Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа
Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе - это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса. Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний.
ВВЕДЕНИЕ
Модное слово «стресс» («нажим») пришло к нам из мира инквизиции, где означало степень физического давления с помощью натисков, чтобы во время пыток вырвать из жертвы признание. И, хотя инквизиция давно прошла, психологические и психофизиологические пытки, которые мы испытываем во время стресса, не только не прошли, но в процессе развития цивилизации даже усилились. Едва ли сегодня найдется человек, который в той или иной степени не испытывал бы стрессовые переживания. С ним особенно хорошо знакомы все те, кто работают в бизнесе, в мелких, и в крупных компаниях - от простых исполнителей до менеджеров по управлению персоналом и руководителей фирм. Стресс не знает границ, он интернационален и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые высоко развитые, и наиболее бедные. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников - практически ежедневно.
Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе - это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса. Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний. Это первая фаза стресса, сопровождающаяся ощущением дискомфорта. Человеку становится труднее работать и общаться как с другими, так и с самим собой. Если перед нами ответственный человек и дисциплинированный работник, то он начинает бороться со стрессом, сопротивляться возбуждению и дискомфорту и пытается погасить возбуждение и тревогу. Эта борьба может выражаться в различных формах - бегство от стресса в любые занятия и действия и раздраженный выброс стрессовых переживаний во вне во время работы и общения. Две данные реакции («бей» и «беги») относятся к наследию, оставленному современному человеку его первобытным собратом. Но если на заре истории человеку не требовалось соблюдать нормы цивилизованного поведения, и было достаточно действовать, исходя из соотношения сил (т.е. нападать в ответ или убегать), то в наши дни нужно играть роль, быть политкорректным и выдержанным.
У современного человека стресс происходит больше всего из-за перегрузок на работе, когда он старается сделать все дела как можно лучше, но потом силы иссякают и он вопреки стараниям работает все хуже и хуже В России люди на работе испытывали стресс всегда и на госслужбе, и в бизнесе. На начальном этапе бизнеса, когда он был еще диким, стихийным, «тусовочным», стресс сопровождал руководителей и сотрудников фирм потому, что все было новым и для того, чтобы вспахать коммерческую целину, необходимо было «ломать» себя, и требовались огромные усилия, несопоставимые с нагрузкой советского периода. Сегодня, когда бизнес вступает в свою цивилизованно-корпоративную фазу, когда в основном все поделено, понятно по ценам, затратам, срокам и перспективам, стресс продолжает присутствовать и даже расти, потому что работать нужно еще сильнее и регулярнее (шальных денег уже не схватишь, жестче налоговый пресс и претензии клиентов, а западные корпоративные нормы с трудом принимаются российской ментальностью с ее вольницей и ленью). Это касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику. Низовой персонал имеет стрессовые переживания по целому ряду причин: основная черновая нагрузка падает на него, все шишки валятся тоже на него, прав не так много, одни обязанности и по части перспектив у большинства низовиков не густо. Персоналу среднего звена, менеджерам тоже есть повод для постоянного пребывания в зоне стресса: если низший персонал осуществляет тяжелую, но во многом механическую работу, то менеджерам приходится тянуть на себе главный воз взаимоотношений с клиентами и осуществлять объем продаж, а это требует размышления, причем, нередко творческого. Если с простых исполнителей по большому счету и требовать нечего, и потому руководству в случае недовольства приходится просто выпускать пар, то к менеджерам гораздо более серьезные и жесткие претензии.
Всем этим и обуславливается актуальность темы факторы стресса, зависящие от работника и от организации.
Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающих влияния на работника и на организацию в целом.
Объектом практического исследования является Агенство по трудоустройству ООО "Элит-Профи"
Задача курсовой работы осуществляется в следующем:
- Дать полную
характеристику понятию
- Выявить причины стресса на рабочем месте;
- Изучить методы
предупреждения стресса и «
1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА
В переводе с
английского языка слово “
Стресс обычно
воспринимается как отрицательное
явление. Считается, что его вызывает
какая-либо неприятность (попадание
в аварию, «провал» на экзамене и
т.п.). Но это только один из видов
стресса. На самом деле существует и
позитивный стресс, который может
быть вызван приятными событиями (например,
представление к повышению по
службе, крупный лотерейный выигрыш
и др.). Небольшие стрессы даже
полезны организму - они его постоянно
тренируют, вводя в состояние
активации или тренировки (по терминологии
канадского ученного Ганса Селье).
Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome - GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».
Классическая
модель синдрома общей адаптации
включает три стадии развития стресса
(тревога, сопротивление, истощение) и
отражает физиологически ориентированный
подход к стрессу. Современные исследования
стресса уделяют внимание также
и другим аспектам стресса: психологическому
(например, изменение настроения, отрицательные
эмоции и чувство беспомощности)
и поведенческому (например, непосредственная
конфронтация с факторами стресса
или попытка получить сведения о
них). Все три аспекта важны для понимания
стресса на рабочем месте и методов управления
стрессом в современных организациях.
Но самый сильный стресс переживают, конечно, те, на ком лежит наибольшая ответственность - руководители коммерческих структур и компаний.
Трем стадиям
стресса (тревога, борьба, истощение) подвержены
не только отдельные люди, но и целые
компании, фирмы. Ведь не зря в теории
менеджмента существует биологический
подход к развитию организации, которую
сравнивают с живым организмом, проходящим
стадии детства, юности, зрелости, старости
(иногда количество стадий увеличивают).
В некоторых случаях психологи
пытаются ставить диагноз степени
стрессового состояния всей компании.
Если персонал компании в течение
более или менее длительного
времени испытывает обеспокоенность
своей судьбой и перспективами,
если люди в значительной степени
недовольны зарплатой, условиями труда
и друг другом (что легко выявляется
с помощью анонимных
Правильная антистрессовая
стратегия компании начинается с
уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко
проник в компанию, то значит, ощущение
Миссии утрачено, и работники перестали
понимать, куда они идут. Руководитель
должен спросить самого себя, а затем
и свою ближайшую команду - понимают
ли они, куда идут? Если это понимание
нарушено, то всегда снижается вера
в эффективность всего, что делается.
В этом случае руководство должно
найти способ разъяснить работникам,
зачем они собрались, и напомнить,
что они - единая команда, вдохнув
веру в успех безнадежного дела.
Чтобы предупредить и минимизировать
стрессы сотрудников, руководство
компании должно знать реальную ситуацию
в фирме - степень нагрузки и отношение
к ней со стороны работников. Для
этого нужно регулярно
Наиболее распространенный
метод борьбы со стрессом, к которому
прибегают в различных
Оценивать степень
стресса, понятно, нужно не в пятницу,
а в субботу утром. Куда лучше
снимают стресс физкультура и
спорт, бассейн и тренажерные
залы, утренняя пробежка и партия в
теннис. Когда-то мне еще в застойное
время, приходилось работать психологом
в одном институте. До сих пор
с благодарностью вспоминаю стоявшие
там столы для настольного
тенниса, на которых, вместо торчания в
курилке, мы играли. Что мешает сделать
это для своих сотрудников? По данным медицины,
регулярные физкультпаузы на работе улучшают
производительность труда на 15%. Так что
производственная гимнастика под музыку
радио была не столь уж глупа, как те, кто
ее отменил.
Таким образом,
в контексте данной работы, стресс
можно определить как адаптивную
реакцию на внешнюю ситуацию, которая
приводит к физическим, психологическим
и / или поведенческим изменениям
у работников организации.
2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
Рассмотри их подробнее.
2.1 Факторы стресса вне организации
Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).
Так, можно сказать,
что неудовлетворительное финансовое
положение может побуждать
2.2 Групповые факторы стресса
К групповым факторам стресса можно отнести следующие [4, 9, 12]:
1) отсутствие
групповой сплоченности - отсутствие
возможности для работника
2) наличие внутриличностных,
межличностных и
2.3. Факторы стресса, связанные с организацией
Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся: