Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:51, контрольная работа
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
1. Основные методы получения фактов в психологии……………………..3
2. Классификации методов в психологии…………………………………...6
Список использованной литературы……………. …………………………….14
1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.;
2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
3) моделирование – конкретизация
метода аналогий, “трансдукция”,
умозаключения от частного к
частному, когда в качестве аналога
более сложного объекта
От теоретических методов
психологии следует отличать методы умозрительной
психологии, берущие начало в так называемой
философской психологии. Умозрение опирается
не на научные факты и эмпирические закономерности,
а имеет обоснование только в личностном
знании (субъективной реальности, интуиции)
автора концепции.
Умозрительный психолог,
как и философ, порождает приемлемые, с
его точки зрения, модели психической
реальности либо модели ее отдельных составляющих
(теории личности, общения, мышления, творчества,
восприятия и т. д.). Продуктом умозрения
является учение, т. е. некоторый целостный
мысленный продукт, объединяющий в себе
черты рационального и иррационального
знания, претендующий на полноту и единственность
объяснения некоторой реальности и не
предусматривающий своей фальсификации
(опровержения) при эмпирическом исследовании.
Существуют два основных
вида моделирования: структурно-функциональное
и функционально-структурное.
В первом случае исследователь
хочет выявить структуру отдельной системы
по ее внешнему поведению и для этого выбирает
или конструирует аналог (в этом и состоит
моделирование) – другую систему, обладающую
сходным поведением. Такое поведение позволяет
сделать вывод (на основе правила вывода
по аналогии) о сходстве структур. Этот
вид моделирования является основным
методом психологического исследования
и единственным в естественнонаучном
психологическом исследовании. Во втором
случае по сходству структур модели и
образа исследователь судит об имеющих
что-то общее функциях, внешних проявлениях
и др. Этот метод распространен во многих
науках, в частности в сравнительной анатомии,
палеонтологии, культурологии и т. д.(Гиппенрейтер Ю.Б., 2008).
Естественно, никому
не дано понять структуру психической
реальности другого человека. Но каждый
субъект имеет собственную реальность,
поэтому существует сходство функционально-структурного
моделирования и герменевтического метода,
которое и подвигло М. С. Роговина и Г. В.
Залевского на включение метода моделирования
в число герменевтических методов. Следует,
наверное, отделить теоретическую модель
психической реальности как таковой (например,
психика – “телефонная станция”) от субъективной
модели психической реальности конкретного
другого человека, которая есть “чистое
переживание”. Сходство психических процессов
– не сходство научных методов.
Интерпретационно-описательные
методы играют важнейшую, хотя и не очевидную
роль в целостном психологическом исследовании.
Зачастую именно отрефлексированное исследователем
владение этими методами предопределяет
успех научной программы. Особенности
описательных методов в психологии подробно
изложены в монографии В. А. Ганзена , хотя
в ней и не проводится различие между описанием
как теорией и описанием эмпирических
данных (Ганзен В.А., 1984).
Рассмотрим еще одну
классификацию психологических эмпирических
методов. В психологическом исследовании
объект также может быть активным, ведем
ли мы речь о человеке или животном. Человек
в качестве испытуемого является субъектом
общения, познания и деятельности, как
и исследователь. Следовательно, при классификации
эмпирических психологических методов
нужно учесть и эту особенность.
В психологии большое
значение имеет интерпретация и понимание
поведения испытуемого. Процесс понимания
в каком-то смысле противоположен процессу
измерения. При измерении мы максимально
стремимся объективировать результаты
исследования, а используя понимание,
наоборот, субъективно интерпретируем
поведение испытуемого в своих собственных
смысловых единицах.
Удобно располагать все
психологические эмпирические методы
в двухмерном пространстве, оси которого
обозначают два специфических признака
психологического исследования. Первый
– наличие или отсутствие взаимодействия
между испытуемым и исследователем или
же интенсивность этого взаимодействия.
Оно максимально в клиническом эксперименте
и минимально при самонаблюдении (исследователь
и исследуемый – одно лицо). Второй – объективированность
и субъективированность процедуры.
Крайними вариантами являются тестирование
(или измерение) и “чистое” понимание
поведения другого человека путем “вчувствования”,
эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации
его действий. Нельзя сказать, что во втором
случае исследователь не использует никаких
средств: они есть, но “внутренние” (в
смысле Л. С. Выготского), – личный опыт
исследователя, индивидуальные смыслы,
приемы интерпретации и т. д. Средства,
которые исследователь использует в измерении,
– внешние (приборы, тесты и т. д.).
Эти два специфических признака, разделяющие
психологические методы на типы, можно
назвать и по-другому. Первый образует
ось “два субъекта – один субъект”, или
“внешний” диалог – “внутренний” диалог.
Второй образует ось “внешние” средства
– “внутренние” средства, или “измерение
– интерпретация”.
В квадратах, образованных
этими осями, можно расположить основные
психологические эмпирические методы
(рис. 1).
Психологический эксперимент
с этой точки зрения является методом,
в котором взаимодействие с испытуемым
сочетается с объективной регистрацией
его поведения (Гиппенрейтер Ю.Б., 2008).
Список используемой литературы
1.Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2-х т. Т. 1, 2 (Российские психологи: Петербургская научная школа) Изд-во: С-Пб ГУ, 2007.
2.Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию" М.: Изд-во МГУ, 2008. 352 с.
4.Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основания психологического и психопатологического исследования. М.: МГУ, 1988.
5.Рубинштейн С. Л. Основы общей
психологии - СПб: Издательство "Питер",
2000 - 712 с