Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 19:57, реферат
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации.
1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Мотивация учебной деятельности.
1) мотивация деятельности достижения
2) внешняя и внутренняя мотивация
3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения
4) организация мотивации учебной деятельности
3. Заключение.
Реферат: Мотивация учебной деятельности
Омский Государственный Университет
Контрольная работа
по общей психологии
Тема: "Мотивация
учебной деятельности".
выполнила слушатель ЦДО
группы ЦП-9.1 Моисеенко О.А.
проверил :
Оглавление:
1.
Проблема мотивации в
2.
Мотивация учебной
1) мотивация деятельности достижения
2) внешняя и внутренняя мотивация
3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения
4) организация мотивации учебной деятельности
3. Заключение.
Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей
внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной
детерминации его психики.
Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в
психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций,
так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем
мотивации.
Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам
мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так,
Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы
школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью
относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие
социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной
деятельностью.
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из
важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения,
является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность
школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости
личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему
происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович
и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации
учения. Вместе с
тем перспективным для
психологии является
её положение о взаимосвязи
личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о
структурности мотивации.
Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности.
Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность
отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: " При этом под
мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его
учиться".
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание.
Выполнены многочисленные
теоретические и
побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации
ведется интенсивно в различных областях психологической науки с
использованием множества методов.
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической
школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения
мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями
гештальтпсихологии понималась категория образа, так К.Левиным в "теории
поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из
отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в
данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания
мотива как сжатой
в организме энергии к
среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной
заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при
исследовании мотиваций.
В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и
потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом
развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих
целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения
рассматривается как первопричина человеческого поведения.
Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель "персоналистического"
направления выдвинул
идею личностного подхода к
теории самореализации
личность рассматривается как
поведения.
В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направленность
(подход, общая
линия поведения) и
активность).
При определении мотивации
направление.
Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность
определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связана с
потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория
физиологична.
В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько "языков"
мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий,
математический. Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена Аткинсон
рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых,
ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и
Бёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные).
Воздействующие
стимулы преобразуются в
и оценки. Это определяет
эффективное состояние и
В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному
развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют
несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей
самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и
определяется внутренними и внешними мотивами.
Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует
несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре
личности.
Мотивация учебной деятельности.
Мотивация деятельности достижения.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал
необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил
к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема
является одной
из важнейших в современной
Для определения мотивации учебной деятельности нам представляется возможным
подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания
поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций
Х.Хекхаузена:
1.Поведение человека
определяется набором
(черт, диспозиций),
которые обозначаются в
характера", "способности", "установки", "ценностные ориентации",
"потребности", "мотивы".
2. Порядковый номер
субъекта относительно
черты остаётся одним и тем же в различных ситуациях. В этом проявляется
надситуативная стабильность поведения личности, определяемая данными
диспозициями.
3.Различия в
поведении людей определяются
различиями в выраженности
Но в реальной жизни эта схема действует не всегда. И в психологии мотивации и
диагностике личности развивается новый подход - интеракционизм.. Положения
этой теории:
1.Основа своеобразия поведения человека кроется в непрерывном взаимодействии
личности и ситуации.
2.Поведение человека
в разных ситуациях
стабильности поведения не существует.
3.Человек является
активным компонентом
4.Со стороны
личности ведущую роль во
когнитивные факторы: оценка и интерпретация ситуации.
5.Со стороны
ситуации ведущим является
субъекта.
То есть не личность сама по себе со своими чертами и особенностями, не
ситуация как таковая побуждают человека к определённому поведению, а
взаимодействие личности и ситуации, субъективное видение и интерпретация
человеком внешнего мира как имеющего или не имеющего личностного смысла
выступают причиной конкретного поведения.
Когда мы хотим понять, почему и как человек чего-то достигает, поему он так
или иначе относится к учению, мы должны выделить личностные и ситуационные
предпосылки этой формы поведения.
Схема механизмов взаимодействия личности и ситуации.