Мышление и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).

Содержание

1. Общая характеристика мышления………………………………………………………………3
2. Характеристика речи и ее функций…………………………………………………………….8
3. Практическое задание (фотография урока чтения и письма в 1 классе по теме «Чтение и письмо буквы Д»)……………………………………………………………10
4. Выводы……………………………………………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Мышление и речь.docx

— 33.58 Кб (Скачать документ)
 

Мышление  и речь

Оглавление:

  1. Общая характеристика мышления………………………………………………………………3
  2. Характеристика речи и ее функций…………………………………………………………….8
  3. Практическое задание (фотография урока чтения и письма в 1 классе по теме «Чтение и письмо буквы  Д»)……………………………………………………………10
  4. Выводы……………………………………………………………………………………………………….12
  5. Литература………………………………………………………………………………………………….13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Общая характеристика мышления
 

     Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.). 

Основные  функции мышления 

  1. Установление  всеобщих взаимосвязей.
 
  1. Понимание сущности конкретного явления как разновидности  определенного класса явлений.
 
  1. Обобщение свойств  однородной группы явлений и т.д.
 

Мыслительные  операции 

     В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

     Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

     Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

     Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

     Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

     Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.

     Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

     Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.  

Логические  формы мышления 

     В психологической науке различают  такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения. 

     Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

     Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими

     Общее понятие охватывает целый класс  однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

     Единичное понятие – это понятие, в котором  отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные  понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

     Конкретное  понятие – понятие, которое легко  идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.

     Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.

     Теоретическое понятие – это понятие, специфическим  содержанием которого выступает  объективная связь всеобщего  и единичного (целостного и отличного).

     Эмпирическое  понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов  на основе сравнения.

     Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему  понятий в процессе жизни и  деятельности.

     Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

      Суждения  образуются двумя способами:  

    • непосредственно, когда в них выражают то, что  воспринимается;
 
    • опосредованно – путем умозаключений или  рассуждений.
 

     Суждения  могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.

Истинное  суждение – это объективно верное суждение.

Ложное суждение – суждение, не соответствующее  реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или  отрицание) относительно всех предметов  данной группы, данного класса.

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к  некоторым предметам.

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету. 

     Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. 

Виды  мышления 

Выделяют  различные виды мышления.

     Наглядно-действенное  мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

     Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

     Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

     Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

     Теоретическое мышление направлено на решение теоретических  задач, опосредованно связанных  с практикой.

     Практическое  мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности.

     Дискурсивное  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию  основного принципа, закономерности.

     Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей  и условий его получения.

     Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это  воспроизводящее мышление.

     Продуктивное, или творческое, мышление – это  мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы. 
 
 

Индивидуальные  особенности и  качества мышления 

Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса. 

Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности. 

Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи. 

Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности. 

Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика речи и ее функций

     Речь - исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь). 

Основные  виды речи человека: 

  • устная;
  • письменная;
  • диалогическая;
  • монологическая;
  • внешняя (звучащая, осознаваемая);
  • внутренняя.
 

   При помощи устной речи люди непосредственно  общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются  с теми или иными предметами или  явлениями. Наборы звуков передаются и  воспринимаются на слух через соответствующие  колебания давления воздуха. 

   Письменная  речь основана на изображении символов на материальны. В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям, а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая - речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. 

Информация о работе Мышление и речь