Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:25, реферат
В наше время общепринятой является идея одного из великих диктаторов прошлого века, что кадры решают все. Каждый уважающий себя руководитель считает своим долгом прочесть хотя бы один научный труд о том, как эффективно управлять кадрами. Однако книжные полки просто ломятся от исследований в области управления, и выбор зачастую сделать сложно, кажется, что необходимо прочитать все.
МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
Введение
В наше время общепринятой является идея одного из великих диктаторов прошлого века, что кадры решают все. Каждый уважающий себя руководитель считает своим долгом прочесть хотя бы один научный труд о том, как эффективно управлять кадрами. Однако книжные полки просто ломятся от исследований в области управления, и выбор зачастую сделать сложно, кажется, что необходимо прочитать все.
При этом любую методику управления можно и нужно подвергать сомнению, несомненно одно: нет идеального рецепта управления, подходящего для всех. Задача каждого руководителя - найти сочетание уникальных правил и принципов, которое будет соответствовать конкретной ситуации.
Однако это вовсе не означает, что весь предыдущий опыт бесполезен, напротив, понимание того, что в одной и той же ситуации можно действовать абсолютно разными методами, обеспечивает более осмысленный подход к управлению персоналом.
Выделим несколько основных стилей руководства, поведения руководителе, и опишем основные идеи, присущие этому подходу.
1. Д. Мак-Грегор, К. Левин. Ав
Руководитель, предпочитающий авторитарный стиль, единолично принимает все решения, субъективно оценивает результаты деятельности, подавляет инициативу и творчество подчиненных.
Достоинства данного метода управления:
¦ идеальный порядок и высокая трудовая дисциплина;
¦ постоянный контроль обеспечивает высокие результаты работы;
¦ быстрая организация деятельности;
¦ отсутствие конфликтов на личной почве, т. к. руководитель подавляет их.
Данный стиль руководства является наилучшим, когда группа недостаточно хорошо организована или сплочена.
Однако неблагоприятный психологический климат: неудовлетворенность людей своей работой, положением в коллективе - ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье. Этот стиль руководства оправдан только в экстремальных и критических ситуациях
2. У. Оучи, К. Левин. Либераль
Характеризуется, с одной стороны, максимальным демократизмом, а с другой - минимальным контролем. Подчиненные сами решают возникшие перед ними проблемы, не принимая во внимание мнение руководителя, вследствие чего результаты работы снижаются. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем, климатом в группе ведет к серьезным скрытым или явным конфликтам.
Этот стиль характеризует руководителя как безынициативного.
Достоинства данного метода управления:
¦ свободная, ненапряженная атмосфера в группе;
¦ решения принимает вся группа или большинство ее членов
3. Д. Мак-Грегор, К. Левин. Де
Теория утверждает, что
если условия благоприятны и персонал
приобщен к управлению, то сотрудники
будут брать на себя ответственность
и стремиться к творческому решению
проблем. Руководитель, предпочитающий
демократический стиль, принимает
управленческие решения после обсуждения
проблем с учетом мнения, интересов,
потребностей подчиненных. Выполнение
принятых решений контролируется как
руководителем, так персоналом, что
обеспечивает высокую эффективность
деятельности, активность сотрудников
и сплоченность коллектива. Реализация
данного стиля возможна при наличии
высоких интеллектуальных, организаторских,
психологических и
Недостатки данного метода управления:
¦ большие временные затраты на дискуссии;
¦ сравнительно низкая дисциплина по причине отсутствия жесткого контроля за исполнением принятых решений
4. И. Майерс-Бриггс, К.
В основе подхода - понимание изначального различия всех людей. Разработанный Майерс-Бриггс индикатор типов личности определяет четыре способности, оказывающие влияние на профессиональный рост:
1) извлекать и использовать свою энергию;
2) собирать и получать информацию;
3) принимать решения;
4) организовывать свою жизнь.
В каждой из способностей содержатся
две противоположные
¦ способы выражения и направления энергии: экстраверсия (E) и интроверсия (I);
¦ способы получения и сбора информации: ощущение (S), интуиция (N);
¦ способы принятия решений: мышление (T) и чувства (F);
¦ организация жизни: оценка (J) и восприятие (P).
Эти предпочтения, в свою очередь, определяют различные типы личности (каждый из которых имеет особенности поведения). Соответственно, выделяют разные стили управления.
1. Руководители типа FJ (ISFJ;
ESFJ; INFJ; ENFJ) к процессу принятия
решений привлекают коллег: прежде
чем принимать решения,
2. Руководители типа TP (ISTP;
ESTP; INTP; ENTP) предоставляют подчиненным
широкое поле деятельности, руководствуются
принципом невмешательства,
3. Руководители типа TJ (ISTJ;
ESTJ; INTJ; ENTJ) действуют прямо и
4. Руководители типа FP (ISFP;
ESFP; INFP; ENFP) скорее воодушевляют, чем
руководят, однако по мере
5. Ф. Фидлер. Стиль, ориентированный на задачи или на людей
Ф. Фидлер выделяет два критерия стиля управления:
1) ориентированность на производственные задачи;
2) ориентированность на
человеческие отношения в
Руководитель, ориентированный
на задачу, заботится о достижении
целей организации и
При ориентированности на человека важнейшая задача руководителя - забота о состоянии сотрудников. Повышение производительности труда связано с удовлетворенностью сотрудников, при этом создаются благоприятные условия для общения. Такой стиль руководства близок к демократическому
6. Р. Лайкерт. Стиль по степени ориентированности на задачи или на людей
Лайкерт также выделяет два вида ориентированности руководителя: на задачу и на человека. В зависимости от выраженности той или иной черты Лайкерт различает четыре стиля руководства:
1) эксплуататорски-авторитарный;
2) благосклонно-авторитарный;
3) консультативно-демократичный;
4) основанный на участии
7. Р. Танненбаум, У. Шмидт. Ст
Исследователи выделяют семь стилей руководства в зависимости от ориентированности на вышестоящего руководителя или на подчиненных:
1) руководитель принимает решения, которые подчиненные выполняют;
2) руководитель разъясняет
свои решения, чтобы
3) руководитель выносит
свои решения, но должен
4) руководитель предлагает
предварительное решение,
5) руководитель излагает
проблему, получает советы от
подчиненных, а затем
6) руководитель устанавливает
пределы, в которых
7) руководитель и подчиненные совместно принимают решения.
8. В. Врум, П. Йеттон. Стили от авторитарно-консультативного до полного участия подчиненных в управлении
Ученые выделяют пять стилей руководства - от авторитарно-консультативного до полного участия подчиненных в управлении:
1) руководитель сам решает проблему на основе имеющейся у него информации;
2) руководитель сам решает проблему на основе информации, полученной от подчиненных;
3) руководитель сам решает проблему, выслушав идеи подчиненных;
4) руководитель сам решает
проблему после коллективного
обсуждения всех идей и
5) решение принимает группа,
в которой руководитель
Универсального стиля не существует, эффективность управления зависит от нескольких переменных.
Авторы теории разработали ситуационную модель выбора стиля руководства, в ней стили связаны с оценкой следующих обстоятельств:
¦ наличие или отсутствие явно предпочтительного решения;
¦ опыт в решении подобных задач;
¦ сложность проблемы;
¦ отношение подчиненных к внедрению решения;
¦ возможность конфликта
9. Р. Блейк, Дж. Моутон. Стили в зависимости от степени учета интересов производства и интересов людей
Авторы теории разработали концепции лидерства и выделили стили управления в зависимости от учета интересов производства и людей. При оценке стиля необходимо учитывать два критерия: внимание к людям и внимание к производству. Авторы определили пять основных стилей менеджмента.
1. Менеджмент команды
часто рассматривается как
2. Менеджмент загородного
клуба наблюдается в тех
3. Менеджмент власти - подчинения
возникает при
4. Центристский менеджмент
наблюдается в ситуациях,
5. Ослабленный менеджмент означает отсутствие философии лидерства.
10. Р. Хаус, Т. Митчелл. Теория `путь - цель'
В теории `путь - цель' выделяются четыре стиля руководства.
1. Стиль поддержки (ориентирован
на человека). Руководитель проявляет
интерес к потребностям
2. Инструментальный стиль
(ориентирован на задачи). Руководитель
объясняет подчиненным, что
3. Стиль, поощряющий к
принятию решений подчиненными.
Руководитель делится
4. Стиль, ориентированный на достижения. Руководитель ставит перед подчиненными ясные, но высокие цели, например повышение качества продукции
11. П. Херси, К. Бланшар. Теория жизненного цикла
Согласно теории жизненного цикла, стиль управления зависит от `зрелости' исполнителей: их желания достигать поставленных целей, образования и опыта, готовности нести ответственность за свое поведение. В зависимости от сочетания этих факторов выделяют четыре стиля руководства.
1. `Давать указания'. Предполагает
сочетание в большей степени
ориентированности на задачу
и в меньшей - на человеческие
отношения. Данный стиль
2. `Продавать'. Этот стиль
предполагает равно высокую
3. `Участвовать'. Применяется,
когда работники могут, но не
хотят отвечать за выполнение
задачи. В этой ситуации целесообразна
их мотивация путем
4. `Делегирование'. Предоставляет
исполнителям максимальную
12. А.Л. Журавлев. Стиль, определяющийся доминированием стандартных компонентов
Исследователь выделяет семь основных стилей руководства, которые определяются доминированием различных компонентов, присутствующих в любом стиле (директивность, коллективность и невмешательство).
Крайние типы:
¦ директивный;
¦ коллективный;
¦ попустительский.
Доминирование двух компонентов (промежуточные стили):
¦ директивно-коллегиальный;
¦ директивно-попустительский;
¦ попустительски-коллективный.
Равенство разных компонентов дает смешанный тип.
По вторичной классификации каждый из промежуточных стилей делится на следующие подтипы: невыраженный, оперативный, выраженный.
Для промежуточного и смешанного типов характерен большой набор приемов руководства, эти стили более разнородные, вариативные. Проявление стиля зависит также от управленческого уровня: на низовом распространен смешанный тип, на среднем чаще встречаются директивный и попустительский, на среднем и высшем преобладают крайние
Информация о работе Методы эффективного управления персоналом