Мотивация в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие о личности в зарубежной и отечественной литературе….5
Структура личности………………………………………………………..5
Глава 2. Мотивация в структуре личности……………………………………...8
2.1. Мотив и мотивация………………………………………………………..8
2.2. Основные проблемы психологии мотивации……………………………9
2.3. Теория мотивации......................................................................................11
2.4. Теория А. Маслоу……………………………………………………...…13
2.5. Мотивационные состояния………………………………………………18
Глава 3. Методы диагностики мотивации…………………………………...…21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

     Мотивационные состояния человека существенно  отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой – словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека. К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

     Установкаэто стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок

     1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность  шейного отдела позвонков к движению головы)

     2.Сенсорно-перцептивная  установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона)

     3.Социально-перцептивная  установка – стереотипы восприятия  социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности)

     4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план)

     5.Мнемическая  установка – установка на запоминание значимого материала.

     Мотивационное состояние человека является психическим  отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

     Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

     Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

     Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями. Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. 

     Мотив – это довод  в пользу избираемого  действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. 

 

Глава 3. Методы диагностики  мотивации

     Мотивация определяется по Х. Хекхаузену -  как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. "Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффилятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению) Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно - негативные ожидания. Надежность первой шкалы равна 0,89, а второй - 0,92. Опросник для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин (A. Mehrabian, 1969). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости - независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.

     Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

     Проективные методики многообразны. У нас в  стране одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Стимульный материал методики включает 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии. С целью апробации методики был использован контингент школьников с адаптивным поведением и подростков с социально отклоняющимся поведением Методику оценки интенсивности мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов разработали Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон. Экспериментальная процедура строится так, что создается шесть различных ситуаций для активизации различных уровней интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимают участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляют рассказы на основе четырех картинок некоторые из них взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие оригинальные Картинки предъявляются в течение 20 с, затем испытуемые составляют по ним рассказы, руководствуясь следующими четырьмя вопросами:

     Что здесь происходит, кто эти люди?

     Что привело к этой ситуации, что произошло  перед этим?

     О чем думают эти люди, чего они  желают?

     Что произойдет дальше?

     На  составление рассказа отпускается 4 мин, по 1 мин на каждый вопрос. Был разработан и специальный контент - анализ для измерения мотива достижения. При подсчете баллов вначале определялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение. В данном случае подсчитывается категория "образа достижения" и выделяются другие категории потребность в достижении, инструментальная активность, позитивное предвосхищение цели, негативное предвосхищение цели, внутреннее препятствие, внешнее препятствие, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, тема достижения.

     Тест  юмористических фраз (ТЮФ) - еще одна оригинальная компактная методика диагностики  мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Особенностью этой методики является специфический стимульный материал - юмористические фразы, - который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст из 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными Испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему. Процедура проведения теста исключительно проста и оперативна. Занимает всего от 15 до 25 мин. Экспериментатор - психодиагност предлагает испытуемому классифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: "Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему". По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому максимальную свободу в том, как он разносит карточки по темам, поощряя как, безусловно оправданное всякое решение ("В данном случае вы эксперт, вам виднее"). Следует предупреждать повторные перекладывания карточек из одной группы в другую (можно говорить испытуемому: "В экспертных оценках самым ценным, самым правильным является первое решение, которое приходит человеку в голову"). Это же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, испытываемые им, когда он не знает, в какой класс отнести многозначную фразу. Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм; 2) секс; 3) пагубные пристрастия; 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость. Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующей кучке (классе), чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с нормами, в данном случае сравниваются показатели мотивационных тем внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, а какие второстепенные.

     Таким образом, мы видим, что вопрос диагностики мотивации актуален и широко изучается – исследователи выдвигают различные методы диагностики мотивации в структуре человеческой личности. 

 

Заключение

       Начав исследование, мы обратились  к вопросу о структуре личности, отметив наиболее успешных ученых и описав главную идею работы каждого из них. Тем самым мы определили, что целесообразно исследовать мотивацию именно в структуре человеческой личности.

     Мы  выявили главные проблемы психологии мотивации, чтобы перейти к рассмотрению различных теорий, способствующих развитию исследования мотивации.

     До  перехода к мотивационным состояниям человека мы разделяем понятия мотива и мотивации, так как, исследуя эти состояния, мы придем к определению мотива. Мы отмечаем такие мотивационные состояния как: установки, интересы, желания, стремления и влечения. Так как мотивационные состояния мобилизируют сознание на поиск конкретной цели, делаем вывод, что мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. 

     Одним из главнейших пунктов исследования вопроса мотивации в структуре  личности является понятие о методах  диагностики. Мы приводим несколько  методик, направленных на изучение этого  вопроса, тем самым логично завершая теоретический материал по данной теме. 
 

 

 

Список  литературы

                                        .                                       

1. Немов  P.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн.Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576с.

2. Хекхаузен  X. Мотивация и деятельность: В  2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.-450с.

3. Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих

взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, "Прогресс", 1988.

4.  Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

5. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

6. Краткий  словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984 г.

Информация о работе Мотивация в структуре личности