Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:01, реферат
Менталите́т (фр. Mentalité, нем. Mentalität от позднелат. mentalis — умственный) — в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы)
Менталитет
социума, даже одной нации, неоднороден.
Для понимания некоторых
4. Менталитет
и идеология в процессе социальной трансформации
общества. Понятие менталитета и его роль.
Важнейшая
функция духовной элиты, по мнению А.
С. Ахиезера, заключается в адекватной
интерпретации массовых инвестиций - таких
ходов мысли и их результатов, которые
связаны с абсолютным противопоставлением
полярностей в различных сферах бытия,
признанием противоположностей абсолютно
несовместимыми. Для духовной элиты преимущественно
характерен диалектический стиль мышления,
называемый А. С. Ахиезером медиацией.
Медиация характеризуется отказом от
абсолютизации противоположностей, вниманием
к их взаимопроникновению, стремлением
к синтезу полярных утверждений. Медиация
- творческий, рефлективный процесс, порождающий
культурные инновации - новые смыслы срединной
культуры.
Функции духовной
элиты - порождение новых культурных
смыслов и внесение их в массы
- создают для нее две опасности.
Первая из них - раскол с народом, который
массовым сознанием может
Вторая опасность
для духовной элиты - партиципация,
слияние ее с народом, отказ ее от своих
специфических ценностей и принятие ценностей
массового менталитета. В данном случае
менталитет духовной элиты опускается
до уровня массового менталитета и, следовательно,
теряет свою специфику, а элита превращается
в псевдоэлиту. Негативным последствием
этого является исчезновение или ослабление
конструктивной напряженности, которая
имеет место в дуальных оппозициях “духовная
элита - правящая элита”, “духовная элита
- народ”, “правящая элита - народ”. Это
означает исчезновение, крайнее ослабление
социокультурного механизма, обеспечивающего
напряженное стремление духовной элиты,
правящей элиты и народа к высшим ценностям
национальной и мировой культуры во всех
ее формах. Место этого стремления и этих
ценностей заполняют не выходящее за пределы
установленного правящей элитой шага
новизны серое творчество, простая грамотность,
ценности расхожих банальностей, всевозможные
упрощенности, вступающие противоречие
с усложняющейся реальностей, что до катастрофических
размеров усиливает социокультурные противоречия.
В результате
замены духовной элиты псевдоэлитой
в обществе исчезает важный источник культурных
инноваций и стимул социального прогресса.
Кроме догматизма, инверсионной логики,
интолерантности, одной из характерных
ментальных особенностей представителей
псевдоэлиты является повышенная агрессивность,
направленная против настоящей духовной
элиты. Восстановление духовной элиты
и установление ею продуктивного диалога
с правящей элитой и народом - длительный
и трудный процесс. Менталитет духовной
элиты отличается от менталитета не только
масс, но и от менталитета правящей элиты.
Духовная элита нацелена на решение перспективных
основополагающих проблем жизни, на поиск
высших ценностей. Она прогнозирует пути
развития нравственных идеалов общества,
а также указывает и на их слабости. Если
в менталитете интеллектуальной элиты
преобладает инновационный компонент,
то в менталитете правящей элиты особенно
выражен праксеологический компонент.
Правящая элита превращает полученные
духовной элитой результаты интерпретацией
в актуальную повседневную практику, в
оперативную деятельность. Она решает
в основном повседневные проблемы, направленные
на стабилизацию общества и преодоление
дезорганизации.
Правящая
элита, балансируя между двумя социальными
полюсами, должна поддерживать связь,
как с народными массами, так
и с духовной элитой. Как и для
духовной элиты, для нее характерны
две опасности. Первая из них - отпадение
от народа, чрезмерное расхождение
менталитета правящей элиты с
массовым менталитетом, особенно в
мотивационной части
В случае глубокого
конфликта между правящей и духовной
элитой может происходить избиение
последней, что в истории находило
выражение в виде изгнание неугодных
деятелей культуры, помещения их в
монастырь, тюрьму или психиатрическую
лечебницу, лишение права публиковать
свои сочинения, а в крайних случаях
- в виде физического уничтожения.
При тоталитарных режимах отношения
между правящей элитой, духовной элитой
и народом принимают
Содержание :
Литература :
1. История ментальностей,
историческая антропология: Зарубежные
исслед. в обзорах и рефератах. - М., 1996;
2.Глыбовская, Н. А. Национальный правовой
менталитет в белорусской литературе//
Юридический журнал. 2007. № 1. с.67-71
3. Дубянецкі, Э. Ментальнасць грамадзян
Беларусі ў сучасны перыяд // Кантакты
і дыялогі. - 1996. - № 7-8;
4. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў
// Беларуская думка. - 1997. - № 7
5.Фурман, Д. Парадоксы белорусского самосознания/
Д. Фурман, О. Буховец// Дружба народов.
- 1996. - №6.