Мозг и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-377г. до н.э.) В течение более чем двух тысячелетий истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 34.34 Кб (Скачать документ)

 человека  на нейронном уровне, что значительно  обогатило и дополнило результаты, полученные при исследовании  условнорефлекторных физиологических  механизмов поведения на уровне  целостного организма. Отечественными  нейропсихологами и психофизиологами  была основана своя школа в  психофизиологии поведения, двигательной  активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

Е.Н. Соколовым  и Ч.А. Измайловым было предложено понятие  концептуальной рефлекторной дуги (приложение, рис.9). Она представлена в виде блок-схемы. Выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную – органы движения), модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).

Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов – предетекторов, производящих предварительную обработку  информации, поступающей на органы чувств, и нейронов – детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т.е. нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно  представить следующим образом. На рецепторы – специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия,  поступают сигналы – стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторами – нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или, как это показано на рисунке, осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов – детекторов.

Сигналы от детекторов поступают далее –  на командные нейроны. Уровень возбуждения  командных нейронов регулируется работой  модулирующих нейронов. От команды  нейронов возбуждение далее поступает  на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами. Кроме этого в рефлекторной дуге задействован механизм обратной связи, через который регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов.

Без участия  психики не может быть выполнено  даже простое движение, приобретенное  при жизни, не говоря уже о сложной  человеческой деятельности и поведении  в целом. Н.А. Бернштейн писал: «Формирование двигательного акта – есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность…  Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности… Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции»1.

Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых  сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Подчиненные  ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания. Процесс управления движением уходит из поля сознания только тогда, когда движение превращается в автоматизированный навык и  переключается с ведущего уровня на фоновый. Однако в самом начале освоения нового движения сознание присутствует всегда. Без его контроля остаются лишь самые простые движения, для которых в организме уже имеются врожденные или приобретенные механизмы.

Американский  ученый К. Халл создал теорию научения, объясняющую каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный  опыт. Он рассматривал живой организм как саморегулирующуюся систему  со специфическими механизмами поведенческой  и генетикобиологической регуляции. Это в основном врожденные механизмы. Они служат для поддержания оптимальных  условий физического и биохимического равновесия в организме и включаются в действие, когда он нарушен. В  основу этой теории был положен ряд  постулатов, вытекающих из имеющихся  знаний по физиологии организма и  мозга, полученных к началу второй трети  XX века. Сформировав 16 таких постулатов с помощью определенных правил, К.Халл дедуктивно построил теорию поведения организма. Многие выводы этой теории в дальнейшем нашли экспериментальное подтверждение.

П.К. Анохиным была предложена модель организации  и регуляции поведенческого акта. В этой модели есть место для всех  основных психических процессов  и состояний. Она получила название модели функциональной системы. Общее строение модели П.К.Анохина представлено в приложении на рис. 10.

Совокупность  разнообразных воздействий, которым  подвергается человек, оказавшийся  в той или иной ситуации, обозначена как «обстановочная афферентация» слева на схеме. Многие стимулы, связанные с ней, могут оказаться несущественными, и только некоторые из них вызовут интерес – ориентировочную реакцию. Эти факторы на схеме изображены под названием «пусковой стимул». Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная аферентация и пусковой стимул должны быть восприняты и субъективно отражены в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с памятью порождает образ. Образ сам по себе не вызывает поведения. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.

К принятию решения приводит сравнение образа с памятью и мотивацией через  сознание. Далее следует принятие решения,  возникновение в сознании человека плана и программы выполнения (несколько возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности). Ожидаемый итог представлен в виде своеобразной нервной модели – акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия. В регуляцию выполняемого действия с самого начала включается воля, информация о действии через обратную афферентацию передается в ц.н.с., сличается с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия. В случае несоответствия параметров выполняемого действия и акцептора действия, возникают отрицательные эмоции, которые создают дополнительную мотивацию к продолжению действия. Если совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, которая прекращает его.

Теория П.К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.

А.Р. Лурия  предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного  мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических  явлений. Первый – блок  мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций. Второй блок связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т.п. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным из контролем.

С блочным  представительством структур мозга  связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических  функций, т.е. более или менее точного  их представительства в отдельных  мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно  первой каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое  свойство или состояние человека однозначно связано с работой  ограниченного участка мозга, так  что все психические явления, как на карте, можно расположить  на поверхности и в глубинных  структурах головного мозга на вполне определенных местах. В свое время  создавались детализированные карты  локализации психических функций  в мозге. Одна из последних таких  карт была опубликована в 30-е годы XX в.

Но исследования показали, что различные нарушения  психических процессов часто  связаны с одними и теми же мозговыми  структурами, и наоборот, поражения  одних и тех же участков мозга  может вызывать нарушение различных  функций. Эти факты, в конечном счете, подорвали веру в локализационализм  и привели к противоположности  – антилокализационизму. Сторонники этого учения утверждали, что с  каждым психическим явлением практически  связана работа всего мозга в  целом, всех его структур, так что  говорить о строгой локализации  психических функции в ц.н.с. нет  оснований. В антилокализационизме появилось понятие функциональный орган, под которым подразумевалась  прижизненно формирующаяся система временных связей между отдельными участками мозга. Эта система обеспечивала функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройства функциональных органов у разных людей может быть разным.

Но и это  учение не смогло до конца объяснить  факт существования более или  менее определенной связи отдельных  психических и мозговых нарушений, например, почему нарушение зрения связано с поражением затылочных отделов коры головного мозга, а  поражение височных долей больших  полушарий, как правило, ведет к  нарушению слуха и речи.

До настоящего времени ни локализационизм, на антилокализационизм  не дают ответов на все вопросы. Поэтому  эти учения сосуществуют, дополняя друг друга в слабых позициях.

И так, подводя  итог всему вышесказанному, мы можем  сделать следующий вывод:

 на протяжении  тысячелетий ученые поколение  за поколением пытались проникнуть  в тайну психики, понять и  объяснить то, что казалось совершенно  необъяснимым. С течением  времени  различные идеи меняли одна  другую, какие - то находили научное  подтверждение, какие – то  опровергались и отвергались.  Несмотря на то, что в наши  дни науке известно о работе  головного мозга, о его функциях, о связи с психикой многое, все же это поле деятельности  даже теперь хранит в себе  множество тайн и  загадок.  И, наверное, еще не одно поколение  ученых будет выдвигать различные  теории, идеи,  новые методы исследования  для того, чтобы выстроить четкую  цепочку выводов, доказательств  и твердых объяснений того, как  же они взаимодействуют – мозг  и психика? 
 
 
 

Информация о работе Мозг и психика