Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание

Человек неотделим от общества, на протяжении всей жизни он живет в нем и взаимодействует с ним. Он одновременно является участником различных групп людей: семья, друзья, коллеги. Благоприятные отношения в коллективе - залог успешно сделанной работы.
Работа коллектива была продуктивной необходим благоприятный социально-психологический климат, над созданием которого надо потрудиться и самим сотрудникам и, конечно, руководителю. Каждый сотрудник хочет ощущать себя частью коллектива, причем нужной частью. Сплоченный коллектив является сильнейшим мотиватором к работе, гораздо более сильным, нежели материальные блага. Межличностные отношения в группах зависят от многих факторов, во многом от людей которые их образуют, от того, как правильно распределены их роли в группе, и здесь уже большое значение имеют качества руководителя. Руководитель должен видеть не должности, он должен видеть людей, которые их занимают. Чтобы сформировать благоприятную рабочую среду необходимо знание управленческой психологии, и в частности, необходимо знать, как формируются группы людей, какие факторы влияют на межличностные отношения в группе, как построить работу людей в группе таким образом, чтобы сформировать единую команду.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты группы……………………………………5
1.1. Сущность понятия «Группа»
1.2. Причины объединения людей в группы
Глава 2. Динамики развития и взаимоотношения в группах……………..9
2.1. Стадии развития рабочих групп и организации…………………….
2.2 Характерологические особенности межличностного взаимодействия в группах………………………………………………...
2.3.Особенности формирования и сплоченности группы………………
Глава 3. Роль руководителя в становлении коллектива организации…14
3.1. Особенности взаимодействия между руководителем и подчиненными в организации…………………………………………….
3.2.Типы взаимоотношений сотрудников в коллективе…………………
3.3. Основные аспекты организационной культуры……………………
3.4. Понятие социально-психологического климата в организации………
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
27

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc 1.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические аспекты группы……………………………………

5

1.1. Сущность понятия «Группа»

 

     1.2. Причины объединения людей в группы

 

Глава 2. Динамики развития и взаимоотношения в группах……………..

9

2.1. Стадии развития рабочих групп и организации…………………….

 

2.2 Характерологические особенности межличностного взаимодействия в группах………………………………………………...

 

2.3.Особенности формирования и сплоченности группы………………

 

Глава 3. Роль руководителя в становлении коллектива организации……

14

3.1. Особенности взаимодействия между руководителем и подчиненными в организации…………………………………………….

 

3.2.Типы взаимоотношений сотрудников в коллективе…………………

 

3.3. Основные аспекты организационной культуры……………………

 

3.4. Понятие социально-психологического климата в организации………

 

Заключение……………………………………………………………………

25

Список используемой литературы………………………………………….

27

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек неотделим от общества, на протяжении всей жизни он живет в нем и взаимодействует с ним. Он одновременно является участником различных групп людей: семья, друзья, коллеги. Благоприятные отношения в коллективе - залог успешно сделанной работы.

Работа коллектива была продуктивной необходим благоприятный социально-психологический климат, над созданием которого надо потрудиться и самим сотрудникам и, конечно, руководителю. Каждый сотрудник хочет ощущать себя частью коллектива, причем нужной частью. Сплоченный коллектив является сильнейшим мотиватором к работе, гораздо более сильным, нежели материальные блага. Межличностные отношения в группах зависят от многих факторов, во многом от людей которые их образуют, от того, как правильно распределены их роли в группе, и здесь уже большое значение имеют качества руководителя. Руководитель должен видеть не должности, он должен видеть людей, которые их занимают. Чтобы сформировать благоприятную рабочую среду необходимо знание управленческой психологии, и в частности, необходимо знать, как формируются группы людей, какие факторы влияют на межличностные отношения в группе, как построить работу людей в группе таким образом, чтобы сформировать единую команду.

Проблемы, касающиеся межличностных отношений уже несколько веков, не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.

Цель работы раскрыть особенности взаимодействия людей в группах, отразить факторы, влияющие на межличностные отношения, определить роль руководителя в коллективе.

Объектом исследования являются межличностные отношения в организации.

Предметом исследования является формы общения в межличностном взаимодействии в организации.

Задачи:

1.      Провести теоретический анализ литературы по данной теме.

2.      Раскрыть социальную природу и сущность межличностных отношений.

3.      Проанализировать различные подходы к исследованию процесса общения, раскрыть основные формы, уровни, функции этого процесса.

4.      Изучить и проанализировать способы урегулирования отношений при помощи общения.

Теоретической и методологической  основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области, психология управления, общей психологии.

При рассмотрении темы использовались труды Агеева В.С., Веремеенко Н.И., Леонтьева А.А., Машкова В.Н.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. ГРУППЫ. ВИДЫ ГРУПП

В любую организацию входят наличие группы людей. Организационное поведение рассматривается как поведение в группе. Групповое поведение - это совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.

Все многообразие групп можно классифицировать по различным основаниям.

Социальные группы делят на:

1.      номинальные и реальные;

2.      большие и малые;

3.      формальные и неформальные;

4.      дружеские. 

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. [1]Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малая группа - это группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.[2]

Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.[3]

Неформальная организация - это группа, которая не имеет определенной структуры, формируется в служебной среде для удовлетворения каких-либо социальных потребностей, например, для общения или демонстрации личных профессиональных достижений. Группы по интересам создаются в том случае, если у двух или более человек рабочие интересы совпадают.

Неформальные группы возникают для удовлетворения социальных потребностей, как было сказано выше. Люди тянутся к общению, поэтому они вместе едут домой, обедают и пьют чай во время перерывов. Группы, хотя не являются формальными, но оказывают большое влияние на поведение работников в организации.

Дружеские группы формируются на основе сходства характеров, образа мыслей, внепроизводственных интересов и т.д. эти объединения выходят зачастую за пределы организации, они могут складываться на основе одинаковых этических принципов, могут объединять рабочих одного возраста или, например фанатов футбольного клуба.

 

1.2. ПРИЧИНЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ГРУППЫ

Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.

Выделяют следующие причины вхождения людей в группы- это безопасность, престиж, самоуважение, обеспечение потребностей, сила, достижение целей.

Безопасность

Становясь членом группы, каждый человек уменьшает вероятность возможности «остаться одному», он чувствует себя сильнее, меньше сомневается в себе. Когда люди объединяются в группы, они более успешно противостоят возникающим проблемам.              

Престиж

Человека, который является членом какой-либо группы, уважают, признают.             

Самоуважение             

Группа дает каждому своему члену чувство самоуважения. Т.е. человека почитают не только окружающие, но и сам он гордится своей принадлежностью к данной группе.             

Обеспечение потребностей             

Любая группа создается для того, чтобы удовлетворять те или иные социальные нужды. Людям свойственно общаться между собой, вот почему большинство групп удовлетворяет естественную человеческую потребность во взаимодействии.             

Сила             

Зачастую то, что не может выполнить отдельный человек, легко осуществляется усилиями всей групп.             

Достижение целей              

Иногда бывает необходимо сконцентрировать усилия нескольких человек для достижения той или иной цели. Может возникнуть потребность в объединении навыков, таланта, силы для успешного выполнения рабочего задания. В этом случае управление должно ориентироваться на создание формальных групп.

 

              Вывод: Объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в. коллективе, среди друзей и родственников. 

 

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГРУПП И ДИНАМИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ

2.1. СТАДИИ РАЗВИТИЯ РАБОЧИХ ГРУПП И ОРГАНИЗАЦИЙ

В своем развитии организации и рабочие группы проходят ряд этапов, на каждом из них есть свои особенности межличностных отношений и общей психологической обстановки в группе. Этапы развития: зарождение, период внутригруппового конфликта, период нормального функционирования группы, высшая точка развития организации.

Первая стадия, зарождение, характеризуется неопределенностью структуры, отсутствием лидера и целей существования группы. Члены организации пытаются выбрать приемлемый способ поведения, приспособиться к группе, найти лидера. Эта стадия завершается в тот момент, когда люди начинают осознавать себя частью группы.

Вторая стадия, период внутригруппового конфликта. В этот период все члены группы осознают, что данная группа уже существует, однако люди еще сопротивляются тому, что группа в какой-то степени лишает их индивидуальности, навязывает свои условия. На этом этапе разгорается борьба за лидерство в коллективе, еще отсутствует единство, для внутригрупповых отношений характерна напряженность. Эта стадия завершается, когда у организации появляется четкая организационная структура с проработанной системой подчинения.

На третьей стадии отношения между людьми продолжают развиваться, и группа проявляет способность к «сцеплению». Организация уже определена, выдвинулся лидер, люди, работающие в ней, объединены общими целями и правилами, нормами поведения. Это период нормального функционирования группы, когда члены группы точно представляют, что именно от них требуется.

Четвертую стадию называют высшей точкой развития организации. На этом этапе структура ее уже окончательно определена и принята всеми ее членами. Члены группы уладили свои отношения и сформировали ожидания от работы в группе, узнали, какие у них роли, что является сильными и слабыми сторонами в деятельности коллег. Деловая энергия тратится не на знакомство с особенностями работы, а на эффективное выполнение конкретных задач.

Для длительно существующих групп этот этап является последним в развитии. Однако временные объединения, команды и другие подобные группы, цель которых - выполнение какой-либо единственной задачи, переживают еще стадию разрушения или переоформления. На этом этапе группа готовится к самороспуску, все внимание группы направленно на сворачивание собственной деятельности. Служащие по-разному воспринимают этот этап: одни наслаждаются чувством выполненного долга, другие могут впасть в депрессию из-за осознания возможности потерять все то, чего они добились на этом рабочем месте (в том числе чувства дружбы и товарищества).

Информация о работе Межличностные отношения