Мотивация трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе - это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса. Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний.

Работа состоит из  1 файл

стресс.docx

— 43.78 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Модное  слово «стресс» («нажим») пришло к нам из мира инквизиции, где означало степень физического давления с помощью натисков, чтобы во время пыток вырвать из жертвы признание. И, хотя инквизиция давно прошла, психологические и психофизиологические пытки, которые мы испытываем во время стресса, не только не прошли, но в процессе развития цивилизации даже усилились. Едва ли сегодня найдется человек, который в той или иной степени не испытывал бы стрессовые переживания. С ним особенно хорошо знакомы все те, кто работают в бизнесе, в мелких, и в крупных компаниях - от простых исполнителей до менеджеров по управлению персоналом и руководителей фирм. Стресс не знает границ, он интернационален и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые высоко развитые, и наиболее бедные. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников - практически ежедневно.

Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает  совсем не того, чего хотел (а в бизнесе - это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении  может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса. Если нагрузка на работе превышает  его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний. Это первая фаза стресса, сопровождающаяся ощущением дискомфорта. Человеку становится труднее работать и общаться как с другими, так и с самим собой. Если перед нами ответственный человек и дисциплинированный работник, то он начинает бороться со стрессом, сопротивляться возбуждению и дискомфорту и пытается погасить возбуждение и тревогу. Эта борьба может выражаться в различных формах - бегство от стресса в любые занятия и действия и раздраженный выброс стрессовых переживаний во вне во время работы и общения. Две данные реакции («бей» и «беги») относятся к наследию, оставленному современному человеку его первобытным собратом. Но если на заре истории человеку не требовалось соблюдать нормы цивилизованного поведения, и было достаточно действовать, исходя из соотношения сил (т.е. нападать в ответ или убегать), то в наши дни нужно играть роль, быть политкорректным и выдержанным.

У современного человека стресс происходит больше всего  из-за перегрузок на работе, когда он старается сделать все дела как  можно лучше, но потом силы иссякают и он вопреки стараниям работает все хуже и хуже В России люди на работе испытывали стресс всегда и  на госслужбе, и в бизнесе. На начальном  этапе бизнеса, когда он был еще  диким, стихийным, «тусовочным», стресс сопровождал руководителей и  сотрудников фирм потому, что все  было новым и для того, чтобы  вспахать коммерческую целину, необходимо было «ломать» себя, и требовались  огромные усилия, несопоставимые с  нагрузкой советского периода. Сегодня, когда бизнес вступает в свою цивилизованно-корпоративную  фазу, когда в основном все поделено, понятно по ценам, затратам, срокам и перспективам, стресс продолжает присутствовать и даже расти, потому что работать нужно еще сильнее  и регулярнее (шальных денег уже  не схватишь, жестче налоговый пресс  и претензии клиентов, а западные корпоративные нормы с трудом принимаются российской ментальностью  с ее вольницей и ленью). Это  касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику. Низовой персонал имеет стрессовые переживания по целому ряду причин: основная черновая нагрузка падает на него, все шишки валятся тоже на него, прав не так много, одни обязанности и по части перспектив у большинства низовиков не густо. Персоналу среднего звена, менеджерам тоже есть повод для постоянного пребывания в зоне стресса: если низший персонал осуществляет тяжелую, но во многом механическую работу, то менеджерам приходится тянуть на себе главный воз взаимоотношений с клиентами и осуществлять объем продаж, а это требует размышления, причем, нередко творческого. Если с простых исполнителей по большому счету и требовать нечего, и потому руководству в случае недовольства приходится просто выпускать пар, то к менеджерам гораздо более серьезные и жесткие претензии.

Всем этим и  обуславливается актуальность темы факторы стресса, зависящие от работника  и от организации.

Целью данной работы является изучения понятия стресса  и фактор, оказывающих влияния  на работника и на организацию  в целом.

Объектом практического  исследования является Агенство по трудоустройству ООО "Элит-Профи"

Задача курсовой работы осуществляется в следующем:

- Дать полную  характеристику понятию стресса;

- Выявить причины  стресса на рабочем месте;

- Изучить методы  предупреждения стресса и «борьбы»  с ним; 
 
 

1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА

В переводе с  английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь  дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее  у человека или животного под  влиянием сильных воздействий”.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное  явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание  в аварию, «провал» на экзамене и  т.п.). Но это только один из видов  стресса. На самом деле существует и  позитивный стресс, который может  быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш  и др.). Небольшие стрессы даже полезны организму - они его постоянно  тренируют, вводя в состояние  активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье). 

Что же такое  стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ  организма на любое предъявленное  ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое  назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome - GAS), а десять лет  спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Классическая  модель синдрома общей адаптации  включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и  отражает физиологически ориентированный  подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также  и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные  эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса  или попытка получить сведения о  них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях. 

Но самый сильный  стресс переживают, конечно, те, на ком  лежит наибольшая ответственность - руководители коммерческих структур и компаний.

Трем стадиям  стресса (тревога, борьба, истощение) подвержены не только отдельные люди, но и целые  компании, фирмы. Ведь не зря в теории менеджмента существует биологический  подход к развитию организации, которую  сравнивают с живым организмом, проходящим стадии детства, юности, зрелости, старости (иногда количество стадий увеличивают). В некоторых случаях психологи  пытаются ставить диагноз степени  стрессового состояния всей компании. Если персонал компании в течение  более или менее длительного  времени испытывает обеспокоенность  своей судьбой и перспективами, если люди в значительной степени  недовольны зарплатой, условиями труда  и друг другом (что легко выявляется с помощью анонимных опросников), то можно говорить о первой стадии корпоративно-организационного стресса. Если несмотря на директивные приказы  руководства и попытки сопротивления  стрессу путем закручивания гаек или игнорирования недовольства многих работников, ощущение усталости  и раздраженности работой остается в течение довольно долгого времени, то организация находится на второй стадии стресса и близка к третьей. Когда выводы из происходящего руководством так и не делаются, то наступает  третья стадия, и организация входит в серьезный кризис. Раздражение  становится всеобщим, усиливаются конфликты, люди начинают чаще болеть, вместо работы идет непрерывное обсуждение провала  фирмы. И, наконец, из организации начинается бегство кадров, утративших веру в  перспективу.

Правильная антистрессовая стратегия компании начинается с  уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко  проник в компанию, то значит, ощущение Миссии утрачено, и работники перестали  понимать, куда они идут. Руководитель должен спросить самого себя, а  затем  и свою ближайшую команду - понимают ли они, куда идут? Если это понимание  нарушено, то всегда снижается вера в эффективность всего, что делается. В этом случае руководство должно найти способ разъяснить работникам, зачем они собрались, и напомнить, что они - единая команда, вдохнув  веру в успех безнадежного дела. Чтобы предупредить и минимизировать стрессы сотрудников, руководство  компании должно знать реальную ситуацию в фирме - степень нагрузки и отношение  к ней со стороны работников. Для  этого нужно регулярно проводить  опросы и тесты, чтобы знать ситуацию. Кстати, данная процедура сама по себе имеет психотерапевтическое значение. Постоянный мониторинг позволяет держать  руку на пульсе организации и своевременно осуществлять необходимые изменения. 

Наиболее распространенный метод борьбы со стрессом, к которому прибегают в различных компаниях - корпоративные вечеринки. С точки  зрения сплочения коллектива - вещь незаменимая, но только для тех, кто  умеет во время остановиться после  третьей рюмки. Потому к этому  старинному рецепту для снятия стресса (пусть и корпоративного), нужно  прибегать с большой осторожностью. 

Оценивать степень  стресса, понятно, нужно не в пятницу, а в субботу утром. Куда лучше  снимают стресс физкультура и  спорт, бассейн и тренажерные  залы, утренняя пробежка и партия в  теннис. Когда-то мне еще в застойное  время, приходилось работать психологом в одном институте. До сих пор  с благодарностью вспоминаю стоявшие там столы для настольного  тенниса, на которых, вместо торчания в курилке, мы играли. Что мешает сделать это для своих сотрудников? По данным медицины, регулярные физкультпаузы на работе улучшают производительность труда на 15%. Так что производственная гимнастика под музыку радио была не столь уж глупа, как те, кто ее отменил. 

Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая  приводит к физическим, психологическим  и / или поведенческим изменениям у работников организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА  НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

  • факторы стресса вне организации;
  • групповые факторы стресса;
  • факторы стресса, связанные с организацией;

Рассмотри их подробнее.

2.1 Факторы стресса вне организации

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и  условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация  является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно  воздействуют внешние факторы, такие  как изменения в обществе, экономические  и финансовые условия, изменения  в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей  брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и  усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные [10, 11] о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

2.2 Групповые  факторы стресса

К групповым  факторам стресса можно отнести  следующие [4, 9, 12]:

1) отсутствие  групповой сплоченности - отсутствие  возможности для работника чувствовать  себя членом коллектива вследствие  специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых  конфликтов - наличие серьезных противоречий  или несовместимости отдельных  характеристик личности работника,  например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми  в группе, где он работает, а  значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также  является серьезным стрессогенным  фактором.

2.3. Факторы стресса,  связанные с организацией

Причины связанного с работой стресса исследуются  уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно  найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность  и т.д.), а также массу психосоциальных  факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных  и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным  стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности