Связь психики человека с его мозгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:40, реферат

Описание

Цель реферата заключается в разборе эволюционного развития человеческой психики, в том числе и эволюция понимания самого термина психики и связь ее с человеческим мозгом, в рассмотрении эмоции как неотъемлемой части психики человека, теории возникновения эмоция, а так же можно ли с помощью внешнего вмешательства (специальное возбуждение той или иной части мозга) менять свое поведение и свои привычки.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 106.91 Кб (Скачать документ)

Введение.

    Тема, касающаяся психики актуальна, потому что она является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”. А мозг в свою очередь самая большая загадка, которую целиком еще никому не удалось разгадать.

    Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных  телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения  и контролируют его, третьи - придают  поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы  и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма  в среде и решение жизненных  задач. Для человека важно знать совокупность чего есть его психика.

    На  протяжении длительной эволюции органического  мира - от амебы до человека - физиологические  механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь  благодаря этому все более  гибкими и оперативными.

    Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного  мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.

    Следует отметить, что связь психики и  мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени  Рене Декарта придерживались почти  все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.

    Другое  ошибочное понимание связи психики  и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь — печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф.Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?*

    Цель  реферата заключается в разборе  эволюционного развития человеческой психики, в том числе и эволюция понимания самого термина психики  и связь ее с человеческим мозгом, в рассмотрении эмоции как неотъемлемой части психики человека, теории возникновения  эмоция, а так же можно ли с  помощью внешнего вмешательства (специальное  возбуждение той или иной части  мозга) менять свое поведение и свои привычки. 

_____________________________________________________________________________

    * Маркс  К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 20, с. 563. 
 
 
 
 
 

Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») — сложное понятие в философиипсихологии и медицине.

  • Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).[

Психика является основной, базовой, исторически самой  ранней составляющей менталитета. Психику  следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его  способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных  способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

  • системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика находится  во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается  по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики —сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Петровский, Ярошевский).  

    Строение и функции нервной системы человека.

    Чтобы правильно понимать взаимосвязь  психики и мозга, необходимо иметь  представление о строении и функциях нервной системы человека.

    Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

    В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными  клетками (рецепторами) в нервные  импульсы — серию электрических  и химических изменений в нервном  волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным нервным волокнам к исполнительным органам, в частности к мышцам и железам. Эти исполнительные органы называются эффекторами. Следует отметить, что основная функция нервной системы — это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

    Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором  различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое  вещество, представляющее собой пучки  нервных волокон, соединяющее одни клетки их группы с другими.

    В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга  и имеет в разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних «рогах» спинного мозга расположены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в передние «рога» или кверху в головной мозг. Передние «рога» состоят из двигательных клеток, получающих импульсы из задних «рогов» или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество спинного мозга окружено белым веществом, или так называемыми столбами: передними, боковыми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по задним — от периферии к центру. Следует отметить, что в ряде случаев нервный импульс не поднимается выше спинного мозга и нервная деятельность осуществляется по механизму так называемых спинномозговых рефлексов. В частности, если человеку, даже спящему, уколоть руку, он ее отдернет. Ход нервного импульса при этом будет от рецептора по афферентному нерву в спинной мозг, передача его — из задних «рогов» в передние и по афферентному нерву в мышцу. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нервными волокнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, расслаблении мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и деятельности организма.

    Низшие, стволовые отделы головного мозга  — продолговатый и средний мозг — по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, чихательного — при раздражении слизистой оболочки носа, кашлевого — гортани и слезоотделительного — глаза. В среднем мозгу замыкаются рефлексы сужения зрачка в ответ на освещение глаза. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.

    Осуществляются  здесь и сложнейшие рефлекторные процессы, координирующие совместную работу многих мышечных групп и систем внутренних органов. Со стволовой частью мозга связан и мозжечок, обеспечивающий рефлекторную тончайшую настройку мышечного напряжения, сокращения и расслабления отдельных групп мышц при изменении положения тела в пространстве, при ходьбе, беге, прыжках и т. д. На всякое новое, внезапное раздражение человек отвечает простейшими ориентировочными рефлексами, унаследованными им от животных: поворотом головы, глаз и всего тела (а у животных — движениями ушей и ноздрей), расширением зрачков, сужением кровеносных сосудов, быстрым сокращением всех мышц тела — вздрагиванием. Рефлекторные дуги всех этих ориентировочных рефлексов замыкаются в среднем мозгу.

    Выше  и в стороны от среднего мозга  лежат скопления нервных клеток, получившие название подкорковых узлов  больших полушарий головного  мозга. Они осуществляют координацию  импульсов, идущих от всех органов чувств, и играют весьма большую роль в  возникновении простейших эмоций. Подкорковые  узлы обеспечивают координацию сложных  двигательных актов. Так, например, голубь, у которого сохранены подкорковые узлы, но удалены вышележащие участки головного мозга, может летать, выполняя в полете сложные эволюции.

    Следует отметить, однако, что у здорового  бодрствующего человека в случаях  описанных выше спинномозговых рефлексов  нервный импульс не локализуется только в спинном мозгу, а поднимается в головной мозг. Поэтому человек, уколов свою руку, не только непроизвольно ее отдернет, но и ощутит укол, эмоционально оценит его: рассердится или рассмеется и т. д. Это относится и к рефлексам, замыкающимся на более высоком уровне. Все они имеют свое, как принято говорить, корковое представительство, то есть определенные участки коры головного мозга, связанные с теми нижележащими центрами, в которых замыкаются рефлексы.

    Отметим, что в отличие от спинного мозга  в больших полушариях головного  мозга, самой "верхней" и самой  молодой части мозга, нервные клетки расположены не только в их центральных отделах (в подкорковых узлах), но и главным образом по их периферии в виде так называемой коры головного мозга.

    У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической  деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма  в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга. 

    Развитие психики в процессе эволюции.

     С незапамятных времен человечество пытается на научной основе познать законы существования и развития мироздания. Достигнутые успехи впечатляют: открыты  фундаментальные законы физики и  химии, биологии и других естественных наук. Однако человечество, судя по всему, гораздо более склонно изучать  законы окружающего мира, нежели собственного развития.

     В свете знания, накопленного многими  поколениями ученых, эволюция жизни - это факт. Споры о том, есть эволюция или ее нет, кипевшие во времена Ч. Дарвина и даже в начале XX в., сейчас беспредметны. Преемственность признаков и постепенность их преобразования, например, в ряду позвоночных (рыбы — амфибии — рептилии — млекопитающие — человек), служат доказательством развития живых организмов во все более сложные формы. Современные методы изучения природы дают новые доказательства преемственности между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни.

     Современная биология насквозь пронизана историческим подходом, эволюционизмом. Можно даже сказать, что зрелость той или  иной биологической дисциплины проверяется  тем, насколько она оказывается  «встроенной» в общее здание современной  биологии, которое от фундамента до крыши оказывается эволюционным. Это не случайно. Все законы организации  и развития жизни, все закономерности жизнедеятельности можно понять, только опираясь на достижения эволюционного  учения как теоретического стержня  всей биологии. Вне эволюционного  подхода невозможно понять ни функционирование молекулярно-генетических систем, ни развитие живых организмов от рождения до смерти, ни существование видов и их популяций, ни развитие и преобразование биосферы в целом. Иногда выдвигается задача построения некоей теоретической биологии, которая смогла бы охватить одновременно все проявления жизнедеятельности  и стать в будущем фундаментом  всей биологии. Попытки создания теоретической  биологии предпринимаются неоднократно, но ни одна из них не завершилась  заметным успехом. Всегда оказывалось, что наиболее фундаментальные, аксиоматические  положения, которые можно положить в основу всего здания теоретической  биологии, в той или иной форме  были просто положениями эволюционной теории. Не предрешая невозможность  создания в будущем отдельного от эволюционного учения здания теоретической  биологии, можно высказать уверенность, что эволюционное учение всегда будет  оставаться стержнем биологического знания.

Информация о работе Связь психики человека с его мозгом