Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа
Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты, но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что «его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих»
Введение............................................................................................................2
Глава 1. Психоанализ 3.Фрейда.......................................................................5
Глава 2. Неофрейдизм....................................................................................13
Глава 3. Психоаналитическая психотерапия................................................17
3.1 Свободные ассоциации.......................................................................19
3.2 Интерпритация сопротивления..........................................................20
3.3 Анализ сновидений.............................................................................21
3.4 Анализ переноса..................................................................................22
3.5 Эмоциональное переучивание............................................................24
3.6 Последние достижения в психоаналитической психотерапии........25
Заключение......................................................................................................27
Библиографический список...........
Федеральное агентство образования РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования
Ульяновский
Государственный Технический
Курсовая работа
по дисциплине:
Психофизиология профессиональной деяиельности
на тему:
Методы психоанализа, их положительные
и отрицательные стороны. Теория З. Фрейда.
Неофрейдизм.
Ульяновск 2009
Введение................
Глава
1. Психоанализ 3.Фрейда......................
Глава
2. Неофрейдизм...................
Глава
3. Психоаналитическая психотерапия..................
3.1
Свободные ассоциации....................
3.2
Интерпритация сопротивления.................
3.3
Анализ сновидений....................
3.4
Анализ переноса......................
3.5
Эмоциональное переучивание..................
3.6
Последние достижения в
Заключение..............
Библиографический
список........................
Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты, но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что «его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих»[7, с.12].
Известно,
что главным регулятором
Многочисленные суждения
различных авторов, чаще всего западных,
о психоанализе свидетельствуют о наличии
разноплановых, иногда противоположных
точек зрения на существо фрейдовского
учения. Поэтому, представляется актуальным
обратиться к наследию З. Фрейда
и его последователей, чтобы попытаться
разобраться в психоанализе, который,
как утверждают Фрейд и его последователи,
может помочь человеку разобраться в себе,
своих тревогах и фобиях.
Глава
1. Психоанализ
3.Фрейда.
В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. «Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека»[31, с.165].
«И в то же время, Фрейда называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, а разработанную им психоаналитическую теорию сопоставляют с хиромантией»[31, с.165]. Возникнув как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем в исключительно влиятельную философско антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения.
Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии. «Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета. Позже Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета В возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета. До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельностью, опубликовав за это время много научных статей и монографий»[10, с.71].
До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.
Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.
Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а следовательно, и более глубинное изучение структуры личности, поскольку исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.
И
Фрейд как психопатолог, изучая характер
и причины возникновения
Давно было замечено, что человек нередко не осознает смысл и значение мотива своего поведения. А если при этом попросить объяснить свое поведение, то он часто называет такие причины, которые не отражают его подлинных намерений. Многие поступки человека, если он впоследствии задумывается над ними, оказываются загадочными не только для окружающих, но и для него самого. «Не удивительно поэтому, что мотивационная деятельность индивида, движущие силы, стоящие за его поступками, причины, побуждающие его поступать так, а не иначе, всегда привлекали внимание пытливых умов человечества, стремившихся постичь сущность человеческой природы. Не мог пройти мимо рассмотрения скрытых мотивов поведения человека и Фрейд. Анализ человеческого поведения стал для него одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически разыгрывающихся в глубинах личности»[1].
В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения, которое он в качестве условного допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Понятие бессознательного влечения стало в его теории тем реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась эволюция всего живого от примитивного организма до высокоразвитой психической организации человека.
Фрейд далеко не первый подошел к рассмотрению влечения в качестве основной движущей силы поведения человека.
Начиная с древнегреческой философии и вплоть до ХХ столетия предпринимались самые разнообразные попытки обоснования аналогичного взгляда на сущность человеческого поведения. Аристотель одним из первых попытался рассмотреть влечение как основу деятельности человеческой души. Однако, сопоставив значение влечений, стремлений и ума в душе человека, он пришел к заключению, что главным двигателем человеческой души является не ум, не влечение, а такая способность души, которая называется стремлением. К осмыслению роли влечений не раз обращались такие мыслители, как Декарт, Локк, Спиноза, Кант, Гегель.
Наиболее близкой фрейдовскому подходу была позиция Спинозы. «Согласно его взглядам, влечение есть не что иное, как "самая сущность человека": природа человека такова, что именно благодаря влечению происходит сохранение его как вида, и, следовательно, "человек является определенным к действованию в этом направлении"»[17 c. 49]. В спинозовской трактовке влечения, таким образом, содержатся все элементы, которые позднее легли в основу психоаналитической концепции Фрейда: представление о влечении как движущей силе человеческого поведения; мысль о том, что сердцевиной влечений являются такие стремления, которые направлены прежде всего на сохранение человеческого вида. К таким выводам Фрейд пришел прежде всего на основе изучения симптомов неврастении. Но вполне возможно, что и соответствующие философские идеи и теории, в том числе идеи Спинозы, оказали определенное влияние на Фрейда.
При
всем этом проблему влечений, которая
была объектом размышлений многих мыслителей
прошлого, Фрейд не просто поставил
в центр своих