Методы психологии труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:59, доклад

Описание

Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и непосредственно сама практическая деятельность психолога. Психология труда содержит в себе огромное количество общепсихологических методов, при этом внося в них характерное только для психологии труда содержание.

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Психология.docx

— 41.04 Кб (Скачать документ)

Еще один экспертный метод, применяемый только в психологии труда, – метод критических инцидентов. Смысл метода заключается в приведении профессионалами своего дела реальных примеров сложившихся когда-то ситуаций, путей их разрешения и самое главное – указаний на поведение специалистов в той или иной ситуации. При этом говорят не только об эффективной деятельности, но также затрагивают и отрицательные стороны. Приводятся лишь те примеры, при которых поведение зависит только от самой личности, а не от окружающих. Чаще всего это примеры критических инцидентов, каждый такой пример содержит в себе описание ситуации, предпосылки поведения, описание поведения личности, зависимость поведения личности от нее самой или же от внешних факторов и т. д.

Критические инциденты формируются  экспертами по результатам наблюдения, опроса. Количество полученных инцидентов зависит от сложности оцениваемой  деятельности. В простых видах  их может насчитываться от 50 до 100, а в более сложных – до нескольких сотен.

Все собранные инциденты  получают определенную классификацию  в зависимости от цели исследования. При проведении данного метода получают результаты, которые позволяют формулировать  критерии успешности той или иной профессии, составлять задачи для проверки профессиональной деятельности, совершенствовать профессиональное обучение и т. д. Этот метод в основном применяется для выявления профессионально важных качеств работника и критериев составления и подбора тестов при профессиональном отборе.

 

7. Метод анамнеза

Метод анамнеза представляет собой сбор информации, связанной с историей развития конкретной личности, его становлением как субъекта труда. При этом методе психолог изучает биографию личности, особенности ее психического и физиологического развития, условия жизни, ее профессиональную деятельность. Источниками получения информации служат как ответы самого работника на поставленные вопросы и его высказывания, так и официальные документы, такие, как личное дело, диплом об образовании, сертификаты и т. д.

8. Метод тестирования

Тестирование является одним из самых распространенных методов. С помощью данного метода можно получить сопоставимые качественные и количественные показатели степени развитости психологических свойств и качеств личности. В основном в литературе можно встретить два типа тестов: стандартизированные и проектные. При рассмотрении стандартизированных тестов их можно поделить еще на два типа, а именно: тест-опросники и тест-задания.

Тест-опросник состоит из серии вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах личности, которую изучают. В случаях, когда испытуемому предлагается пройти тест-задание, ему следует выполнить ряд определенных, специфичных заданий, результатом которых и будет определять наличие и степень развитых у него характерологических черт.

С помощью стандартных  тестов можно получить количественную оценку, по которой оценивается выраженность определенных черт у испытуемого, и  сравнить их со среднестатистическими  показателями. Недостатком данных тестов является тот факт, что если испытуемый знает содержание теста, он может  повлиять на конечный результат.

В некоторых ситуациях  применение данного типа тестов нецелесообразно, так как испытуемый может не пожелать признать в себе отрицательные личностные качества, а иногда мотивы поведения. При такой ситуации в основном прибегают к другому методу тестирования – проектному тестированию.

Как правило, проектный тип  тестов определяет особенности личности и ее поведенческие качества при  определенных ситуациях. В основе таких  тестов лежит механизм проекции, в  которой индивид склонен перекладывать  недостатки своего поведения на других людей.

Эта методика обладает рядом  достоинств: человек в своем восприятии ситуаций, связанных с его жизнью, преобразует их сообразно своей  индивидуальности, личности.

Единой классификации  проектных тестов не существует. Многие исследователи и ученые по-своему классифицируют проектные тесты (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, И. Б. Гришпун и др.).

Способы проведения тестирования: индивидуальные и групповые, компьютерные и на бумажных носителях.

Типы психологических  тестов:

1) тесты когнитивных способностей (на уровень интеллекта);

2) тесты предпочтений;

3) тесты специальных способностей;

4) психомоторные тесты;

5) личностные тесты.

Рассмотрим наиболее распространенные тесты как при приеме на работу во время собеседования, так и  в ходе прохождения трудовой адаптации: тест на определение нервно-психического напряжения и тест «Несуществующее  животное».

Первый тип теста используется в основном во время проведения собеседования  и способствует анализу индивидуальных и личностных особенностей кандидата  на вакантную должность, а также  стрессоустойчивость человека и его способность к межличностному взаимодействию.

В основном методику применяют  для людей старше 18 лет, без образовательных  ограничений. Тест называется «Несуществующее  животное».

Данный метод рисуночный и построен он на теории психомоторной  связи, с помощью которой можно  зарегистрировать состояние психики  человека.

Если возникла ситуация, при которой реальное движение по какой-то причине не осуществилось, то в соответствующих группах  мышц суммируется доля напряжения энергии, необходимой для ответного движения. Например, страх чего-либо стимулирует  возникновение напряжения в определенных группах ножной мускулатуры или  в мышцах рук, что говорит о  готовности или убежать, или пустить  в ход кулаки.

Человеку дается лист бумаги, который представляет собой модель пространства. Метод позволяет определить различного рода переживания не только в настоящее время, но и в прошлом, и будущем. Можно сказать, что  еще это пространство связано  с активностью деятельности психики  человека. Пространство, которое находится  слева и сзади от рисунка, – связь с прошлым и бездействие, при этом левая сторона и низ пространства в первую очередь связаны с отрицательными и даже депрессивными эмоциями человека.

Если же на правой стороне  и вверху остается свободное от рисунка  пространство, то это говорит о  будущем периоде и о действенности. Правая сторона всегда связана с  положительными эмоциями, активностью, энергией и конкретностью в действиях.

Процедура исследования несложная  и заключается в следующем: испытуемому  человеку предлагается лист чистой бумаги формата А4, простой карандаш средней мягкости и несильно заточенный. Человек, проходящий испытание, должен нарисовать животное, которого не существует в реальной жизни, т. е. фантастическое, выдуманное самим человеком.

От испытуемого не требуются  какие-то навыки в художественном искусстве.

Инструкция для  испытуемого

Придумайте несуществующее животное, изобразите его и дайте  ему название, также несуществующее. При этом постарайтесь не рисовать животных, существующих в мифах, сказках, легендах.

Обработка результатов

Рисунок анализируется на основании его пространственного  изображения, символов, а также линий  прорисовки. В случае необходимости  экспериментатор задает клиенту  уточняющие вопросы (о частях тела, их функциональном назначении).

Когда рисунок располагается  в середине, это свидетельствует  о том, что человек не стремится  к изменению себя в том жизненном  пространстве, в котором он находится, оно его устраивает.

Рисунок размещен вверху листа  – это значит, что он хочет  стоять выше на социальной лестнице, что  его не устраивает положение, которое  он занимает в настоящий момент.

Если линии как бы падают вниз, то это признак присутствия  у человека депрессии. Если ноги или  хвост рисуются линиями, направленными  вверх, то это символ высокой энергии.

Для того чтобы увидеть, как  рисуются линии, необходимо наблюдать  за процессом рисования.

Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность. Слабый нажим, местами линия едва видна – это говорит о пассивности, иногда даже о депрессивном состоянии  у рисующего. Линии, направленные вниз и прорисованные с сильным нажимом, говорят о депрессии, напряжении.

Сильный нажим, карандаш глубоко  продавливает бумагу – человек чересчур импульсивен и в данный момент он напряжен. Если в процессе рисования  животного видно сверхсильное давление на карандаш, то это говорит о  конфликтности и даже агрессивности  данного испытуемого.

Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка, в таком  случае необходимо обратить внимание, где именно он был сделан – на несущей смысловой части рисунка  или нет. Если на несущей части  – значит, именно здесь и кроется  источник тревожности: защитная агрессия.

Тест характеризуется  шестью типами и видами животных. В  зависимости от того, животное какой  категории нарисовано, можно понять душевное состояние человека. Если рассматривать нарисованных животных по внешнему виду, то можно выделить три категории:

1) крупное, сильное животное (огромное хищное животное с когтями) говорит об угрозе;

2) среднее по размеру животное говорит о нейтральности;

3) маленькое животное, например, бабочка или другое насекомое, говорит о том, что человек чувствует себя в опасности.

Тип животного

Если нарисованное животное реально существует в жизни, то это  говорит о нарушениях как в эмоциональном, так и интеллектуальном плане.

Существовавшее раньше (например, мамонт) или существующее в культуре животное говорит о бедности воображения.

Нарисованное животное собрано  из частей тела, принадлежавших другим животным, говорит о нетворческом подходе человека при выполнении любого рода заданий.

Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных, говорит о творческом подходе  к задаче.

Если же животное получилось чересчур оригинальным, то это говорит  о демонстративности, шизоидности испытуемого.

Если нарисованное животное уж слишком похоже на человека, то можно  судить о высокой неудовлетворенности  человека в общении с другими  людьми.

Животное, нарисованное с  конечностями, направленными вовне, говорит об экстраверсии.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу, – об интроверсии.

Характер опоры  для тела животного

Если тело нарисованного  животного стоит на крепких ногах, лапах и при этом они стройные, то это говорит о том, что человек  строит свои выводы на основательных, хорошо проверенных данных и уверен в истинности этих данных. Если же ноги прямые, крепкие и идут параллельно, то можно сказать, что рассуждения  испытуемого общепринятые.

Слишком толстые ноги, нарисованные у животного, говорят о потребности  в опоре.

Если у фигуры нарисованы слабые ноги (например, типа куриных  или мушиных лапок), это свидетельствует  о том, что человек не уверен в  тех сведениях, которые служат основой  для его размышлений и выводов; держится на ощупь, не всегда рационален. Если ноги слабые и извилистые, это  признак людей с чрезмерно  повышенным самоконтролем, затрудненностью  в принятии решений, постоянными  сомнениями в безупречности своих  логических построений.

Если ноги состоят из сочленений, это является признаком затрудненных логических построений, говорит о  трудности принятия решений, если нет  достаточных и ясных оснований  для этих решений; рассуждения отличаются повышенным контролем, частыми перепроверками выводов.

Если ноги не соединены  друг с другом, это означает случайную  ориентировку, рассуждения носят  аффективный, эмоциональный и поверхностный  характер.

Если ноги разные, не похожие  друг на друга, или их много, это означает неконформность, своеобразие, яркость мышления.

Если ноги нарисованы в  виде постамента, это значит, что  испытуемый является ригидным человеком, ни в чем не сомневающимся, более  того, пытающимся навязать свою волю и  мнение другим людям.

Если ног не видно, животное лежит на брюхе, значит, испытуемый уверенный, спокойный, никому не навязывающий свои решения и взгляды, свои выводы (в данном контексте уверенность  и спокойствие рассматриваются  не как черта характера, а как  особенность логических построений рассуждающего).

Особенности прорисовки глаз, ушей, рта

В виде открытых глаз человек  изображает свой страх.

Глаза или глаз с хорошо прорисованной радужкой – признак  страха при угрожающей ситуации.

Если радужка не прорисована, то это означает готовность к страху, но лишь при реальном раздражителе, очень сильном и адекватном, который  обычно у всех вызывает страх.

Если глаза закрыты  и к тому же нарисованы ресницы  – страха нет.

Глаза отсутствуют – аутизация, астения, субдепрессия, иногда шизоидность; пустые, без радужки и зрачков – астения, аутизация, иногда асоциальность; форма грубо искажена – невротическое состояние, асоциальность, иногда – психическое заболевание.

Хорошо прорисованные  уши – признак того, что человек  хочет быть хорошо информированным  относительно того, как к нему относятся  окружающие.

Данный индивид сильно зависит от окружающих, постоянно  имеет в виду, что они скажут или подумают. Если нарисованные уши  у животного большие, то можно  сказать, что человек излишне  подозрителен и тревожен.

Хорошо прорисованные  губы свидетельствуют либо о чувственности, либо о склонности к разговорчивости, особенно при открытом рте с зубами или языком. Последнее обозначает, что индивид любит не просто поговорить, но и посплетничать. Если рот нарисован  в виде сплошной линии, когда нет  даже губ, это признак человека молчаливого, затрудненно реагирующего на ситуации, требующие его участия в контактах  с людьми.

Избыток органов чувств –  тревожность.

Особенности прорисовки хвоста и других деталей

Если хвост трубой и  направлен вправо вверх – значит, человек доволен собой и своей  деятельностью.

Информация о работе Методы психологии труда