Межличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:00, реферат

Описание

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги.

Работа состоит из  1 файл

конфл.docx

— 26.83 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

 Типы конфликта. 

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт. 
Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит время на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела новыми товарами. В этой ситуации продавец может воспринять указания относительно того, что и как делать, как несовместимые. 
Аналогичная ситуация возникает, если руководитель банка требует введения новых прогрессивных методов учета в банковском деле и в то же время директивные органы сверху выдвигают требования оставить прежние методы. 
Оба примера говорят о том, что предъявляются противоречивые требования, только в первом случае конфликт может возникнуть в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку, а во втором — из-за нарушения принципа единоначалия. 
Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласования производственных требований с личными потребностями и ценностями работника, перегрузками или недогрузками в работе, невозможностью согласовать производственные цели и цели семейной жизни. 
Межличностный конфликт чаще всего проявляется в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто

 

 

 

 

Рассмотрим  ситуацию:

: В молодой семье, проживающих в квартире родителей жены, возникает конфликт между мужем и женой по вопросу: кто в семье должен мыть посуду? Жена уверена в том, что это должен делать муж, а тот, напротив, считает мытье посуды – женской работой.

Тип конфликта - межличностный

Определим коммуникации и субъекты конфликта:

Субъекты - участники, стороны конфликта, это взаимно активно противоборствующие стороны социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, или же скрытно и явно поддерживающие конфликт.

Участники - супруги

Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое  характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к  нему; технологической обеспеченностью  равноправного информационного  обмена; технологической обеспеченностью  равного уровня информационной полноты  о ситуации и предмете взаимодействия.

Конфликты по коммуникативной  направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у  друга; вертикальные, т.е. те, участники  которых связаны теми или иными  видами подчинения. Эти конфликты  могут быть и смешанными, представляя  отношения подчинения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”), выражающий обычно неравенство  сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель –  подчиненный, работодатель – работник). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.

Рассмотрим причины, по которым  может возникнуть коммуникативный  конфликт, к ним относятся факторы, способствующие возникновению напряжения в разговоре, деструктивность стиля спора и, как следствие этого, негативные результаты спора, наконец, коммуникационные техники, ведущие к возникновению конфликта.

Факторы, способствующие возникновению напряжения

при разговоре

  • Перебивание партнера.
  • Принижение партнера, негативная оценка его личности.
  • Подчеркивание разницы между собой и партнером.
  • Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
  • Резкое убыстрение темпа беседы.
  • Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
  • Обвинения, угрозы, наказания.
  • Принижение проблемы.

Деструктивные характеристики стиля спора

  • Обобщение, поведение называется “типичным”.
  • Ссылка на прошедшие события или не имеющие отношения к делу.
  • Один из участников не задействован, находится в стороне от спора.
  • Оскорбляется, прекращает спор преждевременно.
  • Слишком частое повторение своих доводов.
  • Малое внимание к доводам оппонента.
  • Скрытые признаки непонимания, указывающие на укрытие за другими.
  • Аргументы не относятся к предмету спора.
  • Аргументы нацелены на чувствительное место.

Деструктивные результаты спора

  • Не узнал ничего нового, ничему не научился.
  • Напряжение не исчезло, осталось или даже усилилось.
  • Партнеры более отдалены, чем прежде, ощущают, что они не поняты.
  • Сильно обижены.
  • Ничего не решено.
  • Участник не старается ничего исправить или оставляет это другому.
  • Не хочет простить другого.

 

  

 

Коммуникационные  техники, способствующие

возникновению конфликта

  • Негативная оценка. Высказывания, принижающие личность партнера (например: “Глупости ты говоришь”, “Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь” и т. п.).
  • Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.
  • Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого.

 

 

В нашем примере коммуникация - горизонтальная

 

Конфликт происходит как минимум на двух уровнях: уровне восприятия и интересов - жена, и муж считают (восприятие), что посуду должен мыть супруг и не хотят (интересы) мыть посуду сами

если  кто-то из конфликтующих сторон (конфликтантов) поднимет спорный вопрос для обсуждения, то конфликт выйдет на уровень действий и из «скрытого» состояния перейдет состояние «открытого» (явного) конфликта. В этом случае появится необходимость управления данным конфликтом с целью перевода его в конструктивное русло с учетом интересов обеих конфликтующих сторон.

К сожалению, очень  часто, попытки решения конфликта  предпринимаются только на уровне действий, когда каждый из конфликтантов доказывает свою правоту, приводя все новые и новые аргументы, без всякого учета интересов другой стороны. Это приводит к усилению конфликта и включению в него новых конфликтующих сторон.

Жена, попытавшись  переубедить мужа (ссылаясь на пример своего отца, который «всегда мыл  посуду») и не достигнув желаемого  результата, подключает к обсуждению этого вопроса свою маму. Муж, в  свою очередь, ссылается на опыт своих  друзей (которые в своих семьях «никогда не моют посуду»), а также  на российские культурологические традиции, имеющие своим истоком памятник русской литературы XVI века – «Домострой»  протопопа Сильвестра.

Пути решения конфликта:

 

В любом случае при решении  конфликта только с помощью действий результат чаще всего предсказуем  и имеет три возможных варианта:

Вариант 1. Побеждает сторона, обладающая большим количеством ресурсов и полномочий, заставляя оппонента подчиниться ее требованиям. В описанных ситуациях победившей стороной, скорее всего, будут: жена

Вариант 2. Сторона, обладающая меньшими ресурсами и полномочиями, физически выходит из конфликтной ситуации. В наших примерах: муж уйдет из квартиры родителей жены

Вариант 3. Конфликт будет нарастать, углубляясь, разрастаясь, включая в себя новых участников и, как следствие этого, – новые «зоны разногласий». Локальный конфликт, таким образом, превратится в долгую затяжную войну с переменным успехом и совершенно непредсказуемым результатом для обеих сторон.

При этом все три сценария являются деструктивным вариантом  развития событий.

Альтернативным  поведения в конфликте, направленным на его конструктивное завершение, является следующий универсальный  алгоритм, ведущий к разрешению практически  любой конфликтной ситуации:

Шаг 1. Установление атмосферы доверия и сотрудничества;  
Шаг 2. Согласование восприятия конфликтующих сторон;  
Шаг 3. Согласование интересов конфликтующих сторон;  
Шаг 4. Поиск, согласование и принятие решений о совместных действиях, направленных на решение конфликта с учетом интересов обеих сторон.  
Шаг 5. Реализация, достигнутых договоренностей.

Давайте рассмотрим практическое применение данного алгоритма на вышеуказанных примерах.

Как правило, инициатором  конструктивного решения конфликта  является один из конфликтантов, предлагающий своему собеседнику решение конфликта с учетом интересов обеих сторон. Хочется подчеркнуть, что данным инициатором может выступить любой из участников конфликта.

Пример 1. Семейный конфликт.

Предположим, что  инициатором разрешения конфликта  выступает жена. В этом случае на шаге №1 она говорит мужу примерно следующее: «Дорогой, я очень тебя люблю, поэтому меня очень огорчает, что у нас существуют разногласия, в частности, по поводу того, кто  в нашей семье должен мыть посуду. Меня эта ситуация сильно расстраивает и если ты не возражаешь, я бы хотела с тобой ее обсудить. Ты знаешь, что  я с уважением отношусь к твоему мнению, но мне бы хотелось, чтобы  и ты внимательно выслушал все, что  я думаю по этому вопросу. Можем  мы сейчас с тобой об этом поговорить?»

Цель жены на данном шаге – показать мужу, что его  мнение и его интересы для нее  так же ценны, как свои собственные, что их межличностные отношения  для нее гораздо важнее, чем  вопрос о том, кто в их семье  будет мыть посуду. И то, что она  ожидает от него такого же подхода  по отношению к себе.

На шаге №2 жене необходимо будет попросить мужа рассказать о его восприятии обсуждаемой  ситуации. Как уже отмечалось, муж, скорее всего, будет ссылаться на пример своей семьи, семей своих  друзей и, вообще, на многовековый опыт русских традиций разделения всех работ  в семье на «женские» и «мужские».

На этом шаге жене очень важно не перебивать мужа и  дать ему высказаться «до конца». В случае необходимости рекомендуется  даже задать уточняющие вопросы и  кратко повторить основные «тезисы» супруга, чтобы убедиться в том, что ничего не было упущено, и все  было понято правильно. Но и это еще  не все.

Жене крайне важно  согласиться с тем, что было сказано  супругом, если не полностью, то хотя бы в той части его аргументов, с которыми она согласна. Дело в  том, что муж, скорее всего, не будет  слушать аргументов жены, пока не убедится в том, что его аргументы были услышаны и «правильно поняты». Согласие жены, пусть даже частичное, снижает  желание мужа доказывать свою правоту  и повышает его желание слушать  восприятие жены. Особенно, когда оно  является продолжением его восприятия.

Вот как это могло  бы выглядеть на практике: «Дорогой, если я правильно тебя поняла: ты считаешь, что в нашей семье  посуду должна мыть я, так как испокон  века в русских семьях эту работу выполняли женщины? Кроме того, это  подтверждается опытом твоей семьи  и семей твоих друзей… (уточнение  восприятия мужа). Я полностью согласна с тобою в том, что на протяжении многих веков мытье посуды в русских семьях считалось женской работой, и многие современные семьи тоже следуют этой традиции (согласие с восприятием мужа). Вместе с тем, все больше и больше современных семей цивилизованных стран (Европы и Америки) начинают делить домашнюю работу поровну между супругами. Происходит это потому, что в современном обществе жене тоже приходится работать, как и мужу (в отличие от традиционной русской семьи, где женщина занималась только домашним хозяйством). И я тоже, придя с работы, не успеваю все сделать по дому (озвучивание своего восприятия). Например, я сегодня хотела приготовить тебе твой любимый «цыпленок табака», но из-за того, что мыла посуду, он у меня подгорел, и тебе пришлось вместо него опять есть яичницу. Если ты сможешь хоть иногда помогать мне по хозяйству (в том числе и мыть посуду), то я смогу чаще радовать тебя чем-нибудь вкусненьким… (согласование интересов мужа с интересами жены)… ».

Дальше идет договоренность о том, когда (в какие дни недели) муж будет помогать жене с помывкой посуды, чтобы у нее появилось  время на приготовление праздничного ужина. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Межличностные конфликты