Мышление - как научный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:49, реферат

Описание

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

     предсказал  некоторые свойства еще неизвестных  в его время химических элементов.

     Суждения  могут быть: 

     истинными; 

     ложными; 

     общими; 

     частными; 

     единичными. 

     Истинные  суждения - это объективно верные суждения. Ложные

     суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности.

     Суждения  бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях

     что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной

     группы, данного класса, например: "Все  рыбы дышат жабрами". В частных

     суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к

     некоторым предметам, например: "Некоторые  студенты - отличники". В

     единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо

     выучил  урок".

     Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений

     нового  суждения. Исходные суждения, из которых  выводится, извлекается другое

     суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода

     на  основе частной и общей посылок  является силлогизм. Примером силлогизма может

     служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл.

     Следовательно, олово - электропроводно". Различают  умозаключение: 

     индуктивное; 

     дедуктивное; 

     по  аналогии. 

     Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение

     идет  от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется

     такое умозаключение, в котором рассуждение  осуществляется в обратном порядке

     индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией

     называется  такое умозаключение, в котором  вывод делается на основании частичного

     сходства  между явлениями, без достаточного исследования всех условий. 

     Виды  мышления 

     В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

     1) генезису развития;

     2) характеру решаемых задач;

     3) степени развернутости;

     4) степени новизны и оригинальности;

     5) средствам мышления;

     6) функциям мышления и т.д.

     1. По генезису развития различают мышление:

     наглядно-действенное;

     наглядно-образное;

     словесно-логическое;

     абстрактно-логическое.

     Наглядно-действенное  мышление - вид мышления, опирающийся на

     непосредственное  восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление

     есть  наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической

     деятельности  и являющийся основой для формирования более сложных видов

     мышления.

     Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся

     опорой  на представления и образы. При  наглядно-образном мышлении ситуация

     преобразуется в плане образа или представления.

     Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при

     помощи  логических операций с понятиями. При  словесно-логическом мышлении

     оперируя  логическими понятиями, субъект  может познавать существенные

     закономерности  и ненаблюдаемые взаимосвязи  исследуемой реальности.

     Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления,

     основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от

     других, несущественных.

     Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-

     логическое  мышление являются последовательными  этапами развития мышления в

     филогенезе и в онтогенезе.

     2. По характеру решаемых задач различают мышление:

     теоретическое;

     практическое.

     Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических

     рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на

     основе  суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

     Теоретическое мышление - это познание законов  и правил. Основная задача

     практического мышления - разработка средств практического преобразования

     действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

     3. По степени развернутости различают мышление:

     дискурсивное;

     интуитивное.

     Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное

     логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое  мышление развернуто во

     времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего

     человека. Интуитивное мышление - мышление на основе

     непосредственных  чувственных восприятий и непосредственного  отражения

     воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление

     характеризуется быстротой протекания, отсутствием  четко выраженных этапов,

     является  минимально осознанным.

     4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

     репродуктивное

     продуктивное (творческое).

     Репродуктивное  мышление - мышление на основе образов и

     представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

     Продуктивное  мышление - мышление на основе творческого воображения.

     5. По средствам мышления различают мышление:

     вербальное;

     наглядное.

     Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений

     предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными

     знаковыми структурами.

     Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо

     видеть  или представлять предметы, другие предпочитают оперировать

     отвлеченными  знаковыми структурами.

     6. По функциям различают мышление:

     критическое;

     творческое.

     Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях

     других  людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально

     нового  знания, с генерацией собственных  оригинальных идей, а не с оцениванием

     чужих мыслей. 

     Индивидуально-психологические  особенности мышления 

     Мышлению  конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д. При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

     Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

     Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

     Темп  развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

     Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

     Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

     Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

     Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

     Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

     Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся в

     ориентации  на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

     Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания. 

     4. Мышление как процесс решения  задач 

     Содержание  основных

     этапов  развернутого мыслительного процесса 

     Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация

     мыслительной  деятельности осуществляется тоже как  процесс. Иначе говоря, по

     ходу  решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные

     ему условия и требования задачи, которые  причинно обусловливают дальнейшее

     протекание  мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально

     как нечто абсолютно готовое и  уже законченное, она именно образуется,

     постепенно  формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в

     виде процесса.

     В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на

     разрешение  какой-нибудь задачи, можно различать  несколько основных этапов или

     фаз:

     первый  этап разрешения проблемы - осознание  проблемной ситуации;

Информация о работе Мышление - как научный феномен