Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:30, реферат
Одна из проблем, которую с древнейших времен решает человечество, заключается в побуждении человека к производительному труду. В современной терминологии это вопрос о мотивации, которую можно определить как силу, побуждающую человека к действию. Источник этой силы может располагаться как внутри, так и вне человека. Под воздействием мотивации у человека появляются мотивы - внутренняя предрасположенность к определенному поведению и совершению определенных действий.
Одна из проблем, которую с древнейших времен решает человечество, заключается в побуждении человека к производительному труду. В современной терминологии это вопрос о мотивации, которую можно определить как силу, побуждающую человека к действию. Источник этой силы может располагаться как внутри, так и вне человека. Под воздействием мотивации у человека появляются мотивы - внутренняя предрасположенность к определенному поведению и совершению определенных действий. В силу древности данной проблемы человечеством накоплен немалый опыт в ее решении. Свое обобщение этот опыт получил в виде различных мотивационных теорий, все множество которых можно условно разделить на три группы (см. рис.2.18).
Рис. 1. Мотивационные теории.
1.
Содержательные теории
2.
Согласно процессуальным
3. Сторонники теорий отношений считают, что механизм стимулирования персонала определяется, в основном, отношением руководителя к природе человека, к его потребностям и устремлениям.
Теория потребностей Абрахама Маслоу
В настоящее время можно говорить о том, что классической мотивационной теорией является теория потребностей Абрахама Маслоу, предложенная им в работе "Теория человеческой мотивации" (1943 г).
Все человеческие потребности А. Маслоу разделил на 5 категорий:
Тест для определения потребностей представлен в приложении 9.
Согласно теории А. Маслоу перечисленные потребности имеют иерархическую зависимость, представленную на рисунке 2. 19.
Рисунок 2. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Суть теории А. Маслоу может быть изложена в двух основных положениях.
1.
Если у человека существуют
две потребности разных
2.
Физиологические потребности и
потребности безопасности
Следствием этих положений является достаточно простой практический вывод: руководитель, заинтересованный в росте результативности своих подчиненных, должен заботиться не только об удовлетворении имеющихся у них потребностей, но и о развитии этих потребностей.
Тест определения потребностей.
1. Я хочу добиваться признания и уважения.
2. Я хочу иметь теплые отношения с людьми.
3.
Я хочу обеспечить себе
4. Я хочу зарабатывать на жизнь.
5.
Я хочу иметь хороших
6.
Я хочу упрочить свое
7. Я хочу развить свои силы и способности.
8.
Я хочу обеспечить себе
9. Я хочу повышать уровень мастерства и компетентности.
10.
Я хочу избегать неприятностей.
11. Я хочу стремиться к новому и неизведанному.
12.
Я хочу обеспечить себе
13. Я хочу покупать хорошие вещи.
14.
Я хочу заниматься делом,
15. Я хочу быть понятым другими.
5 результирующих шкал:
1
# удовлетворенность
2 # удовлетворенность потребности в стабильности положения (3, 6, 10);
3
# удовлетворенность в
4 # удовлетворенности потребности в уважении (1, 9, 12);
5 # удовлетворенности потребности в самореализации (7, 11, 14).
Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда
Иной подход к классификации потребностей высших уровней предложил Дэвид Мак-Клелланд в работе "Два лица власти" в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности.
Потребности власти выражается в желании воздействовать на других людей. Человек с этой потребностью чаще проявляет себя как энергичный, не боящийся конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Он хороший оратор и требует к себе повышенного внимания со стороны других. Руководящие должности привлекает людей с потребностью власти.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат - конкретным и ощутимым.
Потребность причастности по сути совпадает с социальной потребностью теории А. Маслоу.
Теория ERG Клейтона Альдерфера
Дальнейшее развитие теории потребностей было предложено Клейтоном Альдерфером в 1972 г. в работе "Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации".
К. Альдерфер выделил три уровня потребностей:
E (existence) - потребности существования, то есть потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека;
R (relatedness) - потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны;
G
(growth) - потребности личностного роста,
Соотношение потребностей по А. Маслоу и К. Альдерферу представлено на рисунке 2. 20.
Рисунок 3. Взаимосвязь потребностей по А. Маслоу и К. Альдерферу
К. Альдерфер, в отличие от А. Маслоу, считал, что, несмотря на иерархичность, потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Более того, неудовлетворенность какой-либо потребности может компенсироваться более полным удовлетворением другой потребности. Данное положение очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. Верно и обратное: человек может соглашаться с относительно небольшим материальным вознаграждением, если выполняемая работа позволяет ему иметь широкие социальные контакты или способствует удовлетворению потребности роста.
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
Двухфакторная теория мотивации была предложена Фредериком Герцбергом в 1959 г. в работе "Мотивация на работе". Эта теория по своей сути является эмпирической, то есть результатом обработки большого количества экспериментальных данных.
Согласно теории Ф. Герцберга все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
К
факторам-мотиваторам
Значение этих факторов оценивается людьми только положительно и в наихудшем случае может быть равно 0.
К гигиеническим факторам относятся:
Значение этих факторов оценивается людьми только отрицательно и в наилучшем случае может быть равно 0.
Можно отметить, что факторы-мотиваторы Ф. Герцберга по сути своей совпадают с потребностями высоких уровней А. Маслоу, а гигиенические факторы - с потребностями низких уровней. Существенная разница между этими теориями заключается в том, что согласно теории А. Маслоу предоставление работнику возможности удовлетворить свои первичные потребности стимулирует его к повышению производительности. А согласно теории Ф. Герцберга работник вообще начинает обращать внимание на гигиенические факторы только в том случае, если считает их реализацию несправедливой.
Информация о работе Мотивационные теории: понятие и классификация