Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:24, статья
Курт Левин оказал влияние на многие разделы общей, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии труда и управления, экологической психологии. Он стоит у истоков современной конфликтологии, психологии среды, групповых методов (групповой дискуссии и групповой терапии) и многого другого.
Модели измерения молодежного центра «Континент» на основе модели Курта Левина.
Курт Левин оказал влияние на многие разделы общей, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии труда и управления, экологической психологии. Он стоит у истоков современной конфликтологии, психологии среды, групповых методов (групповой дискуссии и групповой терапии) и многого другого.
Особое место занимает в модели Левина понятие ”Aufforderungscharakter”, которое переводили на русский язык как характер требования, требовательный характер или побудительный характер. Мы переводим этот термин как или побудитель. Объекты побуждают к определенным, более или менее узкоочерченным действиям, которые могут быть чрезвычайно различными, даже если пользоваться только положительными побудителями. Курт Левин дает яркое описание побудительности, которая меняется в зависимости от ситуации, а также в результате осуществления требуемых действий.
В структуре организации одним из главных факторов побуждающих к деятельности - является личность руководителя. Перед нами была поставлена задача - изучить «жизненное пространство» муниципального бюджетного учреждения «Комплексный молодежный центр «Континент», определить стиль управления коллективом.
Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов XX столетия.
Так К. Левин, Р. Липитт (1939 г.), Г. Гибш и М. Форверг (1939 г.), К. Бирт, Ф. Прильвиту (1959 г.), Р. и А. Тауш (1963 г.), придерживались точки зрения, по которой стали обозначаться такие стили руководства, как авторитарный, демократический, анархический [Розанова, с.188].
Для исследования нами была выбрана методика «Диагностика стилей руководства (А.Л.Журавлева)» (Приложение 1). Им были выявлены три основных компонента стиля руководства, обозначенные следующим образом: «Д» - директивность, «К» - коллегиальность, «П» - пассивное невмешательство с тенденцией перехода к попустительству. Модель, предложенная А.Л. Журавлевым, включает разную степень выраженности компонентов.
В исследовании приняли участие сотрудники МБУ КМЦ «Континент»- координаторы работы с молодежью, ведущие специалисты, специалисты, педагоги-организаторы, руководители районных клубов по месту жительства, находящихся в ведении молодежного центра «Континент».
По результатам исследования мы получили следующие результаты:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Сотр.№1 | К2 | К3 | К2 | П2 | К2 | Д2 | Д1 | К3 | Д2 | К2 | П2 | Д1 | Д2 | П3 | П2 | К2 | П3 | П2 | К1 | К3 | П1 | Д2 | Д2 | К1 | К2 | П3 | К2 |
Сотр.№ 2 | К3 | П1 | К2 | К2 | К2 | К3 | К1 | К3 | К2 | К2 | К2 | К1 | К1 | К3 | К2 | Д1 | П2 | К2 | К3 | К3 | К2 | Д2 | К2 | К2 | К2 | К2 | К2 |
Сотр.№3 | Д2 | К3 | К2 | К2 | К2 | К3 | К1 | К3 | К2 | К2 | К2 | К1 | К2 | К3 | К1 | К2 | К2 | К3 | Д3 | К1 | Д2 | К2 | К2 | К3 | К1 | Д3 | К2 |
Сотр.№4 | К2 | К3 | К2 | П2 | К2 | К3 | К1 | Д2 | К2 | К2 | К2 | К1 | К1 | К3 | К2 | Д1 | П2 | К2 | К3 | К3 | К2 | К2 | К2 | Д3 | К1 | Д3 | К2 |
Сотр.№5 | Д3 | К3 | К2 | К2 | К2 | Д3 | Д1 | К3 | Д2 | П2 | К2 | К2 | К1 | Д1 | П2 | К3 | К2 | Д1 | П2 | К2 | Д3 | К3 | К2 | Д2 | Д2 | К1 | К2 |
Сотр.№6 | К3 | К3 | К2 | К2 | К2 | Д3 | К1 | Д2 | К2 | К1 | К1 | К2 | К2 | К1 | Д2 | К3 | К2 | К2 | П3 | К3 | К3 | К2 | Д2 | К2 | Д2 | К2 | Д3 |
Сотр.№7 | Д3 | К3 | К2 | К2 | П2 | К1 | Д3 | К1 | Д3 | К1 | К3 | Д2 | П2 | Д2 | Д2 | К1 | К2 | К3 | К2 | К2 | К2 | П2 | К1 | К3 | П1 | К2 | К2 |
Сотр.№8 | Д3 | К3 | Д2 | К2 | Д2 | Д2 | Д3 | Д1 | Д3 | П2 | Д2 | Д2 | П2 | К2 | К1 | П2 | Д3 | Д2 | К3 | Д2 | К1 | К2 | Д3 | К1 | К1 | К3 | К2 |
Сотр.№9 | П2 | К2 | К2 | К1 | Д1 | П2 | К3 | К2 | Д1 | П2 | К2 | Д3 | К3 | П2 | К1 | К2 | К2 | К3 | Д3 | К1 | Д2 | К2 | К2 | К3 | К1 | Д3 | К2 |
Сотр.№10 | К2 | К1 | Д1 | П2 | К3 | К2 | Д1 | П2 | К2 | Д3 | К3 | К2 | Д2 | Д2 | К1 | К2 | К3 | Д2 | П2 | Д2 | Д2 | К1 | К2 | К3 | К2 | К2 | К2 |
Сотр.№11 | К1 | Д3 | К1 | К3 | Д2 | П2 | Д2 | Д2 | К1 | К2 | К3 | К2 | К1 | Д3 | Д3 | П2 | Д2 | Д2 | П2 | К2 | К1 | П2 | Д3 | Д2 | К3 | Д2 | Д3 |
Сотр.№12 | Д3 | П2 | Д2 | Д2 | П2 | К2 | К1 | П2 | Д3 | Д2 | К3 | Д2 | К1 | Д3 | К1 | К3 | Д2 | П2 | Д2 | Д2 | К1 | К2 | К3 | К2 | К2 | К1 | Д3 |
Средние показатели стилей руководства:
К=4
Д=1,4
П=0,6
Доминирующий стиль руководства руководителя молодежного центра – Коллегиальный. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов.
Ярко выраженный коллегиальный стиль управления характеризуется правильным разделением полномочий, ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель коллегиального стиля всегда интересуется мнением коллектива по важным для организации вопросам, и лишь посоветовавшись принимает решения. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель пропагандирует благоприятный психологический климат в коллективе и отстаивает интересы подчиненных.
Директивный стиль управления характеризуется доминированием над подчиненными. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. На мнение коллектива не полагается, все решает сам.
Попустительсский стиль управления, практически не выражен и характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Этот стиль руководства предполагается в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации. Сотрудники молодежного цента ценят своего руководителя, их устраивает коллегиальный стиль руководства. Ежегодно моложежный центр «Континент» становится победителем в краевых конкурсах на лучшую организацию работы по месту жительства, что является показателем высокого уровня работы по всем направлениям работы.
Центр ведет работу по организации и проведение социально-значимых мероприятий, в том числе межпоселенческих, направленных на гражданское и патриотическое воспитание подростков и молодежи, их творческое, интеллектуальное и физическое развитие, формирование здорового образа жизни и позитивного имиджа молодого человека, профилактику наркомании, безнадзорности и правонарушений в молодежной среде. Одно из направлений деятельности центра «Континент» - развитие системы социоклубной работы. Центр ведет работу по организации и курированию работы подростково-молодёжных клубов по месту жительства. Ежемесячно центр организует и проводит совещания-семинары, направленные на улучшение качества работы по реализации молодежной политики в поселениях Славянского района. Ежегодно молодёжный центр «Континент» принимает участие в различных краевых конкурсах.
Так, в 2011 году в рамках конкурса «Лучший подростково-молодежный клуб по месту жительства – 2011» 3 клуба находящиеся в ведении центра заняли призовые места и получили ценные призы от департамента молодежной политики краснодарского края.
В 2010 году в рамках этого же конкурса центр был награжден грамотой за 1 место в номинации «Лучший молодежный центр».
В
2011 году муниципальное учреждение «Комплексный
молодежный центр «Континент» стал лауреатом
в смотре-конкурсе дворовых площадок по
месту жительства.
Литература
1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. –Харьков, 1998.
2.
Бодалев А.А. О качествах
//Личность и общение: Избр. труды. – М., 1983. – с.55-64.
3.
Велков И.Г. Личность
4. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Управленческая психология. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФА – М. , 2008.
5. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления
//Прикладные
проблемы социальной
6. Ковалев
А.Г. Коллектив и социально-
руководства. – М., 1988.
7. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М., 1996.
8. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986.
9. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990.
10. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998.
11. Психологический
словарь. – М.:Педагогика-
12. Розанова В.А, Психология управления. – М., 2000.
13. Ромашов
О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология
управления. Учебное пособие для вузов
/ О. В. Ромашов, Л. О. Ромашова. – М.: Издательство
«Экзамен», 2002. – 512с.
Методика А . Л . Журавлева «Стиль руководства»
Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:
• директивного (авторитарного);
• коллегиального (демократического);
• либерального.
Инструкция
Вам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего руководителя и к каждой из них указано по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько из этих 5 вариантов, которые соответствуют его руководству, и отметьте их. Просим быть искренним.
Текст опросника
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует
руководство, требует, чтобы о всех деталях
докладывали
именно ему;
б) пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет
функции между собой, своими заместителями
и под
чиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) переходит на более жесткие методы руководства;
б) не меняет способы руководства;
в) не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается
с подчиненными, говорит о положении дел
в кол
лективе, о трудностях, которые предстоит
преодолеть;
в) умеет общаться,
но специально ограничивает общение с
подчиненными,
держится от них на расстоянии;
г) старается общаться
с подчиненными, но при этом испытывает
трудно
сти в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
а) исполнители работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу;
г) продуктивность работы повышается;
д) коллектив работает с переменным успехом.
Информация о работе Модели измерения молодежного центра «Континент» на основе модели Курта Левина