Модели измерения молодежного центра «Континент» на основе модели Курта Левина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:24, статья

Описание

Курт Левин оказал влияние на многие разделы общей, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии труда и управления, экологической психологии. Он стоит у истоков современной конфликтологии, психологии среды, групповых методов (групповой дискуссии и групповой терапии) и многого другого.

Работа состоит из  1 файл

Статья Прудников Итог.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Модели  измерения молодежного  центра «Континент»  на основе модели Курта  Левина.

       Курт Левин оказал влияние на многие разделы общей, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии труда и управления, экологической психологии. Он стоит у истоков современной конфликтологии, психологии среды, групповых методов (групповой дискуссии и групповой терапии) и многого другого.

     Особое  место занимает в модели Левина понятие  ”Aufforderungscharakter”, которое переводили на русский язык как характер требования, требовательный характер или побудительный характер. Мы переводим этот термин как  или побудитель. Объекты побуждают к определенным, более или менее узкоочерченным действиям, которые могут быть чрезвычайно различными, даже если пользоваться только положительными побудителями. Курт Левин дает яркое описание побудительности, которая меняется в зависимости от ситуации, а также в результате осуществления требуемых действий.

           В структуре организации  одним из главных факторов побуждающих  к деятельности - является личность руководителя. Перед нами была поставлена задача - изучить «жизненное  пространство» муниципального бюджетного учреждения «Комплексный молодежный центр «Континент», определить стиль управления коллективом.

      Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов XX столетия.

      Так К. Левин, Р. Липитт (1939 г.), Г. Гибш и М. Форверг (1939 г.), К. Бирт, Ф. Прильвиту (1959 г.), Р. и А. Тауш (1963 г.),  придерживались точки зрения, по которой стали  обозначаться такие стили руководства, как авторитарный, демократический, анархический [Розанова, с.188].

      Для исследования нами была выбрана методика «Диагностика стилей руководства (А.Л.Журавлева)» (Приложение 1). Им были выявлены три основных компонента стиля руководства, обозначенные следующим образом: «Д» - директивность, «К» - коллегиальность, «П» - пассивное невмешательство с тенденцией перехода к попустительству. Модель, предложенная А.Л. Журавлевым, включает разную степень выраженности компонентов.

     В исследовании приняли участие сотрудники МБУ КМЦ «Континент»- координаторы работы с молодежью, ведущие специалисты, специалисты, педагоги-организаторы, руководители районных клубов по месту жительства, находящихся в ведении молодежного центра «Континент».

     По  результатам исследования мы получили следующие результаты:

                                                                                                    Таблица № 1

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Сотр.№1 К2 К3 К2 П2 К2 Д2 Д1 К3 Д2 К2 П2 Д1 Д2 П3 П2 К2 П3 П2 К1 К3 П1 Д2 Д2 К1 К2 П3 К2
Сотр.№ 2 К3 П1 К2 К2 К2 К3 К1 К3 К2 К2 К2 К1 К1 К3 К2 Д1 П2 К2 К3 К3 К2 Д2 К2 К2 К2 К2 К2
Сотр.№3 Д2 К3 К2 К2 К2 К3 К1 К3 К2 К2 К2 К1 К2 К3 К1 К2 К2 К3 Д3 К1 Д2 К2 К2 К3 К1 Д3 К2
Сотр.№4 К2 К3 К2 П2 К2 К3 К1 Д2 К2 К2 К2 К1 К1 К3 К2 Д1 П2 К2 К3 К3 К2 К2 К2 Д3 К1 Д3 К2
Сотр.№5 Д3 К3 К2 К2 К2 Д3 Д1 К3 Д2 П2 К2 К2 К1 Д1 П2 К3 К2 Д1 П2 К2 Д3 К3 К2 Д2 Д2 К1 К2
Сотр.№6 К3 К3 К2 К2 К2 Д3 К1 Д2 К2 К1 К1 К2 К2 К1 Д2 К3 К2 К2 П3 К3 К3 К2 Д2 К2 Д2 К2 Д3
Сотр.№7 Д3 К3 К2 К2 П2 К1 Д3 К1 Д3 К1 К3 Д2 П2 Д2 Д2 К1 К2 К3 К2 К2 К2 П2 К1 К3 П1 К2 К2
Сотр.№8 Д3 К3 Д2 К2 Д2 Д2 Д3 Д1 Д3 П2 Д2 Д2 П2 К2 К1 П2 Д3 Д2 К3 Д2 К1 К2 Д3 К1 К1 К3 К2
Сотр.№9 П2 К2 К2 К1 Д1 П2 К3 К2 Д1 П2 К2 Д3 К3 П2 К1 К2 К2 К3 Д3 К1 Д2 К2 К2 К3 К1 Д3 К2
Сотр.№10 К2 К1 Д1 П2 К3 К2 Д1 П2 К2 Д3 К3 К2 Д2 Д2 К1 К2 К3 Д2 П2 Д2 Д2 К1 К2 К3 К2 К2 К2
Сотр.№11 К1 Д3 К1 К3 Д2 П2 Д2 Д2 К1 К2 К3 К2 К1 Д3 Д3 П2 Д2 Д2 П2 К2 К1 П2 Д3 Д2 К3 Д2 Д3
Сотр.№12 Д3 П2 Д2 Д2 П2 К2 К1 П2 Д3 Д2 К3 Д2 К1 Д3 К1 К3 Д2 П2 Д2 Д2 К1 К2 К3 К2 К2 К1 Д3

 

     Средние показатели стилей руководства:

     К=4

     Д=1,4

     П=0,6

     Доминирующий  стиль руководства руководителя молодежного центра – Коллегиальный. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов.

     Ярко выраженный коллегиальный стиль управления характеризуется правильным разделением полномочий, ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель коллегиального стиля всегда интересуется мнением коллектива по важным для организации вопросам, и лишь посоветовавшись принимает решения. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель пропагандирует благоприятный психологический климат в коллективе и отстаивает интересы подчиненных. 

      Директивный стиль управления характеризуется доминированием над подчиненными. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. На мнение коллектива не полагается, все решает сам.

      Попустительсский стиль управления, практически не выражен и  характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Этот стиль руководства предполагается в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. 

      Стиль руководства оказывает большое  влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации. Сотрудники молодежного цента ценят своего руководителя, их устраивает коллегиальный стиль руководства. Ежегодно моложежный центр «Континент» становится победителем в краевых конкурсах на лучшую организацию работы по месту жительства, что является показателем высокого уровня работы по всем направлениям работы.

     Центр ведет работу по организации и  проведение социально-значимых мероприятий, в том числе межпоселенческих, направленных на гражданское и патриотическое воспитание подростков и молодежи, их творческое, интеллектуальное и  физическое развитие, формирование здорового образа жизни и позитивного имиджа молодого человека, профилактику наркомании, безнадзорности и правонарушений в молодежной среде. Одно из направлений деятельности центра «Континент» - развитие системы социоклубной работы. Центр ведет работу по организации и курированию работы подростково-молодёжных клубов по месту жительства. Ежемесячно центр организует  и проводит совещания-семинары, направленные на улучшение качества работы по реализации молодежной политики в поселениях Славянского района.  Ежегодно молодёжный центр «Континент» принимает участие в различных краевых конкурсах.

     Так, в 2011 году в рамках конкурса «Лучший подростково-молодежный клуб по  месту жительства – 2011» 3 клуба находящиеся в ведении центра заняли призовые места и получили ценные призы от департамента молодежной политики краснодарского края.

     В 2010 году в рамках этого же конкурса центр был награжден грамотой за 1 место в номинации «Лучший молодежный центр».

     В 2011 году муниципальное учреждение «Комплексный молодежный центр «Континент» стал лауреатом в смотре-конкурсе дворовых площадок по месту жительства. 

Литература 

1.     Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская  Е.В. Психология управления. –Харьков, 1998.

2.     Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения

//Личность  и общение: Избр. труды. – М., 1983. – с.55-64.

3.     Велков И.Г. Личность руководителя  и стиль управления. – М., 1993..

4. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Управленческая психология. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФА – М. , 2008.

5.     Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления

//Прикладные  проблемы социальной психологии. – М., 1983. – с.184.

6.  Ковалев  А.Г.  Коллектив и социально-психологические  проблемы

руководства. – М., 1988.

7.  Кричевский  Р.Л. Если вы – руководитель. М., 1996.

8.  Кудряшова  Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986.

9.  Лебедев  В.И. Психология и управление. – М., 1990.

10.  Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998.

11. Психологический  словарь. – М.:Педагогика-Пресс, 1996.

12.  Розанова  В.А, Психология управления. – М., 2000.

13. Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов / О. В. Ромашов, Л. О. Ромашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 512с. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               Приложение №1

Методика  А . Л . Журавлева «Стиль руководства»

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:

•       директивного (авторитарного);

•       коллегиального (демократического);

•       либерального.

Инструкция

Вам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего руководителя и к каждой из них  указано по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько  из этих 5 вариантов, которые соответствуют  его руководству, и отметьте их. Просим быть искренним.

Текст опросника

1.   Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а)   централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали 
именно ему;

б)   пассивен в выполнении управленческих функций;

в)   четко распределяет функции между собой, своими заместителями и под 
чиненными;

г)   ожидает указаний сверху или даже требует их;

д)   централизует руководство только в трудных ситуациях.

2.   Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а)   переходит на более жесткие методы руководства;

б)   не меняет способы руководства;

в)   не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г)   начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д)   плохо справляется со своими обязанностями.

3.   Контакты руководителя с подчиненными:

а)   недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;

б)   регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в кол 
лективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в)   умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, 
держится от них на расстоянии;

г)   старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудно 
сти в общении;

д) общается в  основном с активом коллектива.

4.   Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а)   исполнители работают хуже;

б)   коллектив не снижает продуктивности;

в)   исполнители постоянно работают не в полную силу;

г)   продуктивность работы повышается;

д)   коллектив работает с переменным успехом.

Информация о работе Модели измерения молодежного центра «Континент» на основе модели Курта Левина