Методы практической психологии (на примере подхода Э. Берна)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:53, реферат

Описание

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, их психическими отклонениями или проблемами, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика.

Содержание

Введение. 3
1. Основные идеи трансактного анализа. 4
2. Анализ трансакций. 6
2.1.Разновидности трансакций_____________________________________6
2.2.Разновидности стимуляций_____________________________________7
2.3. Структурирование времени____________________________________7
3. Понятие «жизненный сценарий» 9
3.1.Формирование "жизненного сценария"___________________________8
3.2.Жизненные позиции__________________________________________10
4. Игры, в которые играют люди. 10
4.1. Анализ игр_________________________________________________10
4.2.Примеры игр_______________________________________________12
Заключение 14
Список использованных источников и литературы: 15

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ НАЧАЛА.docx

— 41.97 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Колтыкова Елена Андреевна

Методы  практической психологии (на примере  подхода Э. Берна)

Реферат по социальной психологии студента

2-го курса  очной формы обучения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Солодникова И.В.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание

Введение. 3

1. Основные идеи трансактного анализа. 4

2. Анализ трансакций. 6

    2.1.Разновидности  трансакций_____________________________________6

    2.2.Разновидности  стимуляций_____________________________________7

    2.3. Структурирование  времени____________________________________7

3. Понятие «жизненный сценарий» 9

    3.1.Формирование "жизненного  сценария"___________________________8

    3.2.Жизненные позиции__________________________________________10

4. Игры, в которые играют люди. 10

    4.1. Анализ игр_________________________________________________10

    4.2.Примеры игр_______________________________________________12

Заключение 14

Список использованных источников и литературы: 15

 

Введение.

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные  виды практик. Основными среди них  являются психотерапия, психологическая  консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, их психическими отклонениями или проблемами, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика.

Основой многих форм психотерапии, а также  самой психологической практики стал психоанализ, разработанный З. Фрейдом. Он применялся в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов.

Наибольшую  популярность в современной психотерапии завоевали групповые формы терапии  и коррекции. Существует различное  наименование таких групп: “групповая терапия”, “психо­коррекционные группы”, “группы встреч”, “тренинг-группы” и др.

Наряду  с психоанализом можно выделить еще несколько эффективных форм психотерапии: гештальт-терапия, клиент-центрированная терапия, логотерапия, бихевиоральная терапия, психодрама, танцевальная терапия, арт-терапия и т.д.

Особое  место среди форм психотерапии занимает трансактный анализ. Его часто  сочетают с гештальт-терапией и психодрамой. 1Трансактный анализ — одно из популярнейших направлений психологической мысли конца XX и начала XXI века. Поскольку трансактный анализ представляется мне самой понятной и эффективной психологической моделью, я бы хотела остановиться на нем.

  1. Основные  идеи трансактного анализа.

Трансактный анализ основывается на концепции Э. Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” и проживает  свою жизнь согласно “сценарию”, написанному  при активном участии его близких (в первую очередь родителей или  лиц, заменявших родителей), и на протяжении всей жизни принимает решения, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его выживания, но теперь являются бесполезными.

Основной  целью терапевтического процесса в  рамках трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Это становится возможным, если психотерапевту удается убедить клиента в том, что многие стереотипы поведения препятствуют принятию адекватных решений, а также формировать систему жизненных ценностей и решений, соответствующих способностям и потребностям клиента.

В основе практики трансактного анализа  лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти  цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые  он должен выполнять. Клиент решает, какие  из своих убеждений, эмоций и стереотипов  поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений  клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.

Трансакцией называется обмен воздействиями  между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать  как единицы признания, подобные социальному подкреплению (поглаживание). Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный  сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок  и Взрослый. Эго-состояния – это  не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые  провоцируются актуальной ситуацией. Каждое эго-состояние представляет собой особый набор типа мышления, чувств и схем поведения.

Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) – человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря  этому состоянию многие реакции  стали автоматическими, что позволяет  сэкономить время;

Состояния Я, автономно направленные на объективную  оценку реальности (взрослый) – контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними;

Состояния Я, все еще действующие с момента  их фиксации в раннем детстве и  представляющие собой архаические  пережитки (ребенок) – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и  радости.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём изучения вербальных и невербальных компонент поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, “итак, запомни”, “прекрати это” и т.д. Физическим же признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.д2

  1. Анализ трансакций.

2.1 Разновидности  трансакций

Итак, трансакция – это обмен воздействиями (вербальными и невербальными) между эго-состояниями людей.

Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные (дополнительные), перекрёстные и скрытые. При параллельной трансакции ожидания людей, которые контактируют между  собой, соответствуют взаимным ожиданиям  и отвечают здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут  продолжаться неограниченное время.

Перекрёстные(пересекающиеся) трансакции тоже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как  сообщение в них маскируется  под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Именно это составляет суть психологических  игр. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством  которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.

Трансакция  может производиться на двух уровнях  – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они  содержат скрытые мотивы.

    1. Разновидности стимуляций

Под “поглаживанием” в трансактном анализе понимается знак одобрения. Существует три типа поглаживаний: физическое, вербальное и невербальное. Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.

Можно принимать поглаживания или же этого  не делать. У людей может быть масса разумных доводов для отвержения поглаживаний. Человек может предполагать, что тот, кто его “поглаживает”, либо лжец, либо манипулятор. В трансактном анализе важным считается учить клиентов принимать поглаживания и при этом уметь отказываться от любых нежелательных условий, которые выставляются при поглаживании.

    1. Структурирование времени

Согласно  Э. Берну, люди структурируют время  при помощи шести способов: уход (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и ритуалы. Процедурой называется серия простых дополнительных Взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с действительностью. Процедуры основаны на переработке  информаций и оценках вероятностей, касающихся материальной стороны действительности. Процедурами являются, например, управление самолетом и операция по удалению аппендицита.

Ритуалом  называется стереотипная серия простых  дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами. Неформальный ритуал, например, прощание, в разных местностях может отличаться рядом  деталей, однако в основе своей он неизменен. Формальные ритуалы (например, католическая литургия) характеризуются  гораздо меньшей свободой.

Многие  ритуалы потеряли свой первоначальный смысл. Как трансакции они представляют собой  попытку избавиться от чувства  вины и получить вознаграждение путем  соответствия Родительским требованиям. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий  уверенность и часто приятный способ структурирования времени. Стоит  отметить, что при ритуалах люди обмениваются одинаковым количеством  поглаживаний. Основное отличие процедуры  от ритуала в том, что процедура  планируется Взрослым, а ритуал планируется  Родителем.

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения  или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность.

Можно определить времяпрепровождение как  серию простых, дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала  можно назвать процедурами. При  этом трансакции обычно приспособлены  к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного  интервала – чем лучше адаптирован  участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения формируют  основу для знакомства и могут  привести к дружбе, способствуют подтверждению  избранных человеком ролей и  укреплению его жизненной позиции.

Игры  являются наиболее распространённым способом структурирования времени, но них я  остановлюсь позже. Стоит отметить, что игры отличаются времяпрепровождений  или ритуалов двумя основными  характеристиками:

1) скрытыми мотивами и 2) наличием  выигрыша. Отличие игр в том,  что они могут содержать элемент  конфликта, они могут быть нечестными  и иметь драматический исход.

  1. Понятие «жизненный сценарий»

3.1. Формирование  «жизненного сценария»

Сценарий  – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена  играть роль. Сценарий напрямую зависит  от позиций, принятых в детстве, и  записывается в эго-состояние Ребёнок  через трансакции, которые происходят между родителями и ребёнком. Частью сценария являются игры, “в которые  играют люди”.

Согласно  Берну, почти вся человеческая деятельность запрограммирована жизненным сценарием, написанным в раннем детстве. Первоначально  сценарий записывается невербально, затем дети получают от родителей вербальные сценарные послания, которые могут относиться к общему жизненному плану (“ты станешь знаменитым”, “ты никогда ничего не достигнешь, потому что ты...”). При этом, родительские сценарные сообщения могут быть конструктивными, деструктивными и непродуктивными.

Сценарий  проявляется в движениях, жестах, позах и манерах человека. Э. Берн считал, что важную роль в создании жизненных сценариев играют и  запомнившиеся с детства фантазии и волшебные сказки.

Выделяются  сценарии победителя, побеждённого и  “не-победителя”. Победителем можно  назвать человека, решившего в  жизни достичь определённой цели и добившегося своего в конечном итоге. Если человек добился своей  цели, то он – Победитель. Если же он увяз в долгах, получил физическую травму или провалил экзамен –  то он побеждённый.3

“Не-победитель”  – это тот человек, который  может быть прекрасным гражданином, сотрудником, прилежным и благодарным  судьбе, лояльным человеком. Такой тип  людей старается не создавать  проблем людям – в отличие  от победителей, так как те борются, вовлекая в борьбу других, и (в ещё большей степени) в отличие от побеждённых (неудачников), которые, попадая в беду, пытаются увлечь в неё рядом стоящих.

Информация о работе Методы практической психологии (на примере подхода Э. Берна)