Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:51, реферат
Цель работы: осветить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи.
Выбранная тема весьма актуальна в современном мире, где семья занимает приоритетное место в иерархии жизненно важных ценностей человека и брачно-семейные отношения играют важную роль в обществе.
Молодая семья, в том числе неполная молодая семья - это семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, если возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Следует сказать, что
сейчас средний возраст заключения
брака у мужчин – 24 года, у женщин
– 22 года. Снижение возраста вступления
в первый брак в России прекратилось
лишь в 1993 г., и с этого времени
он начал увеличиваться. Новая тенденция
— к увеличению возраста вступления
в первый брак — не случайна. Интенсивность
заключения браков среди самых молодых
юношей и девушек быстро снижалась,
достигнув к концу века исторически
минимальных значений. Лишь 12 девушек
из 1000 и 15 юношей из 10 тыс. в возрасте
от 16 до 18 лет заключили брак в 2000
г. Знаменательным было также увеличение
брачности в возрасте 25 лет и
старше. В результате всех этих изменений
средний возраст жениха и невесты
в России быстро увеличивается. Более
интенсивное «постарение» брачности у
мужчин вызвало увеличение средней разницы
в возрасте жениха и невесты при первом
браке. Такая подвижка, возможно, объясняется
изменениями в социальном поведении (например,
тем, что девушки при вступлении в брак
все более склонны выбирать женихов с
устойчивым социальным и экономическим
статусом).
Пока новейшая тенденция
к «постарению» брачности слишком
молода, чтобы быть абсолютно уверенным
в том, что она представляет собой
окончательный отказ от традиционной
модели ранней брачности, издавна господствовавшей
в России.
На протяжении XX века,
по мере того как овдовение утрачивало
свою роль почти единственного основания
для заключения повторного брака, быстро
росло число повторных браков,
заключаемых разведенными. Максимального
значения коэффициент суммарной
брачности для повторных браков
достиг в 1987 г. Но вскоре началось резкое
падение показателя, и за короткое
время он вернулся практически к
уровню конца 1960-х годов. При этом
доля повторных браков в общем
числе браков стала намного выше,
чем тогда (более четверти и у
мужчин, и у женщин), и довольно
стабильна. Не слишком меняется и
средний возраст вступления в
повторный брак. С 1970-х годов он
повышался небольшими темпами, что
было следствием увеличения длительности
брака при разводе. Возможно, такая
противоречивая динамика отражает общее
изменение отношения к
Компенсация разводов
и овдовения повторными браками,
не будучи, конечно, полной, весьма значительна
(особенно для мужчин) — уже через
5 лет после прекращения брачного
союза 44–45% мужчин и 22–23% женщин вступают
в повторный брак, а еще через
5 лет больше половины мужчин и каждая
третья женщина состоят в
Одно из центральных
мест в новейших тенденциях занимают
изменения, связанные с социально-
Молодая женщина, находящаяся
в самом начале жизненного пути,
получила невиданную ранее свободу
выбора во всех сферах жизнедеятельности,
в том числе и свободу
Одновременно мужчина
окончательно утратил неоспоримые
права быть единственным кормильцем
семьи и организатором жизни
в домохозяйстве, но при этом повысил
свое участие в семейных делах
в нетрадиционной для него роли.
семья супружеский
молодой кризисный
1.2 Психологические
особенности
Психология семьи
- относительно молодая отрасль
За последнее десятилетие
наметился ряд тревожных
Изменение демографической
ситуации - падение рождаемости и,
как следствие, увеличение удельного
веса однодетных семей - приводит к
трудностям личностного развития и
недостаточной коммуникативной
компетентности детей, воспитывающихся
в таких семьях. Следует констатировать
неудовлетворительный уровень реализации
отцом воспитательной функции в
значительном числе российских семей.
Наряду с благоприятной тенденцией
активного включения отца в процесс
воспитания еще на этапе раннего
детства ребенка столь ж ярко
выступает тенденция
Другой социальной
проблемой является рост числа неофициальных
браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество
гражданских браков возросло в шесть
раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет
живут в гражданском браке, 85%
в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных
браков сохраняется. Главной причиной
предпочтения гражданских браков является
неготовность супругов принять на себя
всю полноту ответственности
за семью, партнера и детей. В силу
этого семья, проживающая в гражданском
браке, достаточно часто характеризуется
деструктогенностью, конфликтностью,
низким уровнем безопасности.
Еще одна социальная
проблема связана с увеличением
числа детей, оставшихся без попечения
родителей, в частности резкое возрастание
социального сиротства. Сегодня
таких детей-сирот свыше 500 тыс. Причины
социального сиротства –
Сокращение и обеднение
общения в семье, дефицит эмоционального
тепла, принятия, низкая информированность
родителей о реальных потребностях,
интересах и проблемах ребенка,
недостаток сотрудничества и кооперации
в семье ведут к возникновению
трудностей в развитии детей. Одновременно
можно констатировать тенденцию
перекладывания родительских функций
на детские воспитательные учреждения
, а также на специально приглашенный
персонал и, тем самым, самоустранения
родителей от процесса воспитания ребенка.
Теоретической основой
психологии семьи стали исследования
в социальной психологии, психологии
личности, психологии развития, педагогической
психологии, клинической психологии.
Социальная психология, исходя из представления
о семье как малой группе, изучает
вопросы ролевой структуры
Возрастно-психологическое
консультирование, направленное на контроль
за ходом психического развития ребенка,
профилактику и коррекцию негативных
тенденций развития, рассматривает
семью и семейное воспитание как
важнейший компонент социальной
ситуации развития ребенка. Семейное воспитание
и педагогика всегда были важнейшей
отраслью педагогической науки. Психология
личности рассматривает общение
и межличностные отношения в
семье как основу личностного
роста и самореализации, разрабатывает
формы и методы оптимизации личностного
развития человека с учетом ресурсов
семьи.
В рамках клинической
психологии внутрисемейные отношения
рассматриваются как важный фактор
в контексте проблем этиологии,
терапии и реабилитации после
преодоления психических
Предметом психологии
семьи являются функциональная структура
семьи, основные закономерности и динамика
ее развития; развитие личности в семье.
1.3 Социальные
особенности
В начале XX века преобладающим
типом семьи в России была традиционная
крестьянская семья, и мало кто думал,
что дни ее сочтены и понадобится
всего несколько десятилетий, чтобы
под натиском форсированной индустриализации
и урбанизации такая семья
в России ушла в прошлое — как
и сама традиционная российская деревня.
Можно по-разному
относиться и к самим этим переменам,
и к методам, которыми они осуществлялись,
но невозможно оспорить их конечного
результата. Уже к середине минувшего
столетия в России количественно
преобладали семьи городских
жителей, и доля таких городских
семей все время росла. Между 1926
и 1989 г. численность населения России
увеличилась на 59%, численность городского
населения — в 6,6 раза, число городских
семей — более чем в 8 раз.
Число городских
семей быстро увеличивалось, потому
что бурно росло городское
население, а это в свою очередь
было следствием перемещения большей
части рабочей силы из сельского
хозяйства в
Еще одно ключевое изменение,
которое также не могло не сказаться
на семье и семейных ролях, — стремительный
рост уровня образования мужчин и
особенно женщин. В России даже в 1920-е
годы проблемой была обычная грамотность,
умение читать и писать. Начиная
с поколений, родившихся во второй половине
1930-х годов, быстро росла доля мужчин
и женщин, получающих высшее или
среднее образование. У мужчин, родившихся
в первой половине 30-х годов, среднее
или высшее образование получали
333 человека на тысячу, у женщин — 294.
Для родившихся тридцать лет спустя,
в первой половине 60-х годов, соответствующие
показатели были 911 и 947.
Резко выросшие требования
к воспитанию и образованию подрастающего
поколения также не могли остаться
без последствий для семьи, ибо
очень сильно увеличились затраты
на каждого ребенка и