Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:41, контрольная работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).
1. Общая характеристика мышления………………………………………………………………3
2. Характеристика речи и ее функций…………………………………………………………….8
3. Практическое задание (фотография урока чтения и письма в 1 классе по теме «Чтение и письмо буквы Д»)……………………………………………………………10
4. Выводы……………………………………………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………………………………………….
Мышление и речь
Оглавление:
Мышление
– это социально обусловленный, неразрывно
связанный с речью психический процесс
поисков и открытия существенно нового,
опосредованного и обобщенного отражения
действительности в ходе ее анализа и
синтеза. Мышление возникает на основе
практической деятельности из чувственного
познания и выходит далеко за его пределы.).
Основные
функции мышления
Мыслительные
операции
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.
Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки
Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.
Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.
Конкретизация
– мыслительная операция познания целостного
объекта в совокупности его существенных
взаимосвязей, теоретическое воссоздание
целостного объекта. Конкретизация является
процессом, противоположным абстракции.
В конкретных представлениях мы не стремимся
отвлечься от различных признаков или
свойств предметов и явлений, а наоборот,
стремимся представить себе эти предметы
во всем многообразии свойств и признаков,
в тесном сочетании одних признаков с
другими.
Логические
формы мышления
В
психологической науке
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими
Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.
Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.
Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.
Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.
Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Понятия
формируются в общественно-
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
Суждения
образуются двумя способами:
Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
Истинное суждение – это объективно верное суждение.
Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.
Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.
Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.
Единичное
суждение – утверждение или отрицание,
относящееся только к одному предмету.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Дедуктивное
умозаключение – это
Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
Умозаключение
по аналогии – это такое умозаключение,
в котором вывод делается на основании
частичного сходства между явлениями,
без достаточного исследования всех
условий.
Виды
мышления
Выделяют различные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное,
или творческое, мышление – это
мышление, вырабатывающее новую стратегию,
оригинальный путь решения проблемы.
Индивидуальные
особенности и
качества мышления
Глубина.
Проявляется в степени проникновения
в сущность явления, процесса.
Самостоятельность.
Выражается в умении увидеть новую проблему,
поставить новый вопрос и затем решить
задачи своими силами. Творческий характер
мышления наиболее ярко выражается в его
самостоятельности.
Гибкость.
Проявляется в умении изменять намеченный
план действий, если он не удовлетворяет
условиям, которые обнаруживаются в ходе
решения задачи.
Критичность.
Отражает способность человека правильно
оценить как объективные условия, так
и собственную активность и при необходимости
отказаться от избранного пути и найти
способ действия, наиболее отвечающий
условиям деятельности.
Быстрота.
Проявляется в способности находить правильные,
обоснованные решения и реализовывать
их в условиях дефицита времени.
Речь
- исторически сложившаяся в ходе материальной
преобразующей деятельности людей форма
общения, опосредованная языком. Речь
- это язык в действии. В ходе речевого
общения происходит непрерывное кодирование
и раскодирование информации. Речь включает
процессы порождения и восприятия сообщений
для целей общения или, в частном случае,
для целей регуляции и контроля собственной
деятельности (внутренняя речь).
Основные
виды речи человека:
При
помощи устной речи люди непосредственно
общаются друг с другом, произносят
наборы звуков, которые ассоциируются
с теми или иными предметами или
явлениями. Наборы звуков передаются и
воспринимаются на слух через соответствующие
колебания давления воздуха.
Письменная
речь основана на изображении символов
на материальны. В диалогической речи
принимают участие минимум два человека.
Каждый выдает реплику, адресованную другому
человеку или нескольким людям, а их собственные
высказывания являются реакцией на реплику
данного человека. Монологическая - речь,
произносимая с начала и до конца только
одним человеком. Диалог подразумевает
многократное прерывание речи данного
человека репликами других людей. Монолог
же не предполагает какой-то речевой реакции
и должен быть понятным сам по себе.