Методы практической психологии (на примере подхода Э. Берна)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:53, реферат

Описание

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, их психическими отклонениями или проблемами, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика.

Содержание

Введение. 3
1. Основные идеи трансактного анализа. 4
2. Анализ трансакций. 6
2.1.Разновидности трансакций_____________________________________6
2.2.Разновидности стимуляций_____________________________________7
2.3. Структурирование времени____________________________________7
3. Понятие «жизненный сценарий» 9
3.1.Формирование "жизненного сценария"___________________________8
3.2.Жизненные позиции__________________________________________10
4. Игры, в которые играют люди. 10
4.1. Анализ игр_________________________________________________10
4.2.Примеры игр_______________________________________________12
Заключение 14
Список использованных источников и литературы: 15

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ НАЧАЛА.docx

— 41.97 Кб (Скачать документ)

Осознав свои позиции и игры, личность может  понять свой жизненный сценарий. Его  анализ и пересмотр являются непременной  процедурой в трансактном анализе.

    1. Жизненные позиции.

В сценарии существует четыре варианта жизненных позиций:

1. Я-ОК, Ты-ОК;

2. Я-неОК, Ты-ОК;

3. Я-ОК, Ты-неОК;

4. Я-неОК, Ты-неОК.

Жизненная позиция представляет собой основные качества (ценности), которые человек  ценит в себе и других людях, она  стремится оправдать решения  и поведение человека.  Жизненную  позицию ребёнок принимает в  первые месяцы кормления, а затем  подстраивает под нее свой сценарий.

Стоит отметить, что мы можем менять жизненные  позиции в зависимости от ситуации, хотя в совокупности большую часть  времени склонны проводить в  «своей» позиции.

  1. Игры, в которые  играют люди.

Игрой называется серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым  исходом. Она представляет собой  повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой  мотивацией.

      1. Анализ игр

«Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный  ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Берн  дает классификацию игр, основанную, по его мнению, на некоторых наиболее очевидных характеристиках и  переменных:

1. Количество игроков: игры на двоих ("Фригидная женщина"), на троих ("Ну-ка, подеритесь!"), на пятерых ("Алкоголик") и на многих ("Почему бы тебе не..." – "Да, но...").

2. Клинические типы: истерический ("Насилуют!"), с синдромом навязчивости ("Растяпа"), параноидальный ("Почему со мной всегда так?"), депрессивный ("Опять я за старое").

4. По зонам: оральные ("Алкоголик"), анальные ("Растяпа"), фаллические ("Ну-ка подеритесь").

5. Психодинамические: контрфобия ("Если бы не ты"), проецирующие ("Родительский комитет"), интроецирующие ("Психиатрия").

6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские ("Если бы не ты"), садистские ("Растяпа"), фетишистские ("Фригидный мужчина").

При классификации игр Э.Берн использует следующие качества игр.

1. Гибкость. Некоторые игры, такие как "Должник" или "Мне нужна операция", могут играться только на одном материале, в то время как другие, например эксгибиционистские игры, гораздо гибче.

2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.

3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые.

У психически неуравновешенных людей  эти свойства проявляются в определенной прогрессии и определяют, будет ли игра тихой или буйной.

Все игры оказывают на судьбу игроков  важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни. Эту группу игр Берн назвал "играми на всю жизнь". В нее  входят "Алкоголик", "Должник", "Ударь меня", "Попался, сукин сын!", "Смотри, что я из-за тебя сделал" и родственные им игры.

В этих играх Э. Берн четко выделяет название, тезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и "вознаграждения". В других играх автор наряду с этим выделяет тезис и антитезис.

Э. Берн находит шесть преимуществ (вознаграждений) в играх: внутреннее психологическое и внешнее психологическое, внутреннее социальное и внешнее социальное, биологическое, экзистенциальное.

4.2. Примеры игр.

"Должник"

"Должник", по мнению Э. Берна, больше  чем игра, для многих она становится  сценарием, планом всей жизни, но большинство играет в легкую игру "Если бы не долги", а в остальных отношениях они наслаждаются жизнью и лишь немногие играют в "Должника" в полную силу. 4

Разновидности игры "Должник": "Попробуй получи", "Кредитор", "Попробуй не заплати" и т.д.. Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия, не смотря на то, что выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.

"Ударь  меня"

В этой игре обычно участвуют люди, у  которых словно на лбу написано: "Пожалуйста, не бейте меня". 5Поведение игроков провоцирует на обратное и искушение почти непреодолимо, и тогда наступает естественный результат, К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу. Женщины иногда играют в разновидность этой игры, которая называется "Поношенное платье". Женщины прилагают усилия, чтобы выглядеть жалкими, стараются, чтобы их доходы – по "уважительным" причинам – не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия и т.п. Их игра бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: "Почему со мной всегда так?"

"Какой  ужас!".

Инициатор игры ищет несправедливости, чтобы  иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким  образом, это игра на троих: в ней  действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. Девиз - "Несчастье нуждается в сочувствии".6

 

Заключение

Трансактный анализ, разработанный известным  психотерапевтом Э.Берном, занимает одно из ведущих мест среди современных форм психотерапии. Трансактный анализ основан на том утверждении, что каждый человек проживает свою жизнь согласно «сценарию», написанному им самим под влиянием родственников. Также в каждом из нас есть три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. В зависимости от того, кто из них на первом плане в данный момент, человек ведет себя тем или иным образом.

Трансактный анализ включает:

    1. Структурный анализ - анализ структуры личности.
    2. Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
    3. Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу.
    4. Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ «эго-позиции», который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники  ролевых игр.

Трансактный анализ эффективен в групповой  работе, предназначен для кратковременной  психокоррекционной работы. Трансактный  анализ предоставляет клиенту возможность  выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного  свободного поведения.

 

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1997.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.
  3. Петровский В. Метод: транзактный анализ/ В.Петровский//PSYCHOLOGIES, март 2006 №3
  4. . Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб: Питер, 2003.
  5. Флогистон: Психология из первых рук 1998-2010.[Электронный ресурс] http://flogiston.ru/

1 Флогистон: Психология из первых рук 1998-2010.[Электронный ресурс] http://flogiston.ru/

  1. 2 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.С 16
  1. 3 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.С 254
  1. 4 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.С 64
  1. 5 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.С 67
  1. 6 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.С 91.

 


Информация о работе Методы практической психологии (на примере подхода Э. Берна)