Методы профилактики вторичных отклонений у детей со сложными недостатками развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание

Педагогическое воздействие, в первую очередь, направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние в отличие от первичных нарушений, имеющих в своей основе органические повреждения, легче поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических и технических средств может быть достигнута также значительная компенсация - восстановление или замещение - нарушенной функции.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 43.41 Кб (Скачать документ)

    есть с ложки;  
    2) жевать;  
    3) откусывать от куска;
     

    4) пить  из чашки;  
    5) сидеть;  
    6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать их;  
    7) сидеть на горшке.  
    Его поведение можно охарактеризовать следующим образом:  
    1) проявляет недовольство, когда остается один;  
    2) успокаивается на руках у взрослого;  
    3) проявляет беспокойство, когда штаны мокрые;  
    4) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;  
    5) пытается сам вставать;  
    6) проявляет интерес к светящимся, блестящим и ярким предметам;  
    7) очень любит купание и обливание.  
    Наш ребенок научился ходить. Чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Если это запаздывание не связано с определенными двигательными нарушениями, оно в ряде случаев объясняется излишней осторожностью и недоверием к возможностям ребенка со стороны взрослых. Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой. Хорошим способом помочь нашему малышу в этом может стать своеобразное совместное хождение: ступни ног ребенка стоят на ступнях взрослого, который находится сзади и держит малыша за обе руки.  
    Бывают случаи, когда наши дети научались ходить вскоре после первой же консультации у специалистов, когда удавалось установить и доказать родителям, что у этого ребенка нет никаких нарушений моторики, препятствующих самостоятельному хождению. Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивает вперед руку, чтобы не натолкнуться на встречные предметы.  
    Начиная ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Поэтому надо очень внимательно, с точки зрения особенностей вашего ребенка, отнестись ко всей обстановке вашего жилища. Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Уберите все неустойчивые и острые предметы на пути ребенка, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве — главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением.  
    По мере того как увереннее ходит ваш ребенок, родители стараются все реже брать его на руки. Берут на руки только после соответствующей просьбы-жеста ребенка (тянет руки вверх), а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия. То есть не просто держат на руках, а кружат ребенка или подбрасывают, если ему это нравится.  
    Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения нашего ребенка в бытовых ситуациях.  
    При этом все действия ребенка с взрослым выполняются совместно.  
    Для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха на втором году жизни мы можем предложить следующие упражнения с взрослыми:  
    — бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого;  
    — уметь перешагивать и перелезать через препятствия;  
    — пролезать под протянутой низко над полом веревочкой (детям очень нравится, если на эту веревку повесить разноцветные ленточки);  
    — ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика;  
    — залезать на стул и спрыгивать с помощью взрослого на пол;  
    — кататься на каталке, отталкиваясь ногами от пола; — катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;  
    — прыгать на пружинном матрасике или диване;  
    — ходить по наклонной доске, приставленной к дивану, съезжать с этой доски-горки (сидя);  
    — качаться на кресле-качалке, на качелях;  
    — совершать совместные наклоны (малыш сидит на иолу спиной к животу взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад);  
    — катание на плечах взрослого (папа, держа ребенка за руки, помогает ему взобраться к себе на плечи и качает по комнате);  
    — катание на спине (сидя на диване, папа помогает малышу взобраться себе на спину, встает и катает его по комнате);  
    — катание мяча по полу (взрослый и ребенок сидят лицом, друг к другу, ступни ребенка касаются расставленных коленей взрослого);  
    — игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);  
    — игры с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).  
    Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноценное участие ребенка в бытовых: действиях, выполняемых по режиму дня.  
    Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.  
    Внимательно приглядитесь и проанализируйте обычный порядок своих действий по режиму дня ребенка, постарайтесь найти в них место совместным с ребенком действиям.  
    Рассмотрим, как могут выглядеть некоторые из таких ситуаций.  
    Утренний туалет. В каждой семье существует определенный ритуал утреннего подъема детей. Обычно мама подходит и ласково будит ребенка, лежащего в кроватке. Помогает ему слезть с кровати и надеть тапочки. Вместе с ребенком достают из-под кровати горшок, на который должен сесть ребенок. После этого вместе выносят горшок в туалет. Ставят горшок на определенное «дневное» место в ванной или туалете. В ванной мама снимает полотенце с вешалки и накидывает его на плечи ребенка, чтобы идти умываться. Вместе с малышом открывают кран, моют руки, чистят зубы и умываются. Вытираются, закрыв воду и повесив полотенце, возвращаются в спальню. Мама одевает ребенка, стараясь вызвать хотя бы минимальную ответную реакцию ребенка (протягивать ногу, когда надевают носок; поднимать руки, когда надевают рубашку; встать со стула и натянуть на бедра уже надетые на ступни колготки или штаны).  
    Завтрак.Вместе идут на кухню, где мама надевает на ребенка нагрудничек или фартучек. Достают из шкафа тарелку, ложку и чашку, ставят все это на стол в определенном месте. Мама накладывает еду и сажает ребенка на высокий стульчик или на колени. Вкладывает ложку в руку ребенка и, прижимая ее сверху, начинает кормить. Внимательно следит за своей и его руками, держащими ложку: как только чувствует, что ребенок начинает сам удерживать ложку, ослабляет свои усилия и лишь слегка придерживает и направляет ложку. Затем мама придвигает к ребенку чашку и дает ее ему в руки; малыш пьет из чашки самостоятельно. Вытерев лицо ребенка салфеткой и опустив ребенка на пол, мама вместе с ним убирает грязную посуду в раковину. После этого можно помыть посуду при участии ребенка: поставить его перед собой у раковины на табуретку. Закончив с мытьем посуды и вытерев ее, убрать посуду на место. Снять и убрать фартук.  
    После завтрака, пока мама занята своими делами на кухне, можно попробовать организовать самостоятельную игру ребенка, дав ему для этого кастрюлю с крышкой или пару больших ложек и показав, как можно закрывать кастрюлю крышкой, вертеть ее и стучать ею по полу. Некоторое время малыш будет занят с этими предметами на полу, а вы сможете закончить свои дела. Вместе с ребенком надо обязательно убрать потом «игрушки» на место.  
    Прогулка. После посещения туалета можно начать собираться на утреннюю прогулку. Обычно подобные сборы начинаются с одевания какой-то верхней одежды или обувания; нужно, чтобы эта одежда или обувь стала для ребенка сигналом предстоящей прогулки. Во время прогулки важно, чтобы ребенок получил определенную физическую нагрузку: бегал, лазал, много ходил. Можно поиграть с ним в песке с совком и формочками или просто насыпать и высыпать песок из ведерка с помощью совка, покачать малыша на качелях. Обед. Проходит аналогично завтраку. Если во время обеда за столом присутствует еще кто-то, постарайтесь, чтобы ребенок мог проследить, как ест другой человек, можно «покормить» его вместе с ребенком, пощупать его щеки во время жевания.  
    Послеобеденный сон.Разбирая постель ребенка, уже с этого возраста полезно, чтобы малыш принимал в этом посильное участие: снимал покрывало, взбивал подушку, доставал пижаму и т.п. Важно приучать ребенка к тому, что его вещи всегда аккуратно вешаются на стул рядом с кроваткой. Если малыш долго не засыпает, можно дать ему в руки какой-то предмет, который он будет вертеть в руках. Возможно, это отвлечет его от проявлений мастурбации и стереотипных раскачиваний.

      
После дневного отдыха можно немного  позаниматься с малышом, держа его  на коленях лицом к себе. Петь и говорить ему на ушко, хлопать  в ладошки, подбрасывать на коленях. При этом стараться привлечь его  внимание к своему лицу, к движениям  губ и языка, к своему голосу, к  воздушной струе из вашего рта. Важно, чтобы ребенок хоть на короткое время  смотрел на лицо взрослого, реагировал на его голос, на вибрацию щек и  горла мамы, которую малыш может  ощущать руками. Затем застилание постели, одевание, умывание, полдник  и прогулка.  
Ужин. Как правило, это время совместной трапезы с вернувшимся с работы отцом и другими членами семьи. После ужина можно организовать занятия ребенка с папой (см. приведенный выше список занятий по развитию движений).  
Выполняя подобные действия в бытовых ситуациях изо дня в день, ребенок постоянно должен быть занят реальной полезной деятельностью. Совершая действия с предметами сначала полностью под руководством взрослого, а потом совместно с ним, ребенок начинает обучаться настоящим предметным действиям — действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением (вытираться полотенцем, чистить зубы щеткой, причесываться расческой, есть ложкой и т.д.). Учится правильно держать предмет и действовать с ним. Усваивает общепринятый порядок смены бытовых ситуаций в течение дня и последовательность действий внутри каждой из этих ситуаций. Постепенно в совместную с ребенком деятельность взрослый должен включать все большее число действий с привлекательными предметами, поддерживая тем самым эмоциональный контакт с ребенком и развивая возможности его восприятия, познавательные способности.  
Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету — складывает и убирает зонтик.  
Фонарик. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, уметь держать фонарик самому, включать его и выключать.  
Платок. Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Как правило, дети делают это с большим удовольствием.  
Барабан. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана.  
Колокольчик, Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.  
Браслеты. Манипулировать с разноцветными пластмассовыми браслетами — не только рассматривать их и вертеть перед глазами, но и учиться надевать на руки и снимать.  
Бусы. Надевать бусы на себя, на взрослого и снимать их. Нанизывать вместе со взрослым крупные бусинки на шнурок.  
Кубики. Взрослый делает из цветных кубиков постройку, а затем разрушает ее вместе с ребенком. Потом снова строит из них башню, которую вновь разрушает ребенок. Постройка делается вместе с ребенком и разрушается. После нескольких минут занятий с кубиками их можно побросать в коробку, потом потрясти коробку, дав ребенку возможность ощутить их вибрацию. Бросать кубики в коробку с расстояния вместе со взрослым и т.д.  
Бирюльки. Учить малыша брать мелкие цветные предметы из коробки и опускать их в узкое горлышко бутылки. Встряхнув бутылку несколько раз обеими руками и полюбовавшись яркими предметами в ней, высыпать их в коробку. Машинка. Учить возить машинку по полу, по столу. Вертеть ее колесики рукой. Возить машинку с положенными в ее кузов кубиками.  
Заводная игрушка. Следить рукой и глазами за движениями механической, заведенной взрослым, игрушки (например, лягушки), приостанавливать ее движения нажатием руки, затем убирать руку и снова следить за движениями игрушки. Заводить игрушку ключиком вместе со взрослым.  
Пирамидка. Учить ребенка снимать кольца со стержня пирамидки. Манипулировать с кольцами: рассматривать их, надевать на палец, вертеть.  
Волчок. Особенно охотно дети занимаются с волчком, который искрит разноцветными огоньками при вращении. Учить ребенка вместе со взрослым «заводить» волчок, следить за его вращением глазами и руками.  
Занятия с этими и другими подобными предметами проводятся взрослым сначала очень непродолжительное время (3 — 10 мин) в удобное время. По мере закрепления интересов ребенка к подобным игрушкам, занятиям с ним отводится определенное время в распорядке дня (утром или вечером перед прогулкой). Такие игрушки желательно хранить в отдельной большой коробке в определенном месте. Перед началом занятий вместе с ребенком доставать эту коробку и приносить туда, где будете играть. Можно проводить эти занятия сначала на полу, потом сидя за столом с ребенком на руках, и, наконец, учить ребенка сидеть на маленьком стульчике за столом рядом со взрослым. После занятий складывать игрушки в коробку и относить на место.  
В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребления на занятиях со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только вы замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными — убирайте игрушки. Держать эти игрушки следует в другой коробке и в другом месте комнаты. Если развитие нашего ребенка идет нормально, то к концу второго — началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:  
1) самостоятельно и уверенно ходить;  
2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);  
3) держать чашку за ручку и пить из нее;  
4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);  
5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки и штаны, уже надетые взрослым на ноги);  
6) знать свое место за столом во время еды;  
7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;  
8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садиться самому;  
9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;  
10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;  
11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).  
Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:  
1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с предметами;  
2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, прикладывает к уху звучащие игрушки, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);  
3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;  
4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;  
5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.  
Рассказывая в этой статье о таких сложных детях, мы попытались дать самые общие рекомендации по их воспитанию. Однако мы хорошо понимаем, что необходимо говорить об индивидуальных планах развития каждого ребенка с его неповторимой историей заболевания и конкретными условиями воспитания в семье. Мы попытаемся сделать это в дальнейших публикациях, а сейчас главной нашей задачей было показать, что самым сложным детям можно помочь обычными средствами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В дефектологии разработана теория обучения аномальных детей - специальная дидактика. В ее основе лежат общие дидактические  принципы, которые приобретают определенную специфику в зависимости от характера  дефекта у той или иной категории  аномальных детей. Например, принцип  наглядности соблюдается и применительно  к детям с нарушениями зрения, однако при его реализации в учебную  деятельность включается не пораженный зрительный анализатор, а органы осязания, слуха и др.

     В ряде зарубежных стран широко используется так называемое интегрированное  обучение детей со сложными недостатками в развитии в массовых школах. Нередко  это приводит к тому, что аномальные дети оказываются в неравном положении  с их нормально развивающимися сверстниками, поскольку усваивают учебный  материал в более медленном темпе  и нуждаются в специальных  вспомогательных средствах.

     Продуктивным  и приемлемым, вероятно, следует  считать такой подход, при котором  наиболее способные дети с нарушениями  слуха, зрения или двигательной системы (прежде всего с легко выраженными  нарушениями) могут обучаться в  обычных общеобразовательных школах, если они при наличии специальных  средств индивидуального пользования  успевают за темпом обучения остальных  детей. Но и в этих случаях им необходима помощь педагога-дефектолога. Для большинства  детей со сложными недостатками в  развитии общеобразовательная, трудовая и профессиональная подготовка обеспечивающая социальную адаптацию и интеграцию, может быть эффективно осуществлена в условиях специальной школы, где  возможны наиболее полная реализация в учебном процессе специальной  методики, коррекционной направленности и сочетание учебно-воспитательной и лечебной работы.

     В зависимости от вида аномалии выделяются основные категории аномальных детей: дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями  интеллекта, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного  аппарата, дети с эмоциональными нарушениями, а также дети со сложными видами нарушений; некоторые из основных категорий  в зависимости от структуры дефекта, степени его выраженности и времени  возникновения подразделяются на несколько  типов

Информация о работе Методы профилактики вторичных отклонений у детей со сложными недостатками развития