Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 19:57, реферат
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации.
1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Мотивация учебной деятельности.
1) мотивация деятельности достижения
2) внешняя и внутренняя мотивация
3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения
4) организация мотивации учебной деятельности
3. Заключение.
интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения.
Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы: 1)
"расконсервирование"
мотивационного потенциала
раскрытие потенций личности.
Реализация гуманистического подхода к обучению - это такая организация его
процесса, когда у личности раскрываются все ее потенции, включается
внутренняя мотивация, самодетерминация, обеспечивающие полноценное ее
развитие. Вопрос в том, с какой стороны - от деятельности и ее организации
или от личности и формирования ее установок - строится процесс мотивирования.
Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью
с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу
освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному- в
качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане-
только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность,
добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей
средой и в конечном счете самоутверждает свою сущность. Учение по своей
природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для
человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая
награда. Это то, что касается мотивационного потенциала деятельности учения
как таковой.
Личность имеет
две ведущие мотивационные
мотивации.
Система внешней
мотивации связана с
системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет
к росту напряженности, которую организм стремится снять. Когда цель
инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения
и релаксации.
Система внутренней мотивации - это система самодеятельности и внутреннего
контроля, поиска напряжения и трудностей сопровождаемых интересом и
воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и
апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и
зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при
относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой,
чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.
Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней
мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что
приводит к ее атрофированию.
Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности,
которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного
потенциала личности ученика.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как
характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается
на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя,
программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает
ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А
выбрав действие , человек испытывает гораздо большую ответственность за его
результаты.
2. Максимально
возможное снятие внешнего
наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю
мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии
интересного задания
с высоким мотивационным
наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его
деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для
вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что
очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не
являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за
неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений
ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и
быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая
важная потребность,
как потребность в
выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей
социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой
потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более
и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться
представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути.
Таким образом вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя
мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во
внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более
мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к
перспективному планированию будет более безболезненным.
4. Урок следует
организовать так чтобы
процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе
должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес
и радость должны
быть основными переживаниями
организации таких уроков писал Амонашвили.
5. Важна для
психологически грамотной
учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Хайнц
Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют
эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности. Их
роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для
себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих
подопечных формирует и учитель. Он может быть ориентирован на усредненные
общественно-ориентированные абсолютные нормы (большинство сегодняшних
учителей ) или на индивидуально относительные нормы. Вторая модель работает
так: учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания,
ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или
ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с
учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам
ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют
возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются
внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Такой характер
объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую
мотивацию и интерес к учению. Учитель поощряет и подкрепляет достижения
ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же
собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными
стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание
привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат -
оптимальная мотивация и успешная учеба.
6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен
являть собой
образец внутренне
есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к
педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким
профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
7. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения
мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным
представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о
самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных
причинах их получения. Эти представления человека или "когнитивные оценки
человека" относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно
воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс
мотивации.
Программа мотивационного тренинга Хекхаузена построена на формировании у
учеников "чувства причастности" к тому делу, которое они выполняют. Это
чувство складывается из следующих компонентов:
-постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;
-адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;
-вера в эффективность собственной деятельности;
-получение обратной связи о достижении цели;
-переживание ответственности
за свои действия и их
Программа Форверка акцентируется на изменении характера атрибуции при
объяснении своих неудач.
Заключение.
Проблема мотивации учебной деятельности кажется актуальной для меня. Этот
учебный год, что проработала в вечерней школе, познакомил меня с большим
количеством учеников, которые не проявляют интереса и желания учиться. Причин
тому много: социальная обстановка вокруг этих детей, полнейшее безразличие и
даже некоторая враждебность к ним обычной школы, ставшая для них уже
привычной лень, позиция: "Ай, ладно, всё равно у меня ничего не получится" и
многие другие. Хотелось бы лучше понимать и разбираться в закономерностях
поведения человека, особенно в отношении побуждений и их реализации, как
связана внутренняя мотивация человека и его социальное окружение.
Работа Чиркова
В.И. "Мотивация учебной
некоторые вопросы
организации мотивированного
1.
Божович Л.И. Изучение