Минталитет и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:01, реферат

Описание

Менталите́т (фр. Mentalité, нем. Mentalität от позднелат. mentalis — умственный) — в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы)

Работа состоит из  1 файл

минтатитет.docx

— 30.28 Кб (Скачать документ)

Менталитет  социума, даже одной нации, неоднороден. Для понимания некоторых существенных моментов развития общества важно выявить  особенности менталитета интеллектуальной, или духовной, элиты, менталитета  народных масс и менталитета правящей (политической) элиты. Благодаря самому менталитету, главной спецификой которого служит доминирующий в нем инновационный  компонент, духовная элита творчески  и квалифицированно культивирует высшие ценности социума, обобщает опыт мировой  истории, производит взаимопроникновение  высших достижений национальной мировой  культуры. Она осмысливает и переосмысливает  идеи, лишь наметившиеся в сознании народа, ее назначения - поднять сознание от узких частных задач до уровня проблем большого общества, всего  человечества. Духовная элита развивает  высшую культуру на основе массовой. Внедряя  потом посредством интеллигенции  смыслы высшей культуры в массовое сознание, она обогащает массовый менталитет, который становится способным  стремиться к поддержанию установления более прогрессивных социальных отношений. В этом и проявляется  взаимодействие менталитета духовной элиты и менталитета масс. 
 

4. Менталитет и идеология в процессе социальной трансформации общества. Понятие менталитета и его роль.  

Важнейшая функция духовной элиты, по мнению А. С. Ахиезера, заключается в адекватной интерпретации массовых инвестиций - таких ходов мысли и их результатов, которые связаны с абсолютным противопоставлением полярностей в различных сферах бытия, признанием противоположностей абсолютно несовместимыми. Для духовной элиты преимущественно характерен диалектический стиль мышления, называемый А. С. Ахиезером медиацией. Медиация характеризуется отказом от абсолютизации противоположностей, вниманием к их взаимопроникновению, стремлением к синтезу полярных утверждений. Медиация - творческий, рефлективный процесс, порождающий культурные инновации - новые смыслы срединной культуры. 

Функции духовной элиты - порождение новых культурных смыслов и внесение их в массы - создают для нее две опасности. Первая из них - раскол с народом, который  массовым сознанием может рассматриваться  как отпадение, превращение духовной элиты в носителя мирового зла. В  результате само существование духовной элиты становится фактором роста  дискомфортного состояния, что грозит ей уничтожением. Гибель духовной элиты, изоляцией ее от общества может быть аналогично потере человеком разума в сложной ситуации… Раскол не происходит в тех странах, где существует диалог духовной элиты с массовым сознанием, где результаты творчества каждой из частей общества постоянно осваиваются другими частями и масштабы приемлемых новшеств, шага новизны постоянно расширяются. 

Вторая опасность  для духовной элиты - партиципация, слияние ее с народом, отказ ее от своих специфических ценностей и принятие ценностей массового менталитета. В данном случае менталитет духовной элиты опускается до уровня массового менталитета и, следовательно, теряет свою специфику, а элита превращается в псевдоэлиту. Негативным последствием этого является исчезновение или ослабление конструктивной напряженности, которая имеет место в дуальных оппозициях “духовная элита - правящая элита”, “духовная элита - народ”, “правящая элита - народ”. Это означает исчезновение, крайнее ослабление социокультурного механизма, обеспечивающего напряженное стремление духовной элиты, правящей элиты и народа к высшим ценностям национальной и мировой культуры во всех ее формах. Место этого стремления и этих ценностей заполняют не выходящее за пределы установленного правящей элитой шага новизны серое творчество, простая грамотность, ценности расхожих банальностей, всевозможные упрощенности, вступающие противоречие с усложняющейся реальностей, что до катастрофических размеров усиливает социокультурные противоречия. 

В результате замены духовной элиты псевдоэлитой в обществе исчезает важный источник культурных инноваций и стимул социального прогресса. Кроме догматизма, инверсионной логики, интолерантности, одной из характерных ментальных особенностей представителей псевдоэлиты является повышенная агрессивность, направленная против настоящей духовной элиты. Восстановление духовной элиты и установление ею продуктивного диалога с правящей элитой и народом - длительный и трудный процесс. Менталитет духовной элиты отличается от менталитета не только масс, но и от менталитета правящей элиты. Духовная элита нацелена на решение перспективных основополагающих проблем жизни, на поиск высших ценностей. Она прогнозирует пути развития нравственных идеалов общества, а также указывает и на их слабости. Если в менталитете интеллектуальной элиты преобладает инновационный компонент, то в менталитете правящей элиты особенно выражен праксеологический компонент. Правящая элита превращает полученные духовной элитой результаты интерпретацией в актуальную повседневную практику, в оперативную деятельность. Она решает в основном повседневные проблемы, направленные на стабилизацию общества и преодоление дезорганизации. 

Правящая  элита, балансируя между двумя социальными  полюсами, должна поддерживать связь, как с народными массами, так  и с духовной элитой. Как и для  духовной элиты, для нее характерны две опасности. Первая из них - отпадение  от народа, чрезмерное расхождение  менталитета правящей элиты с  массовым менталитетом, особенно в  мотивационной части менталитета, то есть понимание ценностей и  целей бытия. Крайним случаем  отпадения может быть принятие массами  правящей элиты за воплощение зла, что, в свою очередь, может приводить  к социальному взрыву. Вторая опасность  заключается в партипации - стремление власти слиться с народом, проникнуться почвенными, догосударственными иллюзиями, верой в способность народа после ликвидации бюрократии навести полный порядок, достичь изобилия, перегнать все страны и т.п. За полное заполнение менталитета правящей элиты ценностями и установками массового сознания правящая элита расплачивается ослаблением связи с духовной элитой или даже полным разрывом с ней и неизбежным при этом снижением компетентности решений и эффективности управления социумом. При этом правящая элита лишается разума, веры, красоты, а духовная элита - преобразующей социум силы. Различие менталитетов элит постоянно стимулирует возникновение противоречия между ними, которое, однако, периодически сменяется стремлением правящей элиты использовать творческую энергию духовной элиты для решения своих проблем по интеграции общества. 

В случае глубокого  конфликта между правящей и духовной элитой может происходить избиение последней, что в истории находило выражение в виде изгнание неугодных  деятелей культуры, помещения их в  монастырь, тюрьму или психиатрическую  лечебницу, лишение права публиковать  свои сочинения, а в крайних случаях - в виде физического уничтожения. При тоталитарных режимах отношения  между правящей элитой, духовной элитой и народом принимают извращенный  характер: духовная элита подавляется  и уничтожается; возникает духовная псевдоэлита, которая вместе с интеллигенцией занимается серым творчеством; право быть источником инноваций признается за верхушкой правящей элиты и в крайних тоталитаризма даже за одним лицом - верховным правителем. Принятие правящей элитой или диктатором несвойственной им инновационной функции, заключающейся в продуцировании новых культурных смыслов, которую они не могут эффективно выполнять, служит одной из причин негативных явлений в обществе. 
 
 
 
 
 

Содержание :

  1. Понятие менталитета
  2. Функционирование менталитета в обществе.
  3. Функции менталитета (+дополнение)
  4. Менталитет и идеология в процессе социальной трансформации общества. Понятие менталитета и его роль.
 
 
 

Литература :

1. История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исслед. в обзорах и рефератах. - М., 1996; 

       2.Глыбовская, Н. А. Национальный правовой менталитет в белорусской литературе// Юридический журнал. 2007. № 1. с.67-71 

       3. Дубянецкі, Э. Ментальнасць грамадзян Беларусі ў сучасны перыяд // Кантакты і дыялогі. - 1996. - № 7-8; 

       4. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў // Беларуская думка. - 1997. - № 7 

       5.Фурман, Д. Парадоксы белорусского самосознания/ Д. Фурман, О. Буховец// Дружба народов. - 1996. - №6. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Минталитет и его роль в обществе