Мотивация трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе - это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса. Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний.

Работа состоит из  1 файл

стресс.docx

— 43.78 Кб (Скачать документ)
  • неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине [3, 9];
  • невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников [3, 4, 8-10];
  • характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников [4, 9-11];
  • ролевая двусмысленность и ролевой конфликт - оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11];
  • специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей [2, 9, 11];
  • стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных [2, 11, 12];
  • давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях [2-4, 10].

Все вышеперечисленные  условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически  вызывают стресс. Реакции на эти  стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или  стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

2.4. Факторы, влияющие  на стрессоустойчивость

Вышеупомянутые  факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются  на уровне индивидуума. Исследования [4, 10] также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие  как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности  личности.

Например, для  личности, неспособной расставить для  себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость  согласования ролей работника и  члена семьи (когда фактор времени  и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с  требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

В качестве факторов, способствующих восприимчивости к  стрессу исследователи [9] называют также такие индивидуальные черты  характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях  и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого  типа А.

Изучением различных  типов характера и соответствующих  поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования  возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман [4] начали изучение полярных типов характера  А и В с точки зрения восприимчивости  к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и  эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий - сердечным приступам.

Однако некоторые  современные исследования [2] не подтверждают эти данные. Такие результаты могут  быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время  обычно умеют дать выход своему стрессу  и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение [2, 11], что восприимчивости к стрессу  способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько  гнев, враждебность и агрессивность.

Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем  месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и  так называемый «синдром приобретенной  беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом [10].

Важными факторами  являются также:

  1. Характер стрессора - один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события [9].
  2. Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, - потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось [2, 12] и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.
  3. Продолжительность воздействия стрессора - еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЭФФЕКТЫ СТРЕССА  НА РАБОЧЕМ  МЕСТЕ

3.1. Преодоление  профессионального стресса начинающего  специалиста в агенстве по трудоустройству ООО "Элит-Профи"

Агенство по трудоустройству ООО "Элит-Профи" образовалась11 апреля 2004 года. Основной деятельностью этого агенства является осуществления подбора персонала. За восемь месяцев, после образования, было заключено 735 договоров. Главный офис находиться по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Ленина, 45\5.

Работникам агенства часто приходиться сталкиваться с трудными ситуациями, связанных не только с личными обстоятельствами, но и вынуждающая необходимость ежедневно выдерживать груз информации и проблем своих клиентов, что нередко в итоге приводит к стрессовым ситуациям. Отталкиваясь через это, рассмотрим профессиональный стресс, проблемы, которые возникали на начальной стадии развития данного агенства «Элит-Профи» и его практические рекомендации по преодолению, начинающему специалисту. [5, c.76]

Для того чтобы  выдержать психологическую нагрузку и не стать жертвой профессионального  стресса (а именно так называют специалисты  состояние, связанное с ситуациями, возникающими на работе), необходимо прежде всего «знать врага в лицо». Ведь последствия стрессов могут быть очень серьезными. Возникающее напряжение портит жизнь и вредит здоровью, влияет на профессиональные успехи и  межличностные отношения. Разумеется, полностью избежать стрессовых влияний  вам вряд ли удастся, но можно их минимизировать, научиться на них  правильно реагировать и не позволять  им существенно влиять на вашу жизнь.

Если вы выбрали  профессию  трудового агента, следует смириться с тем, что столкновение со стрессовыми ситуациями в работе будет неизбежным. Но прежде чем говорить о путях борьбы со стрессами, рассмотрим несколько возможных причин, которые могут вызвать стрессовые ситуации в профессиональной жизни данного агента. [5, c.77]

Причины стресса  можно условно разделить на несколько  групп. Первая из них включает внутренние переживания: страх неудачи, неуверенность  в себе и другие. Конечно, с подобными  проблемами чаще всего сталкиваются начинающие агенты, но и для асов они не теряют своей актуальности. О чем думает человек, начинающий работать в качестве трудового агента? Чаще всего вовсе не о том, как успешнее провести сделку. И это происходит отнюдь не потому, что конечный результат его не интересует. Просто этот вопрос отступает на второй план перед другими проблемами: «Удастся ли найти клиентов?», «Получится ли добиться с ним встречи?», «Что делать, если сделка не состоится?». В результате концентрация душевных сил происходит вокруг решения далеко не самых важных задач. Психологи считают, что правильная постановка вопроса уже помогает справиться с неуверенностью а себе. Достаточно внести небольшой нюанс в формулировку вопросов - и они приобретут совсем другое значение: «Как найти клиентов?», «Как добиться встречи?», «Как вести себя, чтобы сделка была успешной?». Задавая себе подобные вопросы, вы сосредоточитесь не на своей неуверенности, а на целях и задачах, необходимых для успешной работы.

Другой распространенной ошибкой начинающих агентов, которая  усиливает страх неудачи, является изначально неправильный настрой. Очень  многие начинают свою деятельностью  с мыслью «попробую поработать агентом». Такая идея уже сама по себе является источником стресса. Судите сами: можете ли вы представить себе, например, летчика, который садится за штурвал самолета с мыслью «попробую полетать», или  хирурга, который идет на работу, думая, «попробую прооперировать?» Сомнительно, не правда ли? На самом деле это касается любой профессии. Нужно четко  понимать, что даже если вы начинающий агент - вы профессиональный специалист, и у вас есть возможности разрешить многие сложные ситуации. [5, c.77]

Вторая группа причин, вызывающих стрессовые ситуации, связана с тем, что работа агента предполагает постоянное взаимодействие с самыми разными людьми. Основным действующим лицом, а потому и  главным источником стресса, для  агента является клиент. Ситуации, которые  могут вызвать стресс множество. Во-первых, работа агента нередко предполагает встречу с клиентом один на один. В этой ситуации агенту не с кем  разделить ответственность и  невозможно получить поддержку от коллег. Во-вторых, агенту необходимо соблюдать  стандарты поведения, независимо от того, насколько вежливым и тактичным  является клиент. Очевидно, что вовсе  не каждый клиент является эталоном вежливости. Многочисленные социопсихологические исследования показывают, что необоснованные и несправедливые обвинения клиентов являются одним из самых сильных  стрессовых факторов. Особенно болезненной  встреча с трудным клиентом может  стать, если у агента есть личные переживания, от которых он пытается «уйти в  работу». Бегство в работу приводит к тому, что профессиональные сложности  воспринимаются как личные. [5, c.77]

Возникают и  другие проблемы, и среди них одна из наиболее распространенных - возникновение  эмоциональной привязанности к  клиенту. Можно, например, «привыкнуть» к постоянным клиентам и огорчаться и «скучать», если такой клиент долго  не появляется в компании или не соглашается на встречу. Конечно, это  происходит бессознательно, но психологические  исследования показывают, что подобные эмоции могут быть достаточно сильными и мешать общению с другими  клиентами.

Стрессовым фактором является и включение агента в  эмоциональное состояние клиента. Клиента может волновать множество  серьезных и не очень серьезных  проблем, начиная со сломанного каблука  и заканчивая свадьбой сына или болезнью родственника. И очень часто он вовсе не скрывает причин своего беспокойства. Напротив, большинство клиентов охотно делятся с агентами своими проблемами и переживаниями. Но от чужих проблем необходимо уметь защищаться. Разумеется, вы должны продемонстрировать клиенту свое сочувствие, однако всерьез включаться в его эмоциональное состояние - не только непрофессионально, но и небезопасно. В этом случае вы скорее всего не сумеете успешно провести сделку, ничем не поможете клиенту и сами окажетесь в стрессовой ситуации. [5, c.77]

Еще более стрессовым, но также неизбежными в работе агента являются ситуации, которые  могут привести к разочарованию. Например, вы потратили много усилий, ознакомили клиента со своими предложениями, и он выразил готовность заключить  сделку. Вы звоните в назначенное  время и узнаете, что сделка уже  заключена с вашим конкурентом. Неприятно, но разочарование станет значительно меньше, если и эту  ситуацию попытаться использовать для  работы. Ваш несостоявшийся клиент наверняка не откажется порекомендовать  вас нескольким своим знакомым. Вы вполне можете обратиться к нему с  такой просьбой. Тем более что  бывший клиент наверняка испытывает чувство вины. Поэтому, если он поможет  вам, например, предоставив ваши визитки  своим знакомым - это скорее всего  будет полезно для вас обоих. Вы, возможно, получите новых клиентов и таким образом компенсацию  за несостоявшуюся сделку, а он избавится  от неприятного чувства вины. [5, c.77]

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности