Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 03:48, реферат
В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения.
Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например:
- отделить реальные причины
конфликта от инцидента - формального
повода для начала
- сконцентрировать внимание на существующих
проблемах, а не на личных эмоциях;
- действовать по принципу " здесь и
сейчас ", т.е решать проблемы, непосредственно
ставшие причиной конфликта, не вспоминая
другие спорные события и факты;
- создавать обстановку равного участия
в поисках возможных вариантов урегулирования
конфликта;
- говорить только за себя, уметь слушать
и слышать другого;
- соблюдать уважительное отношение к
личности оппонента;
- создавать климат взаимного доверия
и сотрудничества.
Если в межличностном
конфликте преобладают
1. Метод " выхода чувств
". Оппоненту дают возможность
высказаться, тем самым,
2. Метод " положительного
отношения к личности ". Конфликтующий,
прав он или виноват - всегда
страдалец. Необходимо
3. Метод вмешательства
" авторитарного третьего ". Человек,
находящийся в конфликте, как
правило, не воспринимает
4. Приём " обнажённая агрессия ". В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают " выговориться о наболевшем ". В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, и напряжение в отношениях оппонентов понижается.
5. Приём "принудительного слушания оппонента". Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определённой точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности и не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной, и накал напряжённости в их отношении спадает.
6. Обмен позиций. Конфликтующим
сторонам предлагают
7. Расширение духовного горизонта спорящих сторон. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.
Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также сама конфликтная установка.
Для успешного разрешения конфликта, в конечном счёте, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной из сторон, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта всегда довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.
Наверное, нет такого человека,
которому не довелось бы оказаться
в конфликтной ситуации. Что поделать,
конкуренция, борьба за выживание в
агрессивной рыночной среде навязывают
нам жёсткие нормы общения. Умение
разрешать конфликты - одно из главных
и необходимых умений психолога,
работающего в крупной
Рассматривая производственный
межличностный конфликт на наших
российских предприятиях, необходимо
учитывать специфический
Если рассматривать конфликт как столкновение взглядов, позиций, целей, интересов, то причины его в общем-то везде одни и те же: деление полномочий, неудовлетворённость материальным положением, ограничение свободы деятельности, личной свободы, потребности в уважении, самоутверждении. К причинам, ведущим к возникновению межличностного конфликта на производстве можно также отнести: несоблюдение элементарных норм общения, распределение вознаграждений, неадекватную оценку своих возможностей и способностей, потребности в социальном статусе.
И всё же, не смотря на то, что конфликты в деловом мире, в производственной среде стали перманентными, не следует полагать, что каждый из них ведёт к профессиональным или личностным потерям его участников. А потому рассмотрим конфликт не как разрушающий фактор, а как созидающий, как средство приобретения нами психологического и жизненного опыта.
В деловом общении важен
личностный характер отношений - между
руководителем и подчинённым, между
коллегами, партнёрами. Несомненно, что
последствия конфликта могут
быть негативными, хотя существует и
противоположное мнение, что конфликт,
как конструктивный и продуктивный,
иногда необходим и его не следует
опасаться. Конфликтная ситуация может
послужить источником позитивных социально-психологических
изменений в коллективе, его оздоровления.
Правда для этого требуется одно
условие: он не должен переходить на личностный
уровень. При рассмотрении вопроса
о предупреждении и разрешении межличностных
конфликтов уже упоминалась стратегия
поведения в конфликтных
- погасить эмоциональный
фон ситуации. ( Давайте присядем
и поговорим, выпейте воды, успокойтесь
).
- изолировать собеседника в его эмоциях.
( Подождите секундочку, мне надо сделать
один звонок ).
- отвлечь от ситуации. ( Сколько Вам нужно
времени для изложения вопроса? Удобно
Вам будет, если к разговору мы подключим
Х ? )
- получить ответы на главные вопросы:
что произошло ( только факты ), кто свидетель,
разговор шёл с "первым информационным
лицом" или с "передаточным звеном",
способным исказить информацию и др.
Такие приёмы и методы при
разрешении конфликтных ситуаций на
производстве должен уметь использовать
как психолог, так и руководитель
для разрешения конфликтов любой
степени сложности. Здесь важно
правильно сформулировать суть конфликтной
ситуации, выявить её повод, причины
и установить прежние межличностные
отношения участников конфликта. Как
уже говорилось, в основе многих
конфликтов эмоциональное начало. Человек
"вспыхивает": его задели за живое.
И он готов ответить тем же. И
конфликт неизбежен. Опытный руководитель
или психолог в диалоге с конфликтующими
должен проявить, прежде всего, желание
выслушать и во всём спокойно разобраться,
не спеша с выводами, оценками и
обвинениями. Не надо прибегать к
скоропалительным действиям, со временем
жизнь сама подскажет нужный выход.
Необходимо взглянуть на проблему со
стороны, не усугубляя её и не драматизируя.
Проанализировав причины
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.
Негативные последствия
страха, враждебности и чувства опасности
распространяются и на другие ситуации,
участником которых становится данный
субъект. Таким образом, возникает
нечто вроде цепной реакции, которая
охватывает все более широкие
области межличностных
Таким образом, можно сделать
вывод, что каждый человек обладает
личностными качествами, своими привычками
и предубеждениями, которые с
неизбежностью влияют на характер контактов
с другими людьми. Поэтому общение
в форме столкновений является результатом
индивидуальных различий между людьми
и возникают тогда, когда поступки
участников одной ситуации имеют
антагонистическую