Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения. Приёмы развития мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения……………………………………….4
Формирование и развитие мышления (психологические теории)…………………………………………………...10
Приёмы развития мышления у детей…………………..12
Заключение……………………………………………………....13
Библиографический список…………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

к. р. по псих. и пед.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

    Бортовые  журналы – обобщающее название различных  приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

    1. Что я знаю по данной теме?

    2. Что я узнал нового из текста  по данной теме?

    Левая колонка бортового журнала заполняется  на стадии вызова. При чтении, во время  пауз и остановок, учащиеся заполняют  правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

      Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы.

    Один  из простых приемов – таблица  «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если используется этот прием на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

    Таблица «тонких» и «толстых»  вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. 
 
 
 
 

    Заключение.

    Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку.                                                          

    Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие нового.

    В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в  трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.

    Коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. Аналогичное происходит и в психологии мышления, ученые пришли к выводу о том, что в некоторых случаях, за исключением только, пожалуй, сложной индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено, например, что коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей.

    Одна  из методик организации и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название «брейнсторминг» (буквально «мозговой штурм»). Как правило, этот метод, применяется во взрослом коллективе, но и применение его в группах старших учеников приводит к хорошим результатам.

    Для детей любых возрастов подходят следующие приёмы по развитию мышления: кластер («гроздь»), «бортовой журнал», таблица «тонких» и «толстых» вопросов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список: 

    
  1. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.,"1981.
  2. Еникеев М.И., Общая и социальная психология. -  М.,2002.
  3. Заир – бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Зейгарник Б.В., Патопсихология. - М., 2000.
  5. Ительсон Л.Б., Лекции по общей психологии. - М.,2000.
  6. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21
  7. Малашкина М., Популярная история психологии.  -  М.,2002.
  8. Немов Р.С., Общая психология. - М., 2001.
  9. Немов Р.С., Психология, т.1(в 3-х томах). -  М.,1999.
  10. Немов Р.С., Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). -  М., 2003, ч. 1
  11. Общая психология, под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002.
  12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
  13. Психология, под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001.
  14. Реан А.А., Розум С.И., Психология и педагогика. -  Спб.,2000.
  15. Сельченок. К.В. составитель Хрестоматия - психологическая типология, -  М.,2000.
  16. Современная психология; справочное руководство.- М.,1999.

Информация о работе Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения. Приёмы развития мышления