Межличностные коммуникации
Выполнила:
нОвоселова евгения
олеговна
Доу-11
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ БАРЬЕРЫ
- Манера говорить, умение слушать;
- Эмпатия;
- Семантика;
- Восприятие;
- Обмен невербальной информацией;
- И обратная связь.
МАНЕРА ГОВОРИТЬ,
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
- Самая тяжелая часть общения – это слушать.
- Самая дешевая уступка, которую Вы можете сделать другой стороне – это дать понять, что ее услышали.
- Не прерывайте говорящего, не делайте нетерпеливых жестов, постарайтесь не терять тему разговора, не отвлекайтесь на специфические качества говорящего.
НЕЛЬЗЯ:
- Негативно оценивать его личность.
- Подчеркивать разницу между собой и партнером.
- Резко убыстрять темп беседы, так как у собеседника может появиться впечатление, что Вы хотите его уболтать.
- Пытаться обсуждать вопрос, не обращая внимания на то, что партнер возбужден.
- Не понимать или не желать понять его психическое состояние
6. Не делайте
оценок услышанного. Ни в коем
случае нельзя категорично заявлять:
- «Вы не правы»,
- «Нет, это не так»,
- «Не может быть»,
- «Сейчас докажу тебе это (умнее тебя)».
ИСКЛЮЧИТЕ ИЗ СВОЕГО
ЛЕКСИКОНА СЛОВО
НЕТ.
ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ:
- «Ну и ну, а я думал иначе»,
- «Вот факты которые, я надеюсь, Вы не упустите из виду при принятие своего решения»
- «Посмотрим, правильно ли я понимаю, что Вы мне говорите»,
- С Вашей точки зрения, ситуация (проблема) состоит в следующем…»,
- «А что если…»,
- «Мне так кажется…»,
- «Опасаюсь…» и т.д.
Внимательно слушайте,
ЧТО отвечают, и при этом смотрите,
КАК отвечают (позы, жесты, интонации)
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ:
- Говорите только «да»: Пищите то, что объединит Вас с говорящим, подчеркивайте положительное, исключая отрицательное. Пусть Ваш собеседник с самого начала будет вынужден говорить Вам «Да»;
- Говорите на его языке. Используйте в своих доводах знакомые и доступные оппоненту понятия.
- Если заядлый болельщик – используйте спортивные аналоги;
- Если видит мир сквозь цифры – завалите статистикой и отчетами.
- Можно использовать повторения жестов, мимики, тональности, фраз;
- Будьте невозмутимым. Если оппонент вспылит, не спешите реагировать, дайте ему выговориться, дайте «выпустить пар»;
- Не обостряйте ситуацию ответными выпадами. Лучше выслушать его молча, изредка кивком головы или словами дать почувствовать, что Вы его понимаете.
- Держитесь уверенно. Избегайте многочисленных извинений и не пытайтесь всем угодить.
- НИКОГДА не извиняйтесь, если Вам приходится кого-то о чем-то просить.
- Лучше сказать: «Я был бы Вам очень благодарен (признателен), если бы Вы мне подсказали (помогли выйти из затруднительного положения)» и т.д.
- Если о чем-то спрашивают – не мнитесь и не озирайтесь в поисках ответа по сторонам. Услышав какие-то возражения, не спешите идти на попятную.
- «Придержите язык». Сделайте молчание стратегическим оружием и пусть собеседник сам укажет кратчайшую дорогу к себе (умей вести ДИАЛОГ, а не монолог)
- Нередко молчание заставляет говорить другую сторону. Создается впечатление Вашей уверенности в своей позиции, это может подтолкнуть оппонента на уступки.
- Люди обычно неловко чувствуют себя в молчании, особенно если они не совсем уверенны в справедливости своих высказываний.
- Молчание часто создает впечатление безвыходного положения, и другая сторона будет чувствовать себя обязанной выйти из него ответив на Ваш вопрос или выдвинув новое предложение.
- Когда Вы задаете вопросы, делайте паузу.
ЭМПАТИЯ
Эмпатия – это сопереживание, способность понять
чувства другого человека. Это внимание
к чувствам других людей.
Недостаточно воспринимать только
факты – нужно прислушиваться
к чувствам.
Эмпатия – это внимание к чувствам других людей,
готовность «влезть в их шкуру».
Это все равно, что спрашивать самого
себя: «Кто
этот человек, к которому я собираюсь обратиться?
Каковы его потребности и интересы? В каком
он сегодня настроении?»
Эмпатия означает также
попытку увидеть ситуацию, поднимаемые
вопросы и проблемы с точки
зрения другого человека.
- Необходимо пытаться увидеть, почувствовать и понять ситуацию и затрагиваемые проблемы в контексте собеседника.
- В обычном общении эмпатия начинается с простого моторного подражания.
- Понять, проникнуться нуждами собеседника, влиться в его образ – важная задача.
- Хороший переговорщик действует как хорошо отлаженный биологический механизм обратной связи, разделяя и отражая переживания партнера.
Выслушать сообщение
полностью, - это значит понять, что
собеседник при этом чувствует.
СЕМАНТИКА (ДАЛЕКО/БЛИЗКО)
Семантика – изучает способ использования слов
и значений, передаваемых словами.
Значение символа выявляется через
опыт и варьируется в зависимости
от контекста, ситуации, в которой
использован символ.
Расхождение способов
трактования группы символов
«Обязательно
связывайтесь со мной, если возникнуть
проблемы»
Данное предложение можно понимать
по-разному:
- «Проблемы – это плохо»;
- «Важно получить информацию о «назревающих» или уже возникших проблемах как можно скорее»;
- «Что именно отправитель информации понимает под проблемами?».
ВОСПРИЯТИЕ
Люди реагируют
НЕ на то, что в действительности
происходит в их окружении, а на то,
что ВОСПРИНИМАЕТСЯ как происходящее.
Люди могут интерпретировать
одну и ту же информацию по-разному:
- В зависимости от накопленного опыта;
- Расхождение между основами суждений может становиться причиной избирательного восприятия информации…
- Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом, или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этим опытом и понятиями.
- Существуют преграды, обусловленные социальными установками людей.
Человек, не создающий
позитивно окрашенный климат в отношениях
с другими, получит в дальнейшем
урезанный обмен информацией.
ОБМЕН НЕВЕРБАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИЕЙ
Позы, жесты,
мимика человека - несут 80% информации.
Особенностью
языка телодвижений является то, что
его проявление обусловлено импульсами
нашего подсознания, и отсутствие возможности
подделать импульсы позволяет нам
доверять этому языку больше, чем
обычному речевому каналу общения
Установлено, что
передача информации происходит за счет:
- вербальных средств (только слов) на 7%,
- за счет звуковых средств (включая тон голоса, его интонацию) на 38%,
- и за счет невербальных средств на 55%.
Совокупность жестов
Одной из
наиболее серьезных ошибок, которую
могут допустить новички в
деле изучения языка тела, является
стремление выделить один жест и рассматривать
его изолированно от других жестов
и обстоятельств.
Как любой
язык, язык тела состоит из слов, предложений
и знаков пунктуации.
Каждый
жест подобен одному слову, а слово
может иметь несколько разных
значений.
Полностью
понять значение этого слова вы сможете
только тогда, когда вставите это
слово в предложение наряду с
другими словами.
Жесты поступают
в форме «предложений» и точно
говорят о действительном состоянии,
настроении и отношении человека.
Жесты головой
- «Прямая голова» - характерна для человека нейтрально относящегося к тому, что слышит;
- «Наклоненная в сторону» – это говорит о том, что у человека пробудился интерес;
- «Наклоненная в низ» – тоже свидетельствует об интересе;
Положение
ладоней
- Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник – это понаблюдать за положением его ладоней, например, когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони.
- Спрятанные ладони (руки в карманах или скрещенные) могут подсказать о том, что собеседник говорит неправду.
Если 5-летний ребенок скажет неправду
своим родителям, то сразу же после
этого прикроет одной или обеими
руками рот.
Рукопожатия
- «Хозяин положения» - ваша рука захватывает руку другого человека таким образом, что ваша ладонь развернута вниз относительно вниз относительно руки другого человека. Тем самым Вы сообщаете ему, что хотите главенствовать.
- «Уступаю инициативу» - человек протягивает руку, развернув ее ладонью вверх. Это бывает необходимо, когда вы хотите отдать инициативу другому человеку или позволить чувствовать себя хозяином положения.
- «Равноправное положение» - обе руки остаются в вертикальном положении, и оба человека испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.