Мышление - как научный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:49, реферат

Описание

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

     на  втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно.

     В результате проблема превращается в  задачу;

     на  третьем этапе происходит ограничение  зоны поиска (на основе представлений

     о типе задач, исходя из предшествующего  опыта);

     на  четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;

     пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

     шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то

     осуществляется  реализация решения.

     С позиции теории функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974)

     основные  этапы мыслительного процесса могут  быть сопоставлены с этапами

     структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется

     доминирующей  мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска

     решения проблемы. Поступающая информация анализируется  и сопоставляется со

     знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых  существенно определяется

     доминирующей  мотивацией. Этапу принятия решения  соответствует выбор наиболее

     вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе

     результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются

     некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать

     или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и

     проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает

     справедливость  выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления

     реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-

     исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания

     акцептора результатов, а также афферентного синтеза. Возникают новые замыслы,

     идеи, и возможно, привлекаются иные способы  доказательств. 

     Типы  мыслительных действий и их содержание 

     Выделяют  три типа мыслительных действий, характерных  для процесса решения задач:

     ориентировочные действия;

     исполнительные  действия;

     нахождение  ответа.

     Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе

     которого  возникает главный элемент мыслительного  процесса - гипотеза. Она

     возникает на основе полученной информации, анализа  условий и способствует

     дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в  итоге переходит в план

     решения.

     Исполнительные  действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

     Нахождение  ответа состоит в сверке решения с исходными условиями

     задачи. Если в результате сличения результат  согласуется с исходными условиями,

     процесс прекращается. Если нет - процесс решения  продолжается снова и протекает

     до  тех пор, пока решение не будет  окончательно согласовано с условиями  задачи. 

     Операции  мышления 

     Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В сихологии выделяют такие операции мышления, как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и; категоризация.

     Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на

     составляющие  его части. Анализ - это выделение  в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

     Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

     Анализ  и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

     Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

     Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и; общие как существенные признаки. Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

     Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

     Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

     Выделение (абстрагирование) общих свойств  разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

     Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения символы и т.п. Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

     Проблемы  для обсуждения:

     1. Сущность мышления как процесса  решения задач.

     2. Содержание основных этапов развернутого  мыслительного процесса.

     3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения

     задач и их содержание.

     4. Основные операции мышления и  их сущность. 

     5. Интеллект 

     Характеризуя  мышление человека, в первую очередь  подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как: "умственное развитие" и; "интеллект".

     Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

     Достигнутый человеком уровень умственного  развития зависит от ег интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) - не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.

     Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества – качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта. Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века.

     Стало даже довольно привычным употреблять  показатель по тесту Стэнфорда-Бине IQ в качестве "обобщенного" символа интеллекта и уровня умственного развития.

     Коэффициент интеллектуальности (IQ) - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. 

     6. Воображение 

     Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

     Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

     Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.

     Воображение присуще только человеку. Оно порождено  трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти.

     Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано  и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением.

     Особенно  это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. 

     7. Понятие о языке и речи 

     В процессе мышления человек использует различного рода средства:

Информация о работе Мышление - как научный феномен