Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:02, реферат
Психология труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.
Введение.
1. Основные методы психологии труда в обобщенном виде.
2. Метод непосредственного наблюдения.
3. Трудовой метод.
Заключение.
Список используемой литературы.
Оглавление.
Введение.
1. Основные методы психологии труда в обобщенном виде.
2. Метод непосредственного наблюдения.
3. Трудовой метод.
Заключение.
Список
используемой литературы.
Введение
Психология труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.
Обычно в науках различают два основных метода, используемых как средства научного исследования: наблюдение и эксперимент. Но разные отрасли психологии в связи со спецификой объекта изучения применяют еще и другие методы, а также ряд вспомогательных средств. Кроме того, конкретное применение психологических методов имеет в отдельных направлениях психологической науки свою специфику. Это вытекает из особенностей объекта и целей исследования. Так, например, общая психология, изучая психологические закономерности, имеющие универсальное, теоретическое значение, часто вынуждена абстрагироваться от той социальной и физической среды, в которой протекает реальная деятельность человека, и от личности конкретного индивидуума. Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда, наоборот, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности, и даже жизни в целом.
В психологии труда большинство методов могут применяться в трех довольно самостоятельных планах: 1) для психологического анализа профессиональной деятельности, т.е. для «психологии профессий»; 2) для разнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производственного обучения, утомления, различной рационализации и т. д.); 3) для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др.
Первый и второй планы предполагают применение методов к группе лиц, выполняющих определенный вид профессиональной деятельности. Третий план предусматривает использование методов применительно к конкретному человеку, но в разных видах его деятельности (во время профессиональной работы, в перерывах работы, в часы отдыха и досуга).
В зависимости от характера исследования чаще всего один из методов является основным, но, как правило, он дополняется рядом других методов.
Обычно
в учебных пособиях в самой
разнообразной
1.
Основные методы психологии
труда в обобщенном
виде.
Можно
выделить два основных раздела методов
− целенаправленное изучение закономерностей
протекания профессиональной деятельности
в естественных условиях и целенаправленное
изучение организации условий и
способов выполнения профессиональной
деятельности. Между этими двумя разделами
методов располагается еще один дополнительный
раздел, который включает статистику самых
разнообразных данных. Основные методы
психологии труда и их составляющие разделы
представлены на рисунке 1.
Рис.1
″Основные методы
психологии труда
и их составляющие
разделы″
В разделе А выделяют три основных метода:
1. Метод наблюдения: подразделяется на метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности и на так называемый трудовой метод − участие самого психолога в конкретном виде труда. Оба метода взаимосвязаны между собой. Поскольку данные методы дают исследователю мало информации, поэтому они дополняются целым рядом дополнительных методов и вспомогательных средств (или составляющих разделов), в состав которых входят:
− измерение различных параметров процесса труда;
− алгоритмический способ описания трудовой деятельности; в) анализ продуктов трудовой деятельности;
− анализ продуктов трудовой деятельности;
− анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
− экспериментально-
2. Метод опроса:
Подразделяется в свою очередь на пять основных форм:
− беседа;
− устный опрос (интервью);
− письменный опрос (анкетирование);
− биографические и автобиографические данные (психоанализ);
− метод обобщения
независимых характеристик.
3. Анализ различной производственной документации − обеспечивает наиболее полное использование первых двух методов.
Раздел Б в свою очередь делится на:
1. лабораторный эксперимент – включает в себя абстрактный эксперимент, модель отдельных элементов трудового процесса, модели профессиональной деятельности в целом, реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории, метод тестов.
2. производственный (естественный) эксперимент, включает в себя:
− внесение
разнообразных изменений в
− метод искусственной деавтоматизации.
Раздел
В взаимосвязывет между собой целенаправленное
изучение закономерностей протекания
профессиональной деятельности в естественных
условиях и целенаправленное изучение
организации условий и способов выполнения
профессиональной деятельности.
2.
Метод непосредственного
наблюдения.
Метод непосредственного наблюдения широко применяется во всех трех планах использования методов: для психологического анализа профессий, для конкретных исследований в области психологии труда и для исследования личности работающего.
Этот
метод позволяет описать
Непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. Это составляет основную сложность научного наблюдения, т.к. психолог должен уметь дать правильное психологическое толкование этим внешне наблюдаемым фактам, г.е. вскрыть объективную сущность наблюдаемых явлений. Ряд существенных, психологических компонентов профессиональной деятельности не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выявлен этим методом. Так, например, нельзя выявить путем наблюдения ход мыслительной деятельности при решении производственных задач, скрытые эмоциональные состояния и многое другое. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы и специальные вспомогательные средства.
Прежде всего, следует указать на разнообразные средства объективной регистрации ряда параметров профессиональной деятельности (Рис.1 - А). Это − измерение зоны рабочего места (сенсорные и моторные поля), замеры во времени последовательности активной деятельности, перерывов на отдых, вынужденных пауз (фотография рабочего дня), измерение времени выполнения трудовых операций, действий и их отдельных элементов (хронометраж), регистрация физических усилий на органы управления, антропометрические замеры рабочей позы и др. Современная техника регистрации позволяет значительно повысить точность измерений с помощью специальных датчиков, устанавливаемых на различные части оборудования и на тело работающего человека, не мешая его работе. Результаты подобных измерений фиксируются на специальных записывающих устройствах, которые размещаются вне рабочей зоны и даже могут быть вынесены в специальное помещение. Может быть использован и телеметрический способ регистрации. При наблюдении можно применять фото - и киносъемку рабочей позы, мимики, рабочих движений, маршрутов перемещения рабочего во время работы и т.п. В настоящее время возможности применения все новых и новых вспомогательных средств при научном наблюдении непрерывно возрастают.
Анализ продуктов трудовой деятельности (Рис.1 - В) является в ряде исследований существенным дополнительным методом к методу непосредственного наблюдения. Во-первых, анализ бракованной продукции позволяет выявлять некоторые требования профессий к психике работающего человека. Так, например, С. Я. Рубинштейн на основании тщательного анализа массового брака в работе перфористок (было проанализировано свыше 80 тысяч бракованных перфокарт) показала, что брак обусловлен сенсорным компонентом деятельности (путает глаз), а не моторным (путает рука), как это считалось раньше. В результате была разработана новая методика профессионального обучения перфористок. Во-вторых, анализ продуктов труда у лиц разной квалификации дает возможность выявлять своеобразие хода формирования некоторых навыков. В-третьих, изучение изменений качества продукции в течение рабочего дня позволяет более полно анализировать динамику работоспособности, т.е. получать данные о влиянии длительной работы на те или иные психологические компоненты профессиональной деятельности.
Близким к методу анализа продуктов деятельности является метод изучения ошибочных действий в ходе работы, несчастных случаев и аварий (Рис.1 - Г). Анализ этих материалов позволяет более полно вскрывать психологическую сущность профессий, требующих повышенной точности работы, и специфику так называемых ″опасных профессий″. На основании массового изучения аварийных ситуаций могут быть разработаны предложения по рационализации оборудования и приемов работы, составлены программы специальных тренировочных упражнений для формирования сложных навыков. Анализ несчастных случаев позволяет выявлять роль ″личного фактора″ о промышленном травматизме и авариях.
Алгоритмический способ описания профессиональной деятельности (Рис.1 - Б) является вспомогательным средством метода наблюдения, применяемого для психологического анализа профессий. Алгоритмическое описание является в ряде случаев удобным дополнительным средством к детальному хронометражу и подробным протоколам наблюдения.
Экспериментальные
психологические и