Методы профилактики вторичных отклонений у детей со сложными недостатками развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание

Педагогическое воздействие, в первую очередь, направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние в отличие от первичных нарушений, имеющих в своей основе органические повреждения, легче поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических и технических средств может быть достигнута также значительная компенсация - восстановление или замещение - нарушенной функции.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 43.41 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

      Контрольная работа: 
       
       

      «Методы профилактики вторичных отклонений у детей со сложными недостатками развития» 
       
       

Челябинск 2011

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Отклонения, или аномалии, в развитии детей  разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: его зрительного  восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоциональноволевой  сфер, двигательной системы. Отклонения могут быть разной степени и вызваны  разными причинами.

     За  рубежом используются более широкие  понятия, объединяющие детей с отклонениями в развитии. Например, понятие "дети с нарушениями" (англ. Handicapped children) объединяет всех аномальных детей, детей-инвалидов, а также детей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями и  психическими расстройствами; понятие "исключительные дети" (англ. exceptional children) наряду с теми категориями, которые  в отечественной науке обозначаются как "аномальные дети, включает также  особо одаренных детей. Основанием для подобных определений служит более или менее выраженное отличие  ребенка от массы сверстников.

     Лежащие в основе отклонений дефекты могут  быть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных дефектов важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в  период беременности (интоксикация, в  т.ч. алкогольная, внутриутробная инфекция, травма), а также асфиксия и родовая  травма. Приобретенные аномалии в  основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных заболеваний (менингит, полиомиелит  и др.), травм, интоксикаций и др.

     Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные  отклонения в развитии. Например, первичное  поражение слуха искажает развитие устной речи, что в свою очередь  приводит к нарушениям познавательного  и личностного развития. При любом  характере первичного нарушения  наблюдается отставание в сроках формирования психических функций  и процессов и замедленный  темп их развития. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметная, игровая, продуктивная. Существенные отклонения наблюдаются в развитии познавательной деятельности, нарушается процесс общения; аномальные дети плохо  овладевают средствами усвоения общественного  опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу  и по словесной инструкции и т.п.

     В процессе аномального развития проявляются  не только негативные стороны, но и  положительные возможности ребенка; идет процесс естественной компенсации. Так, у детей, лишенных зрения, развивается  способность к оценке расстояния при ходьбе, дистанционное чувство  препятствия, слуховая память, способность  с помощью осязания составлять представление  о предмете. Позитивные проявления своеобразного развития аномальных детей являются одним из оснований  для разработки системы специального обучения и воспитания.

     Опорой  приспособления  детей со сложными недостатками в развитии к окружающей среде являются сохранные функции, т.е. функции нарушенного анализатора  заменяются интенсивным использованием сохранных. Развитие  детей со сложными недостатками в развитии  в принципе подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения. Но для того, чтобы  тенденции развития были реализованы, а само развитие было максимально  приближено к нормальному, требуются  специальные педагогические воздействия, имеющие коррекционную направленность и учитывающие специфику дефекта.

     Педагогическое  воздействие, в первую очередь, направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние в  отличие от первичных нарушений, имеющих в своей основе органические повреждения, легче поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических и технических средств может  быть достигнута также значительная компенсация - восстановление или замещение - нарушенной функции.

     Системный подход к воспитанию ребенка со сложными недостатками в развитии как профилактика вторичных нарушений

     Воспитание  и обучение детей со сложными нарушениями  в развитии-сложная социальная и  педагогическая проблема. Ее решение  служит целям подготовки этих детей  в соответствии с их возможностями  к самостоятельной, активной общественно  полезной жизни.Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана ссемейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов  вариативности и системности.Вариативность  предполагает организацию различных  форм помощи родителям, воспитывающим  умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в  большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.

     Модель  семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной  жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых матерей  и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и  компенсирующего типа, а также  при психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК). 
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям 
основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и 
обучения детей со сложными недостатками в развитии, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития.

     Принцип системности воспитания ребенка  требует учета сложного характера  психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С. Выготским. Принцип системности  в коррекционной работе обеспечивает аправленность на устранение или  сглаживание тех или иных причин  причин в отклонении  развития  ребенка. Успех такого пути коррекции  базируется на 
результатах диагностического обследования, итогом которого становится 
представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений 
между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных 
целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно- 
следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и 
результаты анализа социальной ситуации развития ребенка. 
Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями 
интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка.

     В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики  детей, которые определяют собой  общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему  миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного  возрастного периода. А. В. Запорожец  обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой  предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных  для каждого возрастного периода.

     Исходя  из вышесказанного, очевидно, что системный  подход требует, в 
первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии 
с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным 
окружением, а затем и дошкольным учреждением.

     На  основе информации и анализа собранных  данных, полученных в процессе сихолого-медико-педагогического  обследования, специалисты дают общуюоценку  уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень 
выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, 
оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с 
появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного 
воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы. 
Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей 
практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В 
программу коррекционного воздействия должны входить два важных 
взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи 
родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. 
Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции 
в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно- 
педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий 
развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер 
нарушений и степень их выраженности.

     Причинами появления у детей таких сложных  и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные  вирусные заболевания матери во время  беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами  появления детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими  другими болезнями. Все чаще в  последнее время множественные  дефекты у новорожденного объясняют  глубокой недоношенностью, которая  наступила в результате преждевременных  родов по неясной для врачей причине.  В ряде случаев к очень раннему  нарушению зрения и слуха приводят тяжелые заболевания новорожденного в первые месяцы жизни. До сих пор  мы встречаемся со случаями, когда  для спасения жизни новорожденного применяются сильнодействующие  лекарства, которые могут отрицательного влиять на слух и зрение ребенка. В  любом случае ребенок с врожденными  или очень рано наступившими нарушениями  зрения и слуха сталкивается с  очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы.  
Итак, чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильные переживания сопровождают первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за жизнь ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.  
Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения и слуха у новорожденного. Довольно часто сразу после рождения этим детям ставят диагнозы «органическое поражение ЦНС», «энцефалопатия», отмечают шум в сердце и т.п. В большинстве случаев не удается достаточно рано определить наличие нарушений слуха у новорожденного. Большие сложности возникают и с обследованием зрения у такого ребенка. Практика показывает, что хотя офтальмологическое обследование должны проходить все новорожденные дети, в ряде случаев это обследование осуществляется достаточно формально и не позволяет своевременно выявить такую сложную глазную патологию, как врожденные изменения сетчатки глаза (ретинопатию новорожденных) или частичную атрофию зрительных нервов. Только иногда явные признаки проявления врожденной катаракты отмечаются сразу после рождения ребенка. Гораздо чаще появление катаракты замечает мать ребенка в первые месяцы после рождения. Сначала появляются серые точки в зрачках ребенка, затем сереет весь зрачок на одном глазу, потом на другом. После этого обращаются к глазному врачу и узнают диагноз. Ребенка назначают на операцию по удалению катаракты. Для лучшего развития остаточного зрения ребенка очень важно прооперировать катаракту как можно раньше. Пережив новый стресс по поводу возможной слепоты своего ребенка, мама начинает готовиться к будущей операции, проходит с ребенком специальные процедуры обследования, ухаживает за малышом после операции. Снова страх за жизнь ребенка, ужас перед возможной неудачей операции, надежда на полное излечение зрение. Постоянное напряженное, тревожное состояние матери обязательно сказывается на младенце, слабая нервная система которого постоянно травмируется болезненными медицинскими процедурами до, после и во время операции. На все эти переживания уходят силы. Но ситуация становится еще тяжелее, если к опасениям за состояние зрения ребенка прибавляются подозрения о возможном нарушении у него и слуха тоже.  Часто мамы рассказывают, что впервые на нарушение слуха у ребенка они обратили внимание сразу после операции глаз. До операции им казалось, что ребенок слышит нормально. Возможно, считали они, что собственно операция глаз, сопутствующий ей общий наркоз и введение разных лекарств послужили причиной потери слуха.  При более подробной беседе с мамой, чаще всего удавалось выяснить, что родители, поглощенные заботами о здоровье ребенка, страхами за его зрение, просто не обращали должного внимания на состояние его слуха. Поэтому недостаточность слуха наиболее отчетливо выступила действительно после операции глаз ребенка, когда он начал смотреть на предметы, узнавать взрослых. Казалось, что все самое сложное позади и теперь ребенок начнет развиваться нормально. Но этого не происходит. Родители начинают замечать, что он не реагирует на громкие звуки, не оборачивается на голос матери.  Снова новые страхи за будущее ребенка, обращения к другим врачам, попытки найти специалиста, который возьмется лечить слух ребенка. Попытки лечения, которые часто не дают нужного результата. Усталость и отчаяние родителей, и все большее отставание больного ребенка от обычных сверстников. Но картина первых месяцев жизни нашего ребенка не выглядит так мрачно, если его родители находят в себе силы справиться со своим страхом и неприятием возможной слепоты и глухоты ребенка и стараются помочь ему найти другие, более адекватные, чем ущербные зрение и слух, опоры в развитии.  Очень важно, если родители понимают, что кроме постоянного наблюдения у врачей их ребенку необходима помощь специалистов по обучению детей с нарушением зрения и слуха, и они начинают искать контакты с подобными специалистами сразу после того, как появились подозрения на наличие сложного дефекта у ребенка.  Своевременное обращение в сурдоцентр по месту жительства к сурдологу — специалисту по диагностике нарушений слуха и слухопротезированию — поможет как можно раньше правильно подобрать слуховой аппарат для ребенка и начать с ним специальные занятия у сурдопедагога. Полная глухота встречается у детей с нарушенным слухом очень редко. Практически всегда у детей имеется остаточный слух разной степени, который можно успешно развивать, используя специальные упражнения. Большие возможности дает и раннее, обязательно для двух ушей, протезирование слуховыми аппаратами.  едко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением.  
Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации.  
Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Эксперименты на новорожденных обезьянках показали, что лишение их физического контакта с матерью и воспитание путем только зрительной и слуховой стимуляции привело к очень грубым нарушениям их социального поведения в будущем. Только постоянный телесный контакт с ребенком создает у него чувство безопасности и защищенности. Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха идет также, но каждый его шаг и этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.  Уже на втором месяце жизни у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Очень важно, чтобы и ребенок, и мать были в это время спокойны и расслаблены. Часто больные дети плохо сосут с первых дней жизни. К сожалению, очень часто у матери рано пропадает грудное молоко и приходится переходить на искусственное вскармливание. Если уже с самого рождения приходится кормить его из бутылочки с соской, нужно все равно стараться приблизить эту ситуацию к ситуации кормления грудью: делать это, держа младенца на руках или лежа с ним рядом. Стараться относиться спокойно к плохому аппетиту ребенка, малыш с таким сложным врожденным дефектом может отставать в весе. Если нервничает мать во время кормления, то обязательно нервничает и ребенок.

     Очень часто дети с врожденными нарушениями  зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют  на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок  успокаивается при укачивании на руках у матери и плачет, когда  его кладут в кроватку. Лаская малыша, спокойно лежащего на коленях, мама должна особенно внимательно отнестись  к тем своим действиям, которые  особенно приятны ребенку, и повторять  их снова и снова. Можно попробовать  не только целовать и гладить ребенка, но дуть ему в рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, щекотать. Замечательно, если ваш ребенок начнет привыкать  к этим вашим действиям и ждать  их каждый раз, очутившись у вас на коленях, выражать плачем недовольство, если вы не совершаете понравившихся  ему действий. Часто беря малыша на руки, не бойтесь избаловать его, как боятся этого мамы нормально  развивающихся детей. Для нашего ребенка частое нахождение на руках  матери — единственная возможность  ощутить чувство защищенности и  комфорта, столь необходимое для  всего будущего развития ребенка. Другим известным способом принести удовольствие малышу является теплая ванна с водой. Делайте ее как можно чаще. Это  не только необходимое средство для  ухода за младенцем, по и верный способ успокоить. Тепло воды, яркие блики  света в воде и на кафельных  стенках ванны, приятные запахи —  все привлекает внимание ребенка. Купание  — также очень хорошая возможность  для развития движений малыша.  Очень  важно, чтобы малыш развивался моторно  с возможно меньшим отставанием  от нормы. Общеукрепляющий массаж и  специальная гимнастика всегда показаны нашим детям. Если ребенок пассивен, старайтесь помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте  его за ручки, учите упираться  ногами и т.д. Здоровый ребенок очень  подвижен и постоянно сам меняет положение тела. За нашего ребенка  это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы он не оставался долгое время в одной и той же позе. Постоянно меняйте его положение  в кроватке по отношению к источнику  света. Чаще меняйте положение своего тела, когда держите ребенка на руках.  Как только вы почувствуете, что мышцы спины и шеи уже  достаточно окрепли для сидения, — сажайте его на колени, приподнимайте  его тело в кроватке и коляске  с помощью подушек и валиков. Делайте это достаточно осторожно, придерживайте его головку, она  обычно сначала несколько запаздывает, когда приподнимается спинка. Учите  его сидеть в разных местах, на разной поверхности — все это расширяет  его опыт. Приучайте его сидеть на ваших коленях спиной к вашему животу и наоборот — лицом к  вам: очень удобные позы для будущих  занятий с ребенком. Помните, что  от вашей активности зависит очень  многое.  
Постепенно малыш должен стать более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции использования остаточного зрения и слуха.  Обычно всем младенцам нравится играть со светом. Они машут руками между лицом и светом, учатся фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Велико значение световой стимуляции и для развития нарушенного зрения, особенно это важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Наш ребенок тоже способен радоваться смене света и тени. При этом важно менять положение источника света, следя за ним, ребенок учится контролировать свои руки и голову, это может стимулировать его движения и перевороты. Подумайте, хорошо ли освещено ваше лицо, когда вы находитесь рядом. Не менее важно стимулировать слух ребенка. Ребенок с нормальным слухом тоже не умеет слушать с рождения. Только с помощью матери он научается выделять из потока разнообразных звуков приятные и значимые для него звуковые сигналы (голос мамы, звук колокольчика или погремушки, скрип двери и т.д.). Постоянно слыша голос матери, он начинает узнавать его издалека, прислушивается к нему. С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния. Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта.  Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разные движения, которые радуют ребенка. Можно играть с ним в «ладушки» и «поехали с орехами», в другие подобные игры.  
Внимательно вслушивайтесь в звуки, которые произносит сам ребенок. Попробуйте повторять его вокализации — это тоже может служить стимулом для развития его слуха, гуления и лепета.  В жизни ребенка очень важные достижения в развитии наступают после первого полугодия: ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция глаз и рассматривание, которые развиваются к этому времени. Чтобы вызвать действия хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки и, когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться, и, наконец, позволить схватить предмет.  В нашем случае только этого бывает недостаточно, нужно подбирать яркие и блестящие предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, вкладывать их в руку, держать предмет его рукой. Если не учить малыша действовать с предметами, у него очень рано может зафиксироваться интерес только к движениям собственной руки перед глазами, которые скоро превратятся в стереотипные движения, повторяемые без конца.  
Очень важным предметом, к которому должен привыкнуть малыш и освоить с ним соответствующее действие, должна стать ложка, а затем и чашка. Как и все нормально развивающиеся дети, наш ребенок должен до года научиться есть с ложки, и пить из чашки. Ложка должна стать одним из первых предметов, с которыми ребенок научится манипулировать: брать ее в руку, рассматривать, близко поднеся к глазу, облизывать, трясти ею перед глазами, стучать по столу. Ребенок должен научиться пить из чашки, которую сам держит в руках. Довольно часто мы встречаемся с неоправданно долгим кормлением ребенка только жидкой пищей через соску. Попытайтесь сделать уже привычную процедуру такого кормления неудобной для ребенка (сделать совсем маленькую дырочку в соске, например) и тут же предложить ему вкусную, сначала тоже жидкую, еду, но с ложечки.  Пища к этому времени должна стать более разнообразной. Ребенок должен уметь жевать густую пищу, откусывать ее от куска, который держит в руке. Если не научить нашего ребенка всем этим навыкам вовремя, то будет очень трудно переучить его в более позднем возрасте.  
Что касается навыков, связанных с туалетом, то они общеприняты для этого возраста. Ребенку должно быть неприятно мокрое белье и приятно чистое. Как только малыш научится сидеть, его надо приучать сидеть на горшке. Делать это надо сразу после пробуждения или через некоторое время после еды. Горшок должен быть удобным и теплым. Можно сажать ребенка на горшок, зажатый между коленями мамы или между ее ногами, когда она сидит на полу. Мы не останавливаемся на особых требованиях к организации дня ребенка, так как сама жизнь ребенка этого возраста подразумевает довольно жесткий режим сна и кормления, который организует всю жизнь ребенка первого года жизни.  
Необходимо по возможности избегать стрессовых ситуаций. Стараться очень постепенно, но достаточно твердо вводить новые изменения в жизнь ребенка и никогда не возвращаться к прежним навыкам, если такие изменения уже произошли. Когда родители следуют этим основным правилам, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого — началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:  

Информация о работе Методы профилактики вторичных отклонений у детей со сложными недостатками развития