней сформированности интеллектуальных, личностных, поведенческих и других характеристик учащихся этих двух групп служит доказательством эффективности либо неэффективности тех или иных образовательных воздействий.
Лонгитюд — метод, который предусматривает многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительного времени, позволяя не только выявить индивидуальные личностные их особенности, но и проследить динамику развития изучаемых свойств. Результаты лонгитюдных исследований обычно вызывают большой интерес и пользуются значительно большим доверием, чем кратковременные исследования. Однако их проведение — дело далеко не простое.
Одно из самых масштабных лонгитюдных исследований в области педагогической психологии было проведено в США, в лаборатории Левиса Мэдисона Термена (1877—1956). Начато оно было в 20-х гг. прошедшего столетия и продолжалось до его конца. Это уникальное психолого-педагогическое исследование сыграло выдающуюся роль в уточнении представлений о психологии одаренности. В 1921г., используя модифицированный вариант теста Альфреда Вине и Теодора Симона, получивший наименование Станфорд—Вине (по названию университетского города Станфорда, где тест дорабатывался, и имени его создателя), группа американских ученых под руководством Л. Термена (в состав группы входили К. Кокс и четыре ассистента) отобрала 1528 одаренных детей в возрасте от 8 до 12 лет из 95 школ Калифорнии. В состав обследованных входили дети от дошкольного возраста до VIII класса включительно. Средний показатель коэффициента интеллекта (IQ) данной выборки составил 150 единиц, при этом 80 детей имели 170 и более баллов. Кроме тестирования по шкале Станфорд — Бине все дети прошли медицинское освидетельствование, а с помощью различных тестов и рейтингов при участии учителей и родителей были проанализированы такие показатели, как школьная успеваемость, характер, интересы. Параллельно была создана и контрольная группа учащихся. Она состояла из детей того же хронологического возраста, однако они уступали детям экспериментальной группы как по результатам тестирования интеллекта, так и по школьной успеваемости. Затем в обеих группах с периодичностью в 12 лет (1927—1928, 1939—1940, 1951—1952), по тем же методикам, которые использовались вначале, были проведены три «среза». Первый из них показал, что у большинства одаренных детей (около 90%) коэффициент интеллекта повысился. В основном это повышение наблюдалось у тех участников исследования, которые поступили в колледж. Успешно его окончили 70 % состава выборки, из них 66 % были оставлены в аспирантуре. Причем еще до окончания колледжа 40% юношей и 20% девушек самостоятельно зарабатывали половину или большую часть необходимых им материальных средств. В 1950 г. исследователи провели оценку достижений 800 мужчин-членов выборки. В своем активе эти люди уже имели 67 опубликованных книг (в том числе 46 монографий в различных областях естественно-научного и гуманитарного направлений и 21 произведение художественной литературы), а также 150 запатентованных изобретений. 78 человек были докторами философии, 48 — получили ученые степени в области медицины, 85 — в области юриспруденции, 51 — в области физики и техники. 104 стали крупными инженерами. Из этого списка 47 ученых вошли в справочник «Люди науки в Америке за 1949 год». Сравнение показало, что достижения членов экспериментальной выборки в 30 раз превысили возможности их сверстников из контрольной группы.
Комплексный
метод —
содержание данного понятия можно трактовать
достаточно широко: и как комплекс, предполагающий
сочетание различных стратегий организации
исследования, и как изучение, ориентированное
на рассмотрение объекта с позиций различных
наук или разных точек зрения. Комплексные
исследования сложных объектов, проводимые
специалистами разных наук, дают возможность
устанавливать связи и зависимости между
явлениями самого различного типа, например
между физиологическими, психологическими
и социальными параметрами развития личности.
Эмпирические методы исследования
Наблюдение – метод целенаправленного, систематического изучения человека; метод целенаправленного восприятия действительности. Можно квалифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. И в повседневной жизни постоянно происходит наблюдение обычного человека за происходящим вокруг него. Наблюдение служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения самых разнообразных сведений о мире. Под понятием «наблюдение» обычно подразумевают вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, систематичностью, планомерностью, аналитичностью, регистрацией результатов. В психологических исследованиях с целью повышения эффективности результатов часто используются видео- и аудиозаписи.
Видов наблюдения существует множество, и классифицируются они по разным основаниям.
Самонаблюдение – метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления.
Эксперимент — это слово происходит от латинского ехреriтепtum и переводится на русский как проба, опыт. Эксперимент — это научная проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий.
В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предусматривает воздействие человека на объект и предмет исследования. Это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
Среди экспериментов, широко применяемых в педагогической психологии, можно выделить две группы.
Тестирования широко применяется в психологии с момента ее становления, однако психология не обладает монопольным правом на использование тестов. В настоящее время широко тестируют детей и взрослых, проходят тестовую проверку продукты питания, самые разные детали машин, механизмы, простые и сложные технические системы. В современной психологии под тестированием понимают преимущественно стандартизированное испытание, предназначенное для выявления количественных и установления качественных индивидуально-психологических различий.
В психологию понятие «тест» было введено известным английским ученым Френсисом Гальтоном (1822—1911). Разрабатывая проблемы психологии одаренности, он создал первую в мире систему психологического тестирования. При обработке полученных данных он первым из психологов применил математические методы. И, несмотря на то, что предложенный им вариант диагностики умственной одаренности впоследствии был признан неудачным, сам метод тестирования с этого времени прочно вошел в практику научно-психологического исследования.
Беседа – это метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на вопросы.
Интервью – разновидность беседы, используемая для получения информации не только о самом собеседнике, но и о других людях.
Анкетирование – метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, преимущественно в письменной форме.
Анализ продуктов деятельности – используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков.
Социометрия – метод изучения внутригрупповых межличностных связей. Это метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить сплоченность, лидера группы. Например, кого бы ты хотел пригласить к себе домой в гости?
Изучение документации – это способ познания психических явлений, психологических фактов на основе результатов деятельности человека (классный журнал, дневник успеваемости, школьные тетради по предметам, планы работы, разработки – конспекты уроков, приказы директора, вывешенные в учительской).
Карты психического развития – метод, фиксирующий результаты психического развития в процессе обучения и воспитания. Это своеобразный психологический паспорт школьника.
Анамнез – это совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, собираемых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в воспитании и обучении.
Например, Юра Ш.: семья полная; Юра контактен, дружелюбен, спокоен, темп деятельности замедленный.
Например, Аня И.: семья неполная; Аня часто болеет; контактна, приветлива; неусидчива, неаккуратна; любит лидерство, требует подчинения себе, мнением детей не дорожит, конфликтна.
Теоретические методы исследования
Не только в обыденном сознании и разговорном языке, но нередко и в научной литературе понятие «исследование» сводится к эмпирической стороне исследовательской практики и часто ассоциируется с наблюдениями и экспериментами. Несмотря на очевидную несостоятельность такого ограничения, нельзя не заметить, что это представление весьма распространено.
В науке существует и понятие «теоретическое исследование». Исследовательский поиск можно вести не только эмпирическим путем, но и путем изучения литературных источников (текстов); последние могут быть как художественными, так и научными, повествующими о других исследованиях. Изучая содержащуюся в них информацию, исследователь может не только расширить свой кругозор и сформулировать новые гипотезы для дальнейшей эмпирической проверки, но выйти на новый уровень обобщений и даже породить принципиально новое знание.
Информация о работе Методы исследований в педагогической психологии