Мотивация в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие о личности в зарубежной и отечественной литературе….5
Структура личности………………………………………………………..5
Глава 2. Мотивация в структуре личности……………………………………...8
2.1. Мотив и мотивация………………………………………………………..8
2.2. Основные проблемы психологии мотивации……………………………9
2.3. Теория мотивации......................................................................................11
2.4. Теория А. Маслоу……………………………………………………...…13
2.5. Мотивационные состояния………………………………………………18
Глава 3. Методы диагностики мотивации…………………………………...…21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Понятие о личности в зарубежной и отечественной литературе….5

    1. Структура личности………………………………………………………..5

Глава 2. Мотивация в структуре личности……………………………………...8

  2.1. Мотив и мотивация………………………………………………………..8

  2.2. Основные проблемы психологии  мотивации……………………………9

  2.3. Теория мотивации......................................................................................11

  2.4. Теория А. Маслоу……………………………………………………...…13

  2.5. Мотивационные состояния………………………………………………18

Глава 3. Методы диагностики мотивации…………………………………...…21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список  литературы………………………………………………………………27 

 

Введение

     Проблема  мотивации является актуальной как  в отечественной, так и в 
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что 
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания 
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей 
внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной 
детерминацией его психики.

     В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов. Большинство ученых преуспели, изучая проблематику мотивов и мотивации, среди них: К.Левин (разработавший методику экспериментального изучения 
мотивов), Д.К. Маккеланд (развитие мотива в онтогенезе), Г. Олпорт (идею личностного подхода к мотивации человека), Э. Даффи (поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения)) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность) и другие.

     Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими и основными являются понятия мотива и мотивации.

     Мотивы  – это стимулы, причины, силы, страсти, вызывающие или стимулирующие активность человека, побуждающие его вести  себя определенным образом. От реакции  на эти стимулы зависит модель поведения. От мотивов следует отличать мотивировки, то есть высказывания, определяющие то или иное поведение человека путем указания на побудившие его объективные или субъективные обстоятельства. Мотивы оказывают огромное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. Они выступают в сознании человека как цель, на которую направлено, в конечном счете, поведение.

             Мотивация – это заинтересованность  человека, обоснование его желаний  и стремлений. Это сочетание интеллектуальных, физиологических и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия. 
       В отношении управления трудовым коллективом можно дать следующее определение мотивации: Мотивация – это процесс побуждения и стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, к активности, к инициативе. Она необходима для эффективной реализации принятых решений и для выполнения намеченных работ. Применяя на практике принцип мотивации, руководитель превращает свои решения в дела.

       Еще одним главенствующим понятием является «Личность».

     Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

     Определив основные понятия проблемы, можно  начинать исследование. 

 

      Глава 1.  Понятие  о личности в зарубежной и отечественной психологии

1.1. Структура личности

     Проблема  личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия "личность", отчасти из-за того, что такие слова как "личность", "характер", "темперамент", "способности", "потребности", "смысл" и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык. Вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий. При этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения. Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

     А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

     1) Темперамента (структуры природных свойств),

     2) Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

     3) Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

     Все эти структуры возникают из взаимосвязи  психических свойств личности, характеризующих  устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

     В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

     С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

     Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

     Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

     Личный  опыт (объем и качество имеющихся  ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

     Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

     Биологически  обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

     1 и 2 - социально обусловлены, 3 и  4 - генетически обусловлены.

     Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют  друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

     По  В. Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

     Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

     определенный  комплекс коррелируемых свойств  индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

     динамика  психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

     статус  и социальные функции-роли;

     мотивация поведения и ценностные ориентации;

     структура и динамика отношений.

     Таким образом, мы видим, что мотивацию  целесообразно рассматривать именно в структуре человеческой личности. 
 
 

 

    Глава 2. Мотивация  в структуре личности

      2.1. Мотив и мотивация

     Следует различать понятия «мотив» и  «мотивация». Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений,  человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие.

     Человеческое  поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений. Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.д.

     Однако  чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом.  Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.

2.2. Основные проблемы психологии мотивации

     1.        Существует столько различных  мотивов, сколько существует содержательно  эквивалентных классов отношений  «индивид – среда». Эти классы  можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. (Наряду с желаемыми целевыми состояниями мотивы в рамках некоторых отношений «индивид – среда» можно определить и через избегаемые состояния.) В данном случае мы имеем дело с проблемой содержательной классификации мотивов, составления их перечня.

     2.        Мотивы формируются в процессе  индивидуального развития как  относительно устойчивые оценочные  диспозиции. Необходимо выяснить, на  основании, каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.

     3.        Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов.

     4.        Поведение человека в определенный  момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т.е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. (Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся с ним в конфликте. Но ради простоты побочными мотивами мы пренебрежем.) В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т.е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.

Информация о работе Мотивация в структуре личности