Младенчество (до года)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:52, реферат

Описание

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери

Работа состоит из  1 файл

Младенчество.docx

— 31.39 Кб (Скачать документ)

Младенчество (до года)

Социальная  ситуация развития:

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и  взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается  во взрослом и, в то же время, не имеет  специфических средств воздействия  на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Социальная ситуация общей жизни  ребенка с матерью приводит к  возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.

Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность - и есть общение.

Общение этого  типа в младенческом возрасте очень  ярко выражено. Со стороны взрослого  ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать  возникновение первых форм воздействия  на взрослого. Так, очень скоро голосовые  реакции ребенка приобретают  характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий  акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном  смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель тою, что социальная ситуация психического развития ребенка уже  сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией" "МЫ". По словам Л.С. Выготского, ребенок похож на взрослого  паралитика, который говорит: "Мы поели", "Мы погуляли". Здесь  можно говорить о неразрывном  единстве ребенка и взрослого. Ребенок  ничего не может без взрослого  человека. Жизнь и деятельность ребенка  как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В  общем, это ситуация комфорта, и центральный  элемент этого комфорта - взрослый человек. Как заметил Д.Б. Эльконин, пустышка и покачивание - эрзацы, заменители взрослого, говорящие ребенку: "Все  спокойно!", "Все в порядке!", "Я - здесь".

Тип ведущей деятельности: общение матери и ребенка,непосредственное эмоциональное общение

Хватание, направление  к предмету стимулирует возникновение  сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым  притронуться нельзя. Снова проявляется  закон опережающего знакомства ребенка  с миром, опережающей ориентировки. Ребенок тянется к предмету, он привлекателен, но получить его можно  только с помощью взрослого.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал  Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое из основных новообразований  младенческого возраста, знаменующих  собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность  первых слов в том, что они носят  характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют  речи, которая бы удовлетворяла общение  по поводу предметов. Речь, как и  все новообразования возраста, носит  переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это  речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи  называют ее "языком нянь". Но какой  бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.

1е полугодие  этап эмоц общения ребенка  со взрослыми которыйй выступает  в качестве ведущей деятельности.на  этом этапе ребенок овладевает  мимическими средствами общения.

2-е полгодие-ведущая  деятельность предметно манипулятивная .в этом возрасте общение со  взрослымипреобразуетсяиз ситуативно  личностной в ситуативно деловую  форму 

          Новообразования:

  • Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении
  • Моторика
  • Речь
  • Мышление
 
 
 

Ранний  возраст (1-3 года)

Социальная ситуация развития:

Как подчеркивал  Д.Б. Эльконин, в конце первого  года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок  и взрослый. В этом суть кризиса  первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую  степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка  еще очень ограничен. Во-первых, речь носит автономный характер: слова  ситуативны, они лишь сколки наших  слов, слова многозначны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений. Во-вторых, почти  в каждом действии, которое ребенок  осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем  конструирования предметов, с которым  ребенок манипулирует. Как подчеркивал  Д.Б. Эльконин, это явление исключительное, оно наблюдается только в конце  младенческого возраста. В более  старших возрастах оно не встречается. Ни на одном человеческом предмете, указывал Д.Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, которые своими физическими свойствами определяют способ действия детей. Манипулируя  с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может  открыть общественно выработанных способов употребления предметов.

Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть  общественной сущности, общественной функции, общественного способа  употребления предметов.

Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок  впервые видит взрослого и  его действия как образцы. Оказывается, что ребенок действует так, как  взрослый, не вместе с ним, не под  руководством взрослого, а так, как  он.

Тип ведущей деятельности:

Предметно- манипулятивная деятельность,появляется восприятие

Новообразования:

  • формируется ходьба
  • мелкая моторика
  • развивается ситуативно деловое общение со взрослыми и сверстниками
  • владение пассивной и активной речью
  • становится более определенными эффективная и волевая сфера,формируется самосознание
  • Развитие речи и наглядно-действенного мышления
 
 
 

Дошкольный  возраст (3-7 лет)

Социальная  ситуация развития:

Чувствует серьезность со взрослыми,у ребенка развивается мотивационно-потребная сфера.Задача ребенка в этом периоде-развитие этих смыслов путем участия в их отношениях.Ребенок реализует это в играх.

Ведущая деятельность:

Сюжетная игра,игры с режисерским характером,ролевые  игры.Игра помогает постигнуть систему отношений между людьми и способмтвует развитию заково-символической функции и речи.

Новообразования:

  • Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо и что такое плохо" Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими "Красивое не может быть плохим".
  • Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
  • Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.
  • Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.
  • Стремление к общественно значимой деятельности
 

Младший школьный возраст (7-11 лет) 

Социальная  ситуция развития:

Это фаза операционно-технической  деятельности, в основном учебной. Ребенок  учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и  познавательные способности, развивается  система отношений ребенка с  окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать  поведению взрослых, хочет равноправного  отношения к себе.

Ведущая деятельность:

Ведущей деятельностью  для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого  возраста определяется тем, освоение каких  сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и  определяет ведущую деятельность каждого  школьного возраста. Так, в младшем  школьном возрасте ребенок осваивает  «предметную» действительность, т. е. знания, закрепленные в учебных курсах. В  отличие от раннего возраста в  младшем школьном возрасте ребенок  осваивает благодаря учению ту предметную действительность, которая далеко выходит  за пределы его личного непосредственного  опыта. Младший школьный возраст  — возраст вхождения в учебную  деятельность, овладения ее структурными компонентами

Происходит перестройка  всей системы отношений ребенка  с действительностью, как подчеркивал  Д.Б. Эльконин. У дошкольника имеется  две сферы социальных отношений: "ребенок - взрослый" и "ребенок - дети". Эти системы связаны  игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка  с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения  с родителями. Эти отношения существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно  учитывать, что благополучие ребенка  зависит от внутрисемейной гармонии.

Новообразования:

Возникает новая  структура этих отношений. Система "ребенок - взрослый" дифференцируется:

«ребёнок –  учитель»

«ребёнок –  взрослый»

«ребёнок –  дети» «ребёнок – родители»

Подростковый  возраст(10,11-13,14 лет)

Социальная  ситуация развития:

Подростковый  возраст - один из сложных периодов человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся  психологических структур, возникают  новые образования, но и закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение  установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения  по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность  ребенка, более многообразными и  содержательными становятся все  отношения с другими детьми и  взрослыми, значительно расширяется  и существенно изменяется сфера  его деятельности, развивается ответственное  отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно  новую социальную позицию, в которой  реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену  общества.

Наряду со стремлением  ко взрослости у подростков отчетливо  обнаруживается ярко выраженная потребность  в общении со сверстниками.

Тип ведущей деятельности:

Появляется новая  деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает  «чувство взрослости» - особая форма  новообразования сознания, через  которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для  подражания, перестраивает свою деятельности и отношения.

Важно, чтобы  круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).

Новообразования:

  • Формирование «мы» концепции
  • Формирование референтных групп
  • Чувчтво взрослости
 
 
 

. 
 
 

Ранняя  юность - старшее  подростничество (13,14-16,17 лет).

Социальная  ситуация развития:

У ребенка вновь  появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно  знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая  фаза), в процессе которой формируются  мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для  наиболее эффективного формирования и  развития определенных психологических  и поведенческих свойств и  качеств - возрастная сензетивность  т.е. повышенная чувствительность для  развития определенного свойства психики.

Информация о работе Младенчество (до года)