Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:13, реферат
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив − побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие.
ВВЕДЕНИЕ..…………….....................................................................................
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………
1. Типы мотивации учебной деятельности...……………………
2. Характеристики мотивов………………………………………
3. Методы изучения мотивации для учителей…………………..
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..…………...…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................…….....................….…
ЛИТЕРАТУРА….……………………………………………….…....................
Косвенно
об учебной мотивации
Зная
тип мотивации, учитель может
создать условия для
В
процессе учения тип мотивации меняется.
На изменение мотивации влияют различные
причины: новые установки ученика
(например, стремление обходить или преодолевать
трудности), длительные удачи или неудачи
в процессе учебных занятий, выбор жизненного
пути и др.
Глава
2. Формирование мотивации
учения
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Бру-нер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.
Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:
а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Тщательный психологический анализ влияния оценки на его личность и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки». Автор рассматривает оценку знаний во время опроса. Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Ученый объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные.
А.И. Липкина рассматривает вопрос о влиянии педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей [2]. Школьники на разных уроках выполняли обычные для них учебные задания (писали изложения, решали задачи и т.д.). После того как работа заканчивалась, каждому из них предлагалось ее проверить и самому выставить за нее заслуженную оценку. Выяснилось, что уже на первоначальном этапе учения отстающие дети склонны переоценивать результаты своего учебного труда. Часть из них обнаруживала тенденцию к недооценке. Материалы, полученные в экспериментах, наблюдения и беседы с этими детьми свидетельствуют о том, что выявленная динамика развития их самооценки детерминирована не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий учителя и учеников. Существенная роль в этом процессе на протяжении первых лет обучения принадлежит оценочным воздействиям учителя. Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Отрицательное
отношение к учению может быть
вызвано рядом причин. Это могут
быть субъективные причины, связанные
с особенностями самих
Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например:
1) Учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);
2) Приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание);
3) Выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).
Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность.
Для формирования
устойчивой положительной мотивации
учебной деятельности очень важно,
чтобы каждый ученик почувствовал себя
субъектом учебно-воспитательного процесса.
Этому может способствовать личностно-ролевая
форма организации учебного процесса.
При данной форме организации каждый ученик
выполняет определенную роль в процессе
обучения. Это способствует становлению
мотивации этой деятельности, которая
приобретает для школьников признаваемую
ценность. Также важно, чтобы главным образом
в оценке работы ученика был качественный
анализ этой работы, подчеркивание всех
положительных моментов, продвижений
в освоении учебного материала и выявление
причин имеющихся недостатков, а не
только их констатация. Этот качественный
анализ должен направляться на формирование
у учащихся адекватной самооценки работы,
ее рефлексии. Балльная оценка должна
занимать в оценочной деятельности учителя
второстепенное место.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Качества личности / Л.С. Выготский. - М., 1956. - С. 446-448.
2. Липкина А.И. Психологическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. – 104 с.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
5. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. – 472 с.