Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:06, контрольная работа
Педагогическое воздействие, в первую очередь, направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние в отличие от первичных нарушений, имеющих в своей основе органические повреждения, легче поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических и технических средств может быть достигнута также значительная компенсация - восстановление или замещение - нарушенной функции.
есть с ложки;
2) жевать;
3) откусывать от куска;
4) пить
из чашки;
5) сидеть;
6) брать предметы в руку, тянуть в рот,
трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать
их;
7) сидеть на горшке.
Его поведение можно охарактеризовать
следующим образом:
1) проявляет недовольство, когда остается
один;
2) успокаивается на руках у взрослого;
3) проявляет беспокойство, когда штаны
мокрые;
4) большую часть времени проводит один
сидя, лежа или ползая;
5) пытается сам вставать;
6) проявляет интерес к светящимся, блестящим
и ярким предметам;
7) очень любит купание и обливание.
Наш ребенок научился ходить. Чаще всего
это происходит с заметным опозданием
по сравнению с нормой. Если это запаздывание
не связано с определенными двигательными
нарушениями, оно в ряде случаев объясняется
излишней осторожностью и недоверием
к возможностям ребенка со стороны взрослых.
Нужно начинать учить ребенка ходить,
как только он начал хорошо стоять с поддержкой.
Хорошим способом помочь нашему малышу
в этом может стать своеобразное совместное
хождение: ступни ног ребенка стоят на
ступнях взрослого, который находится
сзади и держит малыша за обе руки.
Бывают случаи, когда наши дети научались
ходить вскоре после первой же консультации
у специалистов, когда удавалось установить
и доказать родителям, что у этого ребенка
нет никаких нарушений моторики, препятствующих
самостоятельному хождению. Слепой ребенок
учится ходить, двигая какой-нибудь предмет
перед собой, или протягивает вперед руку,
чтобы не натолкнуться на встречные предметы.
Начиная ходить самостоятельно, ребенок
учится осваивать окружающее его пространство.
Поэтому надо очень внимательно, с точки
зрения особенностей вашего ребенка, отнестись
ко всей обстановке вашего жилища. Пространство,
окружающее ребенка, должно быть безопасно
и стабильно. Уберите все неустойчивые
и острые предметы на пути ребенка, о которые
он может больно ушибиться, опасно удариться,
свалить на себя или запнуться. Постоянное
нахождение предметов в окружающем пространстве
— главное требование для освоения его
ребенком с нарушенным зрением.
По мере того как увереннее ходит ваш ребенок,
родители стараются все реже брать его
на руки. Берут на руки только после соответствующей
просьбы-жеста ребенка (тянет руки вверх),
а в дальнейшем только как поощрение за
правильно выполненные действия. То есть
не просто держат на руках, а кружат ребенка
или подбрасывают, если ему это нравится.
Проведение в этот период различных специальных
занятий по развитию движений способствует
укреплению эмоционального контакта с
родителями и подготавливает почву для
развития будущего активного поведения
нашего ребенка в бытовых ситуациях.
При этом все действия ребенка с взрослым
выполняются совместно.
Для детей с глубокими нарушениями зрения
и слуха на втором году жизни мы можем
предложить следующие упражнения с взрослыми:
— бегать по комнате или на улице, держа
малыша за руку; бегать, держась за веревочку
в руках взрослого;
— уметь перешагивать и перелезать через
препятствия;
— пролезать под протянутой низко над
полом веревочкой (детям очень нравится,
если на эту веревку повесить разноцветные
ленточки);
— ползать под составленными в ряд большими
стульями, можно ползать под свет фонарика;
— залезать на стул и спрыгивать с помощью
взрослого на пол;
— кататься на каталке, отталкиваясь ногами
от пола; — катать машину по полу, тянуть
ее за веревочку;
— прыгать на пружинном матрасике или
диване;
— ходить по наклонной доске, приставленной
к дивану, съезжать с этой доски-горки
(сидя);
— качаться на кресле-качалке, на качелях;
— совершать совместные наклоны (малыш
сидит на иолу спиной к животу взрослого
и вместе с ним совершает наклоны вперед
и назад);
— катание на плечах взрослого (папа, держа
ребенка за руки, помогает ему взобраться
к себе на плечи и качает по комнате);
— катание на спине (сидя на диване, папа
помогает малышу взобраться себе на спину,
встает и катает его по комнате);
— катание мяча по полу (взрослый и ребенок
сидят лицом, друг к другу, ступни ребенка
касаются расставленных коленей взрослого);
— игры с водой (стоя рядом с ванночкой,
наполненной водой, наливать и выливать
воду из кружки, играть с плавающими игрушками);
— игры с песком (насыпать песок совком
в формочку и высыпать песок из формочки,
делать куличики).
Развитие эмоционального контакта с родителями
делает возможным более полноценное участие
ребенка в бытовых: действиях, выполняемых
по режиму дня.
Распорядок дня всегда состоит из определенного
набора сменяющих друг друга во времени
ситуаций типа: утренний туалет, завтрак,
прогулка, ужин и приготовление ко сну.
Внимательно приглядитесь и проанализируйте
обычный порядок своих действий по режиму
дня ребенка, постарайтесь найти в них
место совместным с ребенком действиям.
Рассмотрим, как могут выглядеть некоторые
из таких ситуаций.
Утренний туалет. В каждой семье существует
определенный ритуал утреннего подъема
детей. Обычно мама подходит и ласково
будит ребенка, лежащего в кроватке. Помогает
ему слезть с кровати и надеть тапочки.
Вместе с ребенком достают из-под кровати
горшок, на который должен сесть ребенок.
После этого вместе выносят горшок в туалет.
Ставят горшок на определенное «дневное»
место в ванной или туалете. В ванной мама
снимает полотенце с вешалки и накидывает
его на плечи ребенка, чтобы идти умываться.
Вместе с малышом открывают кран, моют
руки, чистят зубы и умываются. Вытираются,
закрыв воду и повесив полотенце, возвращаются
в спальню. Мама одевает ребенка, стараясь
вызвать хотя бы минимальную ответную
реакцию ребенка (протягивать ногу, когда
надевают носок; поднимать руки, когда
надевают рубашку; встать со стула и натянуть
на бедра уже надетые на ступни колготки
или штаны).
Завтрак.Вместе идут на кухню, где мама
надевает на ребенка нагрудничек или фартучек.
Достают из шкафа тарелку, ложку и чашку,
ставят все это на стол в определенном
месте. Мама накладывает еду и сажает ребенка
на высокий стульчик или на колени. Вкладывает
ложку в руку ребенка и, прижимая ее сверху,
начинает кормить. Внимательно следит
за своей и его руками, держащими ложку:
как только чувствует, что ребенок начинает
сам удерживать ложку, ослабляет свои
усилия и лишь слегка придерживает и направляет
ложку. Затем мама придвигает к ребенку
чашку и дает ее ему в руки; малыш пьет
из чашки самостоятельно. Вытерев лицо
ребенка салфеткой и опустив ребенка на
пол, мама вместе с ним убирает грязную
посуду в раковину. После этого можно помыть
посуду при участии ребенка: поставить
его перед собой у раковины на табуретку.
Закончив с мытьем посуды и вытерев ее,
убрать посуду на место. Снять и убрать
фартук.
После завтрака, пока мама занята своими
делами на кухне, можно попробовать организовать
самостоятельную игру ребенка, дав ему
для этого кастрюлю с крышкой или пару
больших ложек и показав, как можно закрывать
кастрюлю крышкой, вертеть ее и стучать
ею по полу. Некоторое время малыш будет
занят с этими предметами на полу, а вы
сможете закончить свои дела. Вместе с
ребенком надо обязательно убрать потом
«игрушки» на место.
Прогулка. После посещения туалета можно
начать собираться на утреннюю прогулку.
Обычно подобные сборы начинаются с одевания
какой-то верхней одежды или обувания;
нужно, чтобы эта одежда или обувь стала
для ребенка сигналом предстоящей прогулки.
Во время прогулки важно, чтобы ребенок
получил определенную физическую нагрузку:
бегал, лазал, много ходил. Можно поиграть
с ним в песке с совком и формочками или
просто насыпать и высыпать песок из ведерка
с помощью совка, покачать малыша на качелях.
Обед. Проходит аналогично завтраку. Если
во время обеда за столом присутствует
еще кто-то, постарайтесь, чтобы ребенок
мог проследить, как ест другой человек,
можно «покормить» его вместе с ребенком,
пощупать его щеки во время жевания.
Послеобеденный сон.Разбирая постель
ребенка, уже с этого возраста полезно,
чтобы малыш принимал в этом посильное
участие: снимал покрывало, взбивал подушку,
доставал пижаму и т.п. Важно приучать
ребенка к тому, что его вещи всегда аккуратно
вешаются на стул рядом с кроваткой. Если
малыш долго не засыпает, можно дать ему
в руки какой-то предмет, который он будет
вертеть в руках. Возможно, это отвлечет
его от проявлений мастурбации и стереотипных
раскачиваний.
После дневного отдыха можно немного
позаниматься с малышом, держа его
на коленях лицом к себе. Петь
и говорить ему на ушко, хлопать
в ладошки, подбрасывать на коленях.
При этом стараться привлечь его
внимание к своему лицу, к движениям
губ и языка, к своему голосу, к
воздушной струе из вашего рта. Важно,
чтобы ребенок хоть на короткое время
смотрел на лицо взрослого, реагировал
на его голос, на вибрацию щек и
горла мамы, которую малыш может
ощущать руками. Затем застилание
постели, одевание, умывание, полдник
и прогулка.
Ужин. Как правило, это время совместной
трапезы с вернувшимся с работы отцом
и другими членами семьи. После ужина можно
организовать занятия ребенка с папой
(см. приведенный выше список занятий по
развитию движений).
Выполняя подобные действия в бытовых
ситуациях изо дня в день, ребенок постоянно
должен быть занят реальной полезной деятельностью.
Совершая действия с предметами сначала
полностью под руководством взрослого,
а потом совместно с ним, ребенок начинает
обучаться настоящим предметным действиям
— действовать с предметом в соответствии
с его функциональным назначением (вытираться
полотенцем, чистить зубы щеткой, причесываться
расческой, есть ложкой и т.д.). Учится правильно
держать предмет и действовать с ним. Усваивает
общепринятый порядок смены бытовых ситуаций
в течение дня и последовательность действий
внутри каждой из этих ситуаций. Постепенно
в совместную с ребенком деятельность
взрослый должен включать все большее
число действий с привлекательными предметами,
поддерживая тем самым эмоциональный
контакт с ребенком и развивая возможности
его восприятия, познавательные способности.
Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик
и раскрывает его над головой ребенка,
вместе с ребенком вертит зонтик. Как только
замечает малейшие признаки угасания
интереса к этому предмету — складывает
и убирает зонтик.
Фонарик. Учить ребенка ходить за световым
зайчиком в затемненной комнате, уметь
держать фонарик самому, включать его
и выключать.
Платок. Расправлять с помощью взрослого
большой цветной платок или кусок ткани
и накидывать на лицо ребенка, снимать
и снова накидывать. Как правило, дети
делают это с большим удовольствием.
Барабан. Вместе со взрослым стучать по
барабану палочкой. Оборачиваться на звук
барабана.
Колокольчик, Учить ребенка звонить в
колокольчик около уха. Оборачиваться
на звук колокольчика.
Браслеты. Манипулировать с разноцветными
пластмассовыми браслетами — не только
рассматривать их и вертеть перед глазами,
но и учиться надевать на руки и снимать.
Бусы. Надевать бусы на себя, на взрослого
и снимать их. Нанизывать вместе со взрослым
крупные бусинки на шнурок.
Кубики. Взрослый делает из цветных кубиков
постройку, а затем разрушает ее вместе
с ребенком. Потом снова строит из них
башню, которую вновь разрушает ребенок.
Постройка делается вместе с ребенком
и разрушается. После нескольких минут
занятий с кубиками их можно побросать
в коробку, потом потрясти коробку, дав
ребенку возможность ощутить их вибрацию.
Бросать кубики в коробку с расстояния
вместе со взрослым и т.д.
Бирюльки. Учить малыша брать мелкие цветные
предметы из коробки и опускать их в узкое
горлышко бутылки. Встряхнув бутылку несколько
раз обеими руками и полюбовавшись яркими
предметами в ней, высыпать их в коробку.
Машинка. Учить возить машинку по полу,
по столу. Вертеть ее колесики рукой. Возить
машинку с положенными в ее кузов кубиками.
Заводная игрушка. Следить рукой и глазами
за движениями механической, заведенной
взрослым, игрушки (например, лягушки),
приостанавливать ее движения нажатием
руки, затем убирать руку и снова следить
за движениями игрушки. Заводить игрушку
ключиком вместе со взрослым.
Пирамидка. Учить ребенка снимать кольца
со стержня пирамидки. Манипулировать
с кольцами: рассматривать их, надевать
на палец, вертеть.
Волчок. Особенно охотно дети занимаются
с волчком, который искрит разноцветными
огоньками при вращении. Учить ребенка
вместе со взрослым «заводить» волчок,
следить за его вращением глазами и руками.
Занятия с этими и другими подобными предметами
проводятся взрослым сначала очень непродолжительное
время (3 — 10 мин) в удобное время. По мере
закрепления интересов ребенка к подобным
игрушкам, занятиям с ним отводится определенное
время в распорядке дня (утром или вечером
перед прогулкой). Такие игрушки желательно
хранить в отдельной большой коробке в
определенном месте. Перед началом занятий
вместе с ребенком доставать эту коробку
и приносить туда, где будете играть. Можно
проводить эти занятия сначала на полу,
потом сидя за столом с ребенком на руках,
и, наконец, учить ребенка сидеть на маленьком
стульчике за столом рядом со взрослым.
После занятий складывать игрушки в коробку
и относить на место.
В свободное от дел и занятий время нужно
давать ребенку некоторые предметы и игрушки
для самостоятельных действий. Это должен
быть несколько другой набор игрушек,
отличных от употребления на занятиях
со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка,
расческа, зеркальце, флажок, мячик и др.
Наблюдая за самостоятельными действиями
ребенка с этими предметами, вы сможете
оценить, насколько малыш усвоил их употребление.
Такая свободная игра с предметами не
должна пока занимать продолжительное
время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь
себя хотя бы 15 минут. Как только вы замечаете,
что действия с предметами становятся
очень однообразными — убирайте игрушки.
Держать эти игрушки следует в другой
коробке и в другом месте комнаты. Если
развитие нашего ребенка идет нормально,
то к концу второго — началу третьего
года жизни он должен овладеть следующими
умениями:
1) самостоятельно и уверенно ходить;
2) держать ложку во время еды (взрослый
только направляет ее движение);
3) держать чашку за ручку и пить из нее;
4) участвовать в процессе раздевания (снимать
штанишки, носки, обувь, шапку);
5) проявлять активность при одевании (протягивать
руки в рукава, наклонять голову при одевании
майки или платья, подтягивать колготки
и штаны, уже надетые взрослым на ноги);
6) знать свое место за столом во время
еды;
7) хорошо ориентироваться в помещениях
квартиры и на прогулке;
8) спокойно садиться на горшок, когда этого
хочет взрослый; иногда садиться самому;
9) бегать, прыгать, залезать на стулья
и диван;
10) уметь зажигать и гасить настольную
лампу, включать свет;
11) различать близких и чужих людей (настораживаться
на руках у незнакомого человека).
Поведение ребенка можно охарактеризовать
следующим образом:
1) большую часть времени проводит, передвигаясь
по квартире и действуя с предметами;
2) действует с предметами не только однотипно
(облизывает, машет перед глазами, стучит
по столу, бросает), но и с учетом физических
свойств предметов (выбирает наиболее
яркие и блестящие предметы и действует
с ними рядом с источником света, может
поставить прямоугольные предметы один
на другой, покатать круглые предметы,
прикладывает к уху звучащие игрушки,
надевает предметы с отверстием на руку
или палец и т.д.);
3) особенно ласков с матерью, узнает и
тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим
близким;
4) с удовольствием участвует в занятиях
и играх со взрослыми;
5) в свободное время предпочитает действовать
с одним-двумя любимыми предметами.
Рассказывая в этой статье о таких сложных
детях, мы попытались дать самые общие
рекомендации по их воспитанию. Однако
мы хорошо понимаем, что необходимо говорить
об индивидуальных планах развития каждого
ребенка с его неповторимой историей заболевания
и конкретными условиями воспитания в
семье. Мы попытаемся сделать это в дальнейших
публикациях, а сейчас главной нашей задачей
было показать, что самым сложным детям
можно помочь обычными средствами.
Заключение
В
дефектологии разработана теория обучения
аномальных детей - специальная дидактика.
В ее основе лежат общие дидактические
принципы, которые приобретают
В ряде зарубежных стран широко используется так называемое интегрированное обучение детей со сложными недостатками в развитии в массовых школах. Нередко это приводит к тому, что аномальные дети оказываются в неравном положении с их нормально развивающимися сверстниками, поскольку усваивают учебный материал в более медленном темпе и нуждаются в специальных вспомогательных средствах.
Продуктивным
и приемлемым, вероятно, следует
считать такой подход, при котором
наиболее способные дети с нарушениями
слуха, зрения или двигательной системы
(прежде всего с легко выраженными
нарушениями) могут обучаться в
обычных общеобразовательных
В
зависимости от вида аномалии выделяются
основные категории аномальных детей:
дети с нарушениями зрения, дети
с нарушениями слуха, дети с нарушениями
интеллекта, дети с нарушениями речи,
дети с нарушениями опорно-