Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:02, реферат
Психология труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.
Введение.
1. Основные методы психологии труда в обобщенном виде.
2. Метод непосредственного наблюдения.
3. Трудовой метод.
Заключение.
Список используемой литературы.
3. Трудовой метод.
Трудовой метод предназначен для психологического анализа профессий. Так как использование его элементов, там, где это, возможно, следует считать полезным дополнительным методом к другим методам психологического изучения профессиональной деятельности, необходимо остановиться на нем хотя бы кратко.
Создатели трудового метода видели в нем ряд преимуществ по сравнению с другими методами психологического изучения профессий, главными из которых можно считать следующие:
1. Получение путем личного опыта некоторых психологических данных, недоступных наблюдению и разным формам опроса специалистов.
2. Изучение профессиональной деятельности не только ″в поперечном″, но и в ″продольном″ разрезе, т.е. в процессе овладения профессией. Были получены интересные данные о постепенной автоматизации разных компонентов деятельности, появлении ″общего импульса″ серии двигательных актов, субъективных симптомах утомления, деавтоматизации профессионального навыка под влиянием усталости и др.
3. Более обоснованное внесение рационализаторских предложений с учетом личного опыта в организацию труда, конструкцию оборудования и т.п.
Вместе с тем в трудовом методе были и слабые места, которые критиковались в 20-е годы, как некоторыми советскими учеными, так и рядом зарубежных психотехников. В первую очередь указывалось на субъективизм трудового метода в связи с тем, что он опирается на данные самонаблюдения психолога. Отмечалась его неэкономичность, так как применение его требовало слишком много времени, и ограниченность видов труда, при изучении которых он может быть использован.
Авторы трудового метода, не отрицая роли наблюдений протоколирования психологом своих переживаний и психических состояний при выполнении функций рабочего-ученика, отмечали, что эти материалы позволяют полнее вскрыть психофизиологическую природу профессии. Они намного объективнее, чем показания рабочего, не изучавшего своей профессии с целью психологического анализа и более менее врасплох захваченного анкетой. Кроме того, авторы трудового метода подчеркивали, что данные самонаблюдений психологов не являются единственно ценными в трудовом методе, так как он предполагает широкое использование всего арсенала других профессиональных методов.
За
время существования советской
психотехники трудовым методом, в полном
объеме или частично, был проанализирован
целый ряд самых разнообразных профессий.
И хотя трудовой метод не должен, да и не
может широко применяться в современной
психологии труда, использование его элементов,
там, где это представляется возможным,
следует считать полезным.
Заключение.
Таким образом, из рассмотренной выше классификации методов психологии труда, видно, что она очень многообразна и разделяется на три больших раздела А, Б и В.
Раздел
А, в свою очередь, подразделяется на три
блока. К первому относятся различные
варианты метода наблюдения: метод наблюдения;
метод непосредственного наблюдения профессиональной
деятельности; трудовой метод – участие
самого психолога в конкретном виде труда.
В связи с трудностью применения этих
методов, к ним прилагаются вспомогательные
методы и средства, такие как: измерения
различных параметров процесса труда;
алгоритмический способ описания трудовой
деятельности; анализ продуктов трудовой
деятельности; анализ ошибочных действий,
несчастных случаев и аварий; экспериментально-
Ко второму блоку относятся следующие разновидности метода опроса: метод опроса; беседа; устный опрос (интервью); письменный опрос (анкетирование); биографические и автобиографические данные (психологический анализ); метод обобщения независимых характеристик.
Третий блок характеризует так называемый анализ различной производственной документации, который помогает в работе методикам из первого и второго блоков.
Раздел Б содержит в себе виды экспериментальных методик, таких как: лабораторный эксперимент; абстрактный; модель отдельных элементов трудового процесса; модели профессиональной деятельности в целом; реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; метод тестов. Так же в него входит и производственный эксперимент, а именно – внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.
Раздел В включает в себя разнообразные статистические методы работы с данными. Данный раздел динамично связывает разделы А и Б.
Необходимо
также отметить, что все рассмотренные
методы взаимосвязаны между собой и некоторые
из них дополняют друг друга. И именно
от правильного и полного их использования
зависит качественное и эффективное проведение
анализа профессиональной деятельности,
подбора кадров, производственного обучения,
утомления, различной рационализации,
исследования конкретной личности, ее
мотивов, потребностей, склонностей и
ее способностей.
Список
использованной литературы: