Методы исследований в педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 18:53, реферат

Описание

Наиболее продуктивна, а потому наиболее распространена в психологии в целом и в педагогической психологии в частности классификация, предложенная известным советским ученым Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907—1972). Он выделил четыре группы методов.

Работа состоит из  1 файл

3 лекция педпсих.docx

— 31.33 Кб (Скачать документ)

Полноценные исследования, относящиеся к разряду  теоретических, можно также проводить с помощью мысленных экспериментов, путем виртуального экспериментирования с математическими или компьютерными моделями.

В качестве методов теоретического исследования выступают: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, объяснение, систематизация, классификация и др.

Обобщение этим словом именуют такой синтез знаний, при котором из представления об изучаемом объекте исключаются менее общие признаки и заменяются более общими. Понятия, формулируемые в максимально широком, обобщенном плане, называются категориями (от греч. kategoria «суждение, определение») - это предельно общее философское понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения действительности и познания, законы развития объективного мира и характерные свойства предметов и явлений реальной действительности. Будучи взаимосвязаны между собой, они образуют единую научную картину мира. Постижение таких понятий углубляет наше понимание сущности явлений.

Объяснение  — форма логического умозаключения при анализе и обобщении фактов. Функция научного объяснения — освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира. Раскрытие таких связей позволяет находить объяснения законам, которым они подчинены, или определять причинные отношения изучаемых объектов. Количественная характеристика фактов помогает усиливать доказательность аргументов объяснения.

В логике различают несколько видов научных  объяснений: причинное, когда логическое выведение, или дедукция, строится на установлении причин, породивших объясняемые явления; объяснение единичных фактов с помощью тех законов, которым они подчиняются, а также с использованием законов, согласно которым явление, подлежащее изучению, стремятся подвести под более общие закономерности или группы законов, чьим частным случаем оно служит.

Научное прогнозирование событий, явлений  или процессов возможно только на основе научного объяснения.

Анализ  и синтез относятся к числу наиболее распространенных инструментов исследователя в любой отрасли научного знания. Понятие «анализ» происходит от греч. апalysis 'расчленение, разбор'. В теории познания под этим понятием понимается процедура мысленного разложения явления, процесса, предмета.

Анализ  существует только вместе с синтезом (от греч. synthesis 'соединение, сочетание') - интеграцией информации. Оба эти процедурные инструментарии служат важнейшими методами теоретического исследования в современной науке. Они позволяют дифференцировать и интегрировать изучаемые предметы/явления и их отдельные свойства, располагать их в определенном порядке, логической взаимосвязи, т.е. систематизировать и классифицировать. Основной формой взаимосвязи анализа и синтеза является классификация.

Классификацией  называют распределение предметов, понятий явлений по классам в зависимости от их общих признаков, а иногда и по наличию их несходства.

Абстрагирование как научный метод состоит в мысленном отбрасывании тех свойств, качеств или сторон изучаемого объекта, которые препятствуют его рассмотрению в «чистом виде».

Индукция  и дедукция. Индукция - (от лат. inductio 'наведение, побуждение') логическое умозаключение, построенное от единичных данных к обобщающему выводу.

Дедукция (от лат. deductio 'выведение') процесс обобщения логического вывода, переход от общего к частному.

Так же как анализ и синтез, индукция и  дедукция с древнейших времен и по сей день относятся к числу наиболее распространенных в науке методов теоретического исследования.  

Информация о работе Методы исследований в педагогической психологии