Методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Содержание

1. Основные методы получения фактов в психологии……………………..3
2. Классификации методов в психологии…………………………………...6
Список использованной литературы……………. …………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Зачетка 02.Психология.docx

— 43.35 Кб (Скачать документ)

1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.;

2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему.    Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

3) моделирование – конкретизация  метода аналогий, “трансдукция”,  умозаключения от частного к  частному, когда в качестве аналога  более сложного объекта берется  более простой и/или доступный  для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния. 
      От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании (субъективной реальности, интуиции) автора концепции. 
      Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемлемые, с его точки зрения, модели психической реальности либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т. д.). Продуктом умозрения является учение, т. е. некоторый целостный мысленный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании. 
      Существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное. 
      В первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) – другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позволяет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. Во втором случае по сходству структур модели и образа исследователь судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распространен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т. д.(Гиппенрейтер Ю.Б., 2008). 
      Естественно, никому не дано понять структуру психической реальности другого человека. Но каждый субъект имеет собственную реальность, поэтому существует сходство функционально-структурного моделирования и герменевтического метода, которое и подвигло М. С. Роговина и Г. В. Залевского на включение метода моделирования в число герменевтических методов. Следует, наверное, отделить теоретическую модель психической реальности как таковой (например, психика – “телефонная станция”) от субъективной модели психической реальности конкретного другого человека, которая есть “чистое переживание”. Сходство психических процессов – не сходство научных методов. 
      Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Особенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В. А. Ганзена , хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных (Ганзен В.А., 1984). 
      Рассмотрим еще одну классификацию психологических эмпирических методов. В психологическом исследовании объект также может быть активным, ведем ли мы речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как и исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов нужно учесть и эту особенность. 
      В психологии большое значение имеет интерпретация и понимание поведения испытуемого. Процесс понимания в каком-то смысле противоположен процессу измерения. При измерении мы максимально стремимся объективировать результаты исследования, а используя понимание, наоборот, субъективно интерпретируем поведение испытуемого в своих собственных смысловых единицах. 
      Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Первый – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый – одно лицо). Второй – объективированность и субъективированность процедуры.   Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и “чистое” понимание поведения другого человека путем “вчувствования”, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но “внутренние” (в смысле Л. С. Выготского), – личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т. д. Средства, которые исследователь использует в измерении, – внешние (приборы, тесты и т. д.).    Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно назвать и по-другому. Первый образует ось “два субъекта – один субъект”, или “внешний” диалог – “внутренний” диалог. Второй образует ось “внешние” средства – “внутренние” средства, или “измерение – интерпретация”. 
       В квадратах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы (рис. 1). 
 
      Психологический эксперимент с этой точки зрения является методом, в котором взаимодействие с испытуемым сочетается с объективной регистрацией его поведения (Гиппенрейтер Ю.Б., 2008). 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Ананьев Б.Г.  Избранные труды по психологии. В 2-х т. Т. 1, 2 (Российские психологи: Петербургская научная школа) Изд-во: С-Пб ГУ, 2007.

2.Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию" М.: Изд-во МГУ, 2008. 352 с.

4.Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основания психологического и психопатологического исследования. М.: МГУ, 1988.

5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с 

 


Информация о работе Методы психологии