Миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:56, реферат

Описание

Федеральной миграционной программой России на 1998-2000 годы определены следующие основные понятия.Миграция рассматривается как перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения их места жительства.

Работа состоит из  1 файл

Адаптация к новой культурной среде.docx

— 36.34 Кб (Скачать документ)

Адаптация к новой культурной среде: этническое перемещение  и миграция.

Анализируя проблему незаконной миграции, необходимо вначале  обратиться к общему понятию миграции.

Федеральной миграционной программой России на 1998-2000 годы определены следующие основные понятия.Миграция рассматривается как перемещение  по различным причинам людей через  границы тех или иных территориальных  образований в целях постоянного  или временного изменения их места  жительства.

 Различают эмиграцию  (выезд граждан за границу Российской  Федерации в целях постоянного  или временного изменения места  жительства) и иммиграцию (въезд  иностранных граждан в Российскую  Федерацию на постоянное или  временное проживание). Соответственно, эмигрантом считается гражданин  Российской Федерации, выезжающий  за границу для постоянного  или временного изменения места  жительства, а иммигрантом – иностранный  гражданин, въезжающий в РФ  на постоянное или временное  проживание.

Существует также  классификация миграции по причинам (добровольная и вынужденная) и по типу (внешняя и внутренняя).Под  вынужденной миграцией понимают перемещение людей с целью поиска убежища в другой стране или другом районе своей.

Добровольная  миграция – перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территорию другого государства.

Внешняя миграция – перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания.

Внутренняя  миграция – перемещение людей в пределах территории Российской Федерации с целью постоянного или временного изменения места жительства.

Достаточно аргументирована  точка зрения С.Е. Метелева, который  выделяет такое понятие как криминальная миграция. По мнению названного исследователя, криминальная миграция - это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных технологий. Характер криминальной миграции определяет субъективный фактор: стремление совершить преступление, ряд преступлений или осуществлять преступную деятельность на профессиональной постоянной основе. Мотивы таких перемещений могут быть самыми разными, например, корысть, месть, политические соображения, стремление расширить сферы криминального бизнеса, обеспечить собственную безнаказанность при совершении преступлений, наладить организационные связи с преступными формированиями и др. Однако криминальный мигрант сознает, что его постоянная или временная смена места жительства напрямую связана с преступной деятельностью, что он перемещается в пространстве, нарушая уголовно-правовые нормы или с намерением совершить это в скором будущем. 

Иногда преступники  меняют свое место жительства для  того, чтобы его не установили компетентные органы или скрываясь от своих  сообщников. В этой связи следует  согласиться с тем, что данное явление не относится к криминальной миграции по субъективной стороне. По мнению Метелева, не следует относить к криминальной миграции и перемещения  людей, связанные с передвижением  иностранцев с целью устройства на работу в западных странах - если эти перемещения происходят по воле самих мигрантов и осуществляются самостоятельно. Хотя деятельность лиц, участвующих в нелегальном перемещении  иностранных граждан (связанном  с незаконным выездом из своей  страны и въездом в другую), охватывается понятием криминальной миграции.

Незаконная миграция – это всегда незаконное действие. Лицо осознает, что нарушает закон, когда готовится пересекать или  пересекает границу, когда отказывается вернуться или самостоятельно меняет свой правовой статус. Однако в одних  случаях это нарушение связано  с уголовно наказуемым деянием (тогда  можно говорить о криминальной миграции). Например, граждане КНР часто осознанно  приезжают в Россию, чтобы заниматься здесь незаконной предпринимательской  деятельностью, вывозить с нашей  территории природные ресурсы, осуществлять преступную деятельность. В других случаях нарушаются иные законы (например, Кодекс об административных правонарушениях).

Достаточно близким  к незаконной миграции является понятие  «торговля людьми». Каким образом  они соотносятся? Среди юристов  имеются различные точки зрения на этот вопрос.  

Так, известный ученый И.И. Карпец, который одним из первых дал анализ незаконной миграции, считает, что нелегальная эмиграция относится  к преступлениям, наносящим ущерб  международному, экономическому и социально-культурному  развитию государства и имеет  следующие оттенки: «бегство людей  из стран, где господствует террористический режим (в нарушение иммиграционных законов); скрытый ввоз дешевой рабочей  силы для капиталистических монополий; нелегальный ввоз в другую страну людей, которых собираются использовать для совершения террористических актов». Что касается торговли людьми, то он относит ее к другой группе преступлений – преступления, наносящие ущерб  личности, личному, государственному, общественному имуществу, моральным  ценностям. Торговля людьми, соответственно, включает в себя, по его мнению, несколько  составов: рабство, работорговля; торговля женщинами (в том числе эксплуатация проституции); торговля детьми и так  называемый принудительный труд.

Видимо, следует утверждать, что, говоря о незаконной миграции, подразумевают преступность мигрантов  либо преступления, совершаемые с  использованием каналов незаконной миграции. Возможно, поэтому ни в  международных, ни в национальных законодательных  нормативных актах нет статей, содержащих объективную сторону  данного состава преступления. Обычно речь идет о незаконном переходе государственной  границы, торговле людьми, контрабанде  товаров, подделке документов.Таким  образом, следует еще раз подчеркнуть, что незаконная (внешняя) миграция –  это въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд  с ее территории иностранных граждан  и лиц без гражданства с  нарушением законодательства, регулирующего  порядок въезда, пребывания, транзитного  проезда и выезда иностранных  граждан; произвольное изменение ими  своего правового положения в  период нахождения на ее территории, а  также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда.Миграции обычно рассматриваются в координатах урбанизации, рынка труда, дифференциации жизненных условий, семейных связей. По мнению Ж. Зайончковской, причины миграционных процессов на постсоветском пространстве можно определить четырьмя группами факторов. 

К первой группе факторов следует отнести распад СССР, произошедший внезапно, что повлекло за собой взрыв национализма, этнические конфликты, гражданские войны. «Народ единой страны вдруг поделился на «своих» и «чужих», титульных (принадлежащих к основному этносу, давшему название стране) и нетитульных (мигрантов)» Титульному заселению не были гарантированы основные права личности - право на гражданство, наследование имущества, на пенсию, сохранение трудового стажа и др.

Указанные факторы  явились чрезвычайными, обусловившими  широкое распространение вынужденных  миграций, массовой репатриации, потоков  беженцев из районов вооруженных  конфликтов и кровавых национальных столкновений.

Вторая  группа факторов связана с начальным этапом реформирования экономики, характеризующимся отказом от милитаристской доктрины и, как следствие, резким упадком в наиболее развитом секторе экономики - производстве вооружений, а также отказом от жесткого регулирования и планирования экономики. В то же время рыночные рычаги еще не были задействованы. Эти преобразования повлекли за собой глубокий экономический кризис. Значительное падение производства в бывшем СССР осложнялось дезорганизацией управления экономикой и разрывом сложившихся хозяйственных связей вследствие разъединения страны и сепаратистской ориентации новых государств в первые годы их самостоятельного существования. Кроме того, на начальном этапе экономических преобразований был проведен ценовой шок первоначально в России, в странах Балтии, затем с разными интервалами времени и в остальных республиках бывшего Союза. Высокая инфляция, стремительное вздорожание жизни и резкое падение ее уровня, появление безработицы - спутники проводимых преобразований. Эту группу факторов тоже можно считать чрезвычайными. Они усугубили негативные эффекты от распада Союза и стали дополнительным серьезным стимулом стрессовых миграций.

Третья  группа факторов связана с развитием рыночных отношений -приватизацией, частным предпринимательством и землевладением, развитием коммерции, частной финансовой деятельности, рынка недвижимости. Рынок труда получает новые мощные стимулы - его структура становится более разнообразной, появляются альтернативные, не связанные с государственным сектором, возможности трудоустройства и заработков.

Четвертая группа - факторы, сопряженные с либерализацией жизни в бывшем СССР, переходом к политике "открытых дверей" и изменением правовых подходов к миграциям. Все страны бывшего СССР обеспечили возможности свободного въезда и выезда, что создало условия для включения в систему международных миграций. Эмиграция и иммиграция, поездки на учебу, на отдых, на работу и временное жительство за границу государства. В условиях обострения внутренней обстановки и экономического кризиса свобода въезда-выезда стала важным амортизирующим фактором. В то время как внешние максимально открыли, внутренние пытались закрыть. В конце концов это удалось только странам Балтии. Многочисленные попытки установить таможенный контроль на других границах между бывшими республиками потерпели неудачу. Сейчас страны СНГ от них отказались и перешли к конструктивной работе по выработке цивилизованных правил регулирования миграции, не покушаясь на ограничение свободы передвижения между странами Содружества. 

Обобщая вышеуказанные  позиции, можно отметить, что общими причинами миграционных перемещений  лиц (групп лиц) в пространстве являются два обобщающих фактора: изменение  политической ситуации в государстве (изменение формы государства, изменение  государственного или политического  режима и т.д.) и экономические  преобразования (переход от одной  модели экономики к другой как  в сторону либерализации, так  и ближе к установлению государственного приоритета), приводящие к изменению  характера миграционных перемещений, получающих отражение в государственной  политике.

Российская  Федерация в настоящее  время является открытым государством, в том  числе, для граждан  других государств, которые могут  свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это  означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные  с перемещением на территории РФ иностранных  граждан и лиц  без гражданства. Миграция может рассматриваться  с позиции как  положительного, так  и отрицательного влияния на общество, но, как и любой  социальный процесс, миграция несет в  себе позитивный заряд  лишь в случае целенаправленного  использования ее конструктивного  для принимающего общества потенциала.

Если  же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность. Ведь нарастающее  количество прибывающих  из-за границы государства  мигрантов объективно влияет на возникающие  социальные проблемы для местного населения  и для соответствующих  государственных  структур, которые, как  правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические  проблемы, что негативным образом сказывается  на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди  мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов  порождает ответную негативную реакцию  местного населения].

С 15 января 2007 г. в  России вступили в силу два федеральных  закона – «О миграционном учете  иностранных граждан и лиц  без гражданства» и принятый в  новой редакции закон «О правовом положении иностранных граждан», создающие предпосылки для изменения  принципов регулирования иммиграции. Законодательные акты предусматривают  упрощение процедур регистрации  иностранных граждан по месту  пребывания, а также их трудоустройства, то есть направлены на решение проблем, препятствующих легализации иммигрантов.

Новый порядок коснулся и временных мигрантов. Регистрация по месту  жительства со штампом  в паспорте для  них заменена уведомительным учетом по месту пребывания, причем перечень требуемых  для постановки на учет документов сокращен до минимума. Впервые  со времен существования  паспортной системы  введена модель, отстраняющая милицию от процедуры  регистрации мигрантов. Это поистине революционное  изменение, позволяющее  надеяться на сокращение коррупции в данной сфере.

Не  менее решительно изменен порядок  трудоустройства  иностранцев –  но только тех, кто  приехал в Россию из стран СНГ на безвизовой основе. Трудовые ресурсы  из бывших союзных  республик наше государство считает приоритетными, поэтому преференции в их отношении естественны. Теперь разрешение на работу выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше; работодатель же получил право свободного найма иностранного гражданина, имеющего такое разрешение – трудовую карту. Иными словами, отменена «привязка» работника к работодателю[4].

Федеральный закон  от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» делит всех иностранных граждан  на постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих. Именно от этого зависит объем, определяемых в нем, прав и обязанностей. Рассматриваемый  закон полностью адресован иностранным  гражданам и лицам без гражданства. Режим иностранного гражданина в  России, как и в других государствах, устанавливается внутренним законодательством  с учетом международных обязательств.

Информация о работе Миграция