Межнациональные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:19, реферат

Описание

Многонациональная среда – типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.
Межнациональный конфликт – это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть:
1. Конфликт. Межнациональный конфликт……………………………..….5
2. Классификация межнациональных конфликтов…………………………7
3. Социально-психологическая трактовка межнационального конфликта.9
4. Причины и типы межнациональных конфликтов………………………13
5. Функции и последствия межнациональных конфликтов………………14
6. Способы разрешения и урегулирование межнациональных
конфликтов………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ (оригинал)-сделано!!!!.docx

— 43.60 Кб (Скачать документ)

При этом в процессе эскалации  конфликта объективно и неизменно  начинают действовать следующие  социально-психологические закономерности:

    • уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение объема дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;
    • искаженное восприятие информации друг о друге;
    • формирование установки враждебности и подозрительности, закрепление образа "коварного врага" и его дегуманизация, т.е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к "нелюдям" при достижении своих целей;
    • формирование ориентации на победу в конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

Таким образом, задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы уловить тот момент, когда еще возможно компромиссное решение конфликтной ситуации, и не допустить ее переход в более острую стадию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины и типы межнациональных конфликтов.

 

Причины межнациональных конфликтов:

 

  1. экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
  2. социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 
  3. культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
  4. Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
  5. Исторические прошлые взаимоотношения народов.
  6. Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

 
Типы межнациональных конфликтов:

 

  1. конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 
  2. конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
  3. конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.  
    5. Функции и последствия межнациональных конфликтов. 

Исследователи различают положительные и отрицательные функции международных конфликтов.

 К числу положительных - относят:

  • предотвращение стагнации в международных отношениях;
  • стимулирование созидательных начал в поисках выходов из сложных ситуаций;
  • определение степени рассогласованности интересов и целей государств;
  • предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.

 

   Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:

  • вызывают беспорядок, нестабильность и насилие;
  • усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах;
  • порождают возможность неэффективных политических решений.

Последствия конфликтов.

Межнациональный конфликт - это нежелательное явление в  жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем  общественной жизни людей различных  национальностей. Погасить разразившийся  конфликт крайне трудно, он может длиться  месяцы, годы; затухать, затем разгораться  с новой силой.

Негативные последствия  межнациональных конфликтов не исчерпываются  прямыми потерями. Массовые перемещения, характерные для периода конфликта, существенно изменяют половозрастной состав населения. В первую очередь уезжают престарелые, женщины и дети, и именно эти, наиболее социально уязвимые группы населения в последнюю очередь возвращаются на родину.

К последствиям конфликтов можно отнести безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Способы разрешения и урегулирование межнациональных конфликтов.

Способы разрешения:

 

  1. отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
  2. применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
  3. перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
  4. разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 
  5. предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

 

Урегулирование конфликтов

Урегулирование конфликтов — это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам.

Разрешение межэтнических  противоречий и урегулирование межнациональных  конфликтов является непременным условием обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Закон РФ от 5 марта 1992 года «О безопасности» в ст. 1 определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Национальная безопасность, зародившись одновременно с самим  появлением государства как основного  субъекта международных отношений, была и остается краеугольным камнем сохранения его суверенитета и независимости  точно так же, как военный компонент  по-прежнему является основной частью защиты государства от внешних угроз. Однако в современных условиях расширительное толкование безопасности подразумевает  включение и невоенных аспектов в деятельности государства, а также  связывается с такими категориями, как стабильность, предсказуемость  политического развития, правопорядок, соблюдение законов, общественная, национальная и религиозная безопасность и  многими другими.

Система безопасности по критерию уровня политико-территориального охвата подразделяется на всеобщую, региональную и национальную безопасность.

Первый уровень — система универсальной, всеобщей безопасности в соответствии с Уставом ООН и в рамках деятельности Совета безопасности. Она призвана обеспечить гарантии существования всего мирового сообщества в условиях мира, несмотря на наличие в нем классовых, национальных, территориальных и иных противоречий между народами и государствами. Цель концепции всеобщей безопасности состоит в том, чтобы не допустить насильственного разрешения этих противоречий, развязывания мировой термоядерной войны, в результате которой человечество либо погибнет, либо деградирует.

Второй уровень — безопасность региональная — обладает общими признаками безопасности международной, неразрывно связана с нею и безопасностью национальной. Для Российской Федерации и дружественных государств — это договоры о коллективной безопасности в рамках СНГ,ШОС,ОДКБ, ЕврАзЭС.

Третий уровень — это безопасность национальная — состояние обороноспособности страны, гарантирующее надежную защиту ее территориальной целостности и национальных интересов, а также предотвращение агрессии со стороны другого государства. Она имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя - представляет собой систему экономических, социальных, политических, духовно-идеологических и военных мер, направленных на укрепление обороноспособности государства. Внешняя - выражается в принципах отказа от войны (обычной и ядерной) как средства достижения политических, экономических, военных и иных целей; демилитаризации межгосударственных отношений, строительства их на основе отношений доверия, добрососедства, взаимного уважения, разумных компромиссов, свободы социально-политического выбора, невмешательства во внутренние дела друг друга.

Важное теоретическое  и практическое значение для становления  системы обеспечения общенациональной безопасности имеет исследование проблемы угроз для общенациональных интересов. Они представляют собой выражение  различных социальных противоречий (внутри отдельных стран, между ними), которые несут опасность возникновения  конфликтных ситуаций, кризисов, острых столкновений, изменений в среде  обитания других, могущих привести к тяжелым последствиям для безопасности страны, интересов личности, общества и государства.

Заключение.

Конфликт - это  всегда  противостояние двух (или более)  сторон, не приносящее с  собой  ничего  кроме  дискомфорта. Данное  явление  обычно  не  проходит  в  стороне, а  с  каждым  последующим  разом  приобретает  характер массовости. Именно  по  такому  же  принципу  действует  и  межнациональный  конфликт. Из  всех  видов  конфликтов  он  по  истине  является  одним из  самых масштабных. Так как по  истечении времени людей, принимающих в нём участие, лишь  только  увеличивается, недовольство  возрастает, а объём ущерба  и потерь становится  только  внушительней.        

  Можно прийти к   выводу, что:

  1.      межнациональный конфликт – это явление нежелательное и крайне   

   разрушительное  в   жизни  общества, которое  является  своего  рода 

   тормозом  в   решении  проблем  общественной  жизни  людей  различных  

   национальностей.

2)  в основе  межнационального  конфликта   лежат как объективные, так и субъективные противоречия.

3) погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.

4) негативные  последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. Так  как  возникают  массовые  перемещения  мигрантов, что существенно изменяет  количественный  состав населения.

         Избежать  межнациональный конфликт  крайне  трудно, так как в составе каждой  нации всегда  есть  группы, заинтересованные  в утверждении своей нации и при этом  грубо нарушающие  принципы  справедливости,  равенства  прав, суверенитета  других.  Правда,  в одних странах такие    группы  нередко определяют  основное   направление межнациональных отношений; в других – всегда  получают  решительный отпор.                    

Сейчас  мыслители, прогрессивные  политики  ведут  напряжённый  поиск  путей  выхода  из  многочисленных  современных  этнических  кризисов. Передовой  частью  мирового   сообщества   осознана  и   признана   ценность  гуманистического  подхода  к  этническим   проблемам. Суть  его  состоит, в  добровольном  поиске  согласия, в  отказе  от национального  насилия  во  всех  его  видах  и  формах, а  во-вторых, в  последовательном  развитии  демократии. Правовых  начал  в  жизни  общества. Обеспечение  прав  и   свобод  личности, независимо  от  национальной  принадлежности, есть  условие  свободы  любого  народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

    1. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия  и конфликты в России» //  Социально- политический  журнал.  1994, №8, стр. 16-30
    2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России//

Общественные  науки  и  современность.  1996, №2, стр. 153- 164     

    1. Комоцкая В.Д. Фактор  политической  культуры  в межэтнических конфликтах  на  территории  бывшего СССР. М., 1998
    2. Морозова  Л.А. Национальные  аспекты  развития  российской  государственности// Государство  и  право.  1995, №12, стр. 11-18
    3. Шарафулин  М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути  решения// Проблемы  образования, науки и культуры. М., 2006, Политика  и международные отношения. Выпуск 20.
    4. Шутов А.Д. Коренные  этносы  Балтии  и  русские: общие  интересы// М.,Социс. 1996, №9 стр. 113-116

Информация о работе Межнациональные конфликты