Мотивация учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 19:57, реферат

Описание

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации.

Содержание

1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Мотивация учебной деятельности.
1) мотивация деятельности достижения
2) внешняя и внутренняя мотивация
3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения
4) организация мотивации учебной деятельности
3. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 58.67 Кб (Скачать документ)

Реферат: Мотивация учебной  деятельности   

                    Омский Государственный Университет                   

                  Контрольная работа  по общей психологии                 

                 Тема: "Мотивация  учебной деятельности".                

                         выполнила слушатель  ЦДО                         

     группы ЦП-9.1 Моисеенко  О.А.

     проверил :

                                 1999 г.                                 

                               Оглавление:                              

1.        Проблема мотивации в отечественной  и зарубежной психологии.

2.        Мотивация учебной деятельности.

1) мотивация деятельности  достижения

2) внешняя и  внутренняя мотивация

3) учебная ситуация  и проблемы мотивации учения

4) организация  мотивации учебной деятельности

3.                    Заключение.

       Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.      

Проблема мотивации  является актуальной как в отечественной, так и в

зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что

необходимость внедрения  в практику психологических исследований, выход к

реальному поведению  человека, к его регуляции требует  сегодня познания

закономерностей поведения человека и особенно в  отношении побуждений и их

реализации. С другой стороны, назрела необходимость  раскрытия связей

внутренних мотивационных  тенденции человека к действию с  социальной

детерминации его  психики.

Обзор работ отечественных  психологов показывает, что в настоящее  время в

психологии накоплены  данные, как для уточнения некоторых  исходных позиций,

так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем

мотивации.

Многочисленные  исследования проведены  отечественными психологами по вопросам

мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной  деятельности. Так,

Л.И.Божович и  её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы

школьников. При  анализе направленности личности (понимая  под направленностью

относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие

социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные  самой учебной

деятельностью.

Исследуя отношение  школьников к учению, Л.И.Божович  установила, что одним из

важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения,

является та совокупность мотивов, которая определяет учебную  деятельность

школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости

личности есть прежде всего проблема становления  социальных по своему

происхождению и  нравственных по содержанию мотивов  поведения. Работы Божович

и её сотрудников  имели большое значение для развития проблемы мотивации

учения. Вместе с  тем перспективным для дальнейшего  развития этой области

психологии является её положение о взаимосвязи мотивов  с направленностью

личности и с  её отношением к окружающей действительности, а также о

структурности мотивации.

Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности.

Придя к выводу о том, что одним из важнейших  моментов, раскрывающих сущность

отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: " При этом под

мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его

учиться".

В зарубежных исследованиях  изучению мотивов уделяется большое  внимание.

Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные  работы по вопросам

побуждений в  поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации

ведется интенсивно в различных областях психологической  науки с

использованием  множества методов.

Своеобразное понимание  мотивации характерно для гештальтской психологической

школы.        К.Левин разработавший методику экспериментального изучения

мотивов, понимал  их как нечто самостоятельное. Как  представителями

гештальтпсихологии  понималась категория образа, так    К.Левиным в "теории

поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин  объяснял, исходя из

отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в

данный временной  микроинтервал.   Левин, перейдя  от фрейдистского понимания

мотива как сжатой в организме энергии к представлению  о системе "организм -

среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной

заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при

исследовании мотиваций.

В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без  исключения мотивы и

потребности человека приобретаются, формируются при  его онтогенетическом

развитии. Мотив  здесь "стремление к достижению некоторых  довольно общих

целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения

рассматривается как первопричина человеческого  поведения.

Г.Олпорт в своей  книге " Личность" как представитель "персоналистического"

направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации  человека. В его

теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого

поведения.

В теории мотивации  Э.Даффи поведение описывается  через его направленность

(подход, общая  линия поведения) и интенсивность  (внутреннее возбуждение и

активность).   При определении мотивации необходимо определить активацию и её

направление.

Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность

определяет ответы организма. Но сама потребность у  него тесно связана с

потенциалом возбуждения  первичных структур, и поэтому  его теория

физиологична.

В теории мотивации  И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько "языков"

мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий,

математический. Основываясь  на взглядах К.Левина и Э.Толмена  Аткинсон

рассматривает поведение  как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых,

ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и

Бёрч рассматривают  не реакции, а действия (в том числе  и вербальные).

Воздействующие  стимулы преобразуются в зависимости  от мотивов, их значимости

и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.

В теории мотивации  А.Маслоу отмечается  стремление индивида к непрерывному

развитию как  ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют

несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей

самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и

определяется внутренними  и внешними мотивами.

Таким образом, среди  отечественных и зарубежных психологов существует

несколько пониманий  сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре

личности.

                     Мотивация учебной деятельности.                    

     Мотивация деятельности  достижения.

Проблема мотивации  учения появляется тогда, когда человек  осознал

необходимость целенаправленного  обучения подрастающего поколения  и приступил

к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема

является одной  из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.

Для определения  мотивации учебной деятельности нам представляется возможным

подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания

поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций

Х.Хекхаузена:

1.Поведение человека  определяется набором стабильных  латентных переменных

(черт, диспозиций), которые обозначаются в психологии  как "черты личности и

характера", "способности", "установки", "ценностные ориентации",

"потребности", "мотивы".

2. Порядковый номер  субъекта относительно выраженности  конкретной личностной

черты остаётся одним  и тем же в различных ситуациях. В этом проявляется

надситуативная  стабильность поведения личности, определяемая данными

диспозициями.

3.Различия в  поведении людей определяются  различиями в выраженности личных  черт.

Но в реальной жизни эта схема действует  не всегда. И в психологии мотивации  и

диагностике личности развивается новый подход - интеракционизм.. Положения

этой теории:

1.Основа своеобразия  поведения человека кроется в  непрерывном взаимодействии

личности и ситуации.

2.Поведение человека  в разных ситуациях неоднородно,  То есть надситуативной

стабильности поведения  не существует.

3.Человек является  активным компонентом взаимодействия  с ситуацией.

4.Со стороны  личности ведущую роль во взаимодействии  с ситуацией играют

когнитивные факторы: оценка и интерпретация ситуации.

5.Со стороны  ситуации ведущим является психологическое  знание ситуации для

субъекта.

То есть не личность сама по себе со своими чертами и  особенностями, не

ситуация как  таковая побуждают человека к  определённому поведению, а

взаимодействие  личности и ситуации, субъективное видение и интерпретация

человеком внешнего мира как имеющего или не имеющего личностного смысла

выступают причиной конкретного поведения.

Когда мы хотим  понять, почему и как человек чего-то достигает, поему он так

или иначе относится  к учению, мы должны выделить личностные и ситуационные

предпосылки этой формы поведения.

           Схема механизмов взаимодействия личности и ситуации.          

    

 
 

Информация о работе Мотивация учебной деятельности