Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 20:15, курсовая работа
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.
Чаще всего
творческий процесс в искусстве
связан с активным воображением: прежде
чем запечатлеть какой-либо образ
на бумаге, холсте или нотном листе,
художник создает его в своем воображении,
прилагая к этому сознательные волевые
усилия. Нередко активное воображение
настолько захватывает творца, что он
утрачивает связь со своим временем, своим
"я", вживаясь в создаваемый им образ.
Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом
творческого процесса становится пассивное
воображение, так как спонтанные,
независимые от воли художника образы
чаще всего являются продуктом подсознательной
работы его мозга, скрытой от него
самого. И, тем не менее, наблюдения
за творческим процессом, описанные в
литературе, дают возможность привести
примеры роли пассивного воображения
в художественном творчестве. Так, Франц
Кафка исключительную роль в своем творчестве
уделял сновидениям, запечатлевая их в
своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творчески
процесс, начинаясь, как правило, с
волевого усилия, т.е. с акта воображения,
постепенно настолько захватывает
автора, что воображение становится
спонтанным, и уже не он творит образы,
а образы владеют и управляют
художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого
воображения не ограничивается литературой
и искусством. В не меньшей степени
она проявляется в научном, техническом,
других видах творчества. Во всех этих
случаях фантазия как разновидность
воображения играет положительную роль.
Но есть и
другие виды воображения — сновидения,
галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения
можно отнести к разряду
Галлюцинациями
называют фантастические видения, не имеющие,
по-видимому, почти никакой связи с окружающей
человека действительностью. Обычно галлюцинации
являются результатом тех или иных нарушений
психики или работы организма и сопровождают
многие болезненные состояния.
Грезы в отличие
от галлюцинаций являются вполне нормальным
психическим состоянием, которое представляет
собой фантазию, связанную с желанием,
чаще всего несколько идеализируемым
будущим.
Мечта от грезы
отличается тем, что она несколько
более реалистична и в большей
степени связана с
§4. Функции воображения
и его развитие.
Разум человека
не может, находится в бездеятельном
состоянии, поэтому люди так много
мечтают. Мозг человека продолжает функционировать
и тогда, когда в него не поступает
новая информация, когда он не решает
никаких проблем. Именно в это время
и начинает работать воображение. Установлено,
что человек по своему желанию не в состоянии
прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности
человека воображение выполняет
ряд специфических функций (рис.2),
первая из которых состоит в том, чтобы
представлять действительность в образах
и иметь возможность пользоваться ими,
решая задачи. Эта функция воображения
связана с мышлением и органически в него
включена.
Вторая функция
воображения состоит в
Третья функция
воображения связана с его
участием в произвольной регуляции
познавательных процессов и состояний
человека. С помощью искусно создаваемых
образов человек может обращать
внимание на нужные события, посредством
образов он получает возможность управлять
восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция
воображения состоит в
Пятой функцией
воображения является планирование
и программирование деятельности, составление
таких программ, оценка их правильности,
процесса реализации.
С помощью воображения
человек может управлять
Рис.2 Специфические
функции воображения
При помощи специальных
упражнений и приемов можно развивать
воображение. В творческих видах
труда — наука, литература, искусство,
инженерия и т.п., развитие воображения,
естественно, происходит в занятиях данными
видами деятельности. В аутогенной тренировке
нужный результат достигается путем специальной
системы упражнений, которые нацелены
на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять
отдельные группы мышц, например мышцы
рук, ног, головы, туловища, произвольно
повышать или понижать давление, температуру
тела, употребляя для этого упражнения
на воображение тепла, холода.
Заключение
Понимание воображения
как процесса, противоположного мышлению,
а мышления, протекающего по законам
логики, как нетворческого - неправомерно.
Одна из черт, характерных для воображения,
состоит в том, что оно связано не только
с мышлением, но и чувственными данными.
Воображения нет без мышления, но оно не
сводится и к логике, так как в нем (в воображении)
всегда предполагается преобразование
чувственного материала.
Мышление и
воображение является основной двигательной
силой творческого процесса человека
и играет огромную роль во всей его
жизни. Это происходит потому, что
вся жизнедеятельность в той или иной
степени связана с творчеством, начиная
от приготовления пищи дома до создания
литературный произведений или изобретательства.
Таким образом,
мышление и воображение является
сложным психолого-логическими
Воображение
Воображение, фантазия,
психическая деятельность, состоящая
в создании представлений и мысленных
ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся
человеком в действительности. В.
основано на оперировании конкретными
чувственными образами или наглядными
моделями действительности, но при этом
имеет черты опосредствованного, обобщённого
познания, объединяющие его с процессом
мышления. Характерный для В. отход от
реальности позволяет определить его
как процесс преобразующего отражения
действительности.
В. является специфически
человеческой формой психической деятельности,
возникшей на основе практического
преобразования действительности. Развиваясь
вместе с усложнением процесса труда
и общественных отношений, В. становится
одним из основных элементов сознания
и деятельности человека. Главная функция
В. в человеческом сознании состоит в идеальном
представлении результата деятельности
до того, как он будет достигнут реально.
Другая функция В. связана с необходимым
в процессе труда планированием своих
действий. "Паук совершает операции,
напоминающие операции ткача, и пчела
постройкой своих восковых ячеек посрамляет
некоторых людей-архитекторов. Но и самый
плохой архитектор от наилучшей пчелы
с самого начала отличается тем, что, прежде
чем строить ячейку из воска, он уже построил
её в своей голове" (Маркс К., см. Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В
данном случае особенно трудно разграничить
деятельность В. и мышления, но в реальном
единстве всех психических функций субъекта
В. сохраняет свою специфику: предвосхищение
того, чего ещё не существует — либо в
личном опыте данного человека, либо в
действительности вообще. С этим связана
способность делать открытия, находить
новые пути, способы решения возникающих
перед человеком задач. Догадка, интуиция,
ведущие к открытию, невозможны без В.
Поэтому В. является компонентом создания
не только образно-насыщенных продуктов
деятельности, но и абстрактно-понятийных.
В. И. Ленин писал о фантазии: "Напрасно
думают, что она нужна только поэту. Это
глупый предрассудок! Даже в математике
она нужна, даже открытие дифференциального
и интегрального исчисления невозможно
было бы без фантазии" (Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 45, с. 125). "Сотрудничество"
логики и В. возможно потому, что их противоположность
не абсолютна. В мышлении постоянно происходит
перекодирование словесно-понятийных
и наглядно-образных логических структур,
причём последние нередко несут основную
эвристическую нагрузку в решении мыслительной
задачи. Именно это обстоятельство является
одной из пока не преодолённых преград
на пути формализации эвристических процессов
и передачи их машине.
Различают воссоздающее
и творческое В. Воссоздающее В. заключается
в создании образов объектов, ранее
не воспринимавшихся, в соответствии с
их описанием или условным изображением
(чертежом, топографической картой, литературным
текстом и т.д.). Творческое В. состоит в
самостоятельном создании новых образов,
воплощаемых в оригинальные продукты
деятельности. Оно является одним из психологических
факторов научного и технического прогресса
и наиболее выпукло проявляется в художественном
творчестве, претворяясь в особую форму
познания и одновременно показа, "объективации"
жизненной реальности в её сущности. Особый
вид творческого В. представляет собой
мечта — создание образов желаемого будущего,
не воплощаемых непосредственно в те или
иные продукты деятельности. Мечта может
играть активизирующую роль в жизни индивидуума
и общества, если заключённая в ней идея
ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.
Чрезвычайно широкий
диапазон проявлений В., всегда выступающих
в единстве с другими сторонами
психики, обусловливает также
Деятельность
В. может иметь различную степень
произвольности, от спонтанных детских
фантазий до длительных целеустремлённых
поисков изобретателя. К непроизвольной
деятельности В. относят сновидения,
однако они могут детерминироваться заданной
в состоянии бодрствования целью; таковы
известные примеры решения научных задач
во сне.
В. развивается
в процессе творческой деятельности
под влиянием общественных потребностей.
Предпосылкой высокого развития В. является
его воспитание, начиная с детского возраста,
через игры, учебные занятия, приобщение
к искусству. Необходимым источником В.
является накопление разнообразного жизненного
опыта, приобретение знаний и формирование
убеждений.
воображение - это
создание новых образов с помощью волевых
усилий. Оно представляет собой преднамеренное
построение образов в связи с сознательно
поставленной задачей в...
Воображение - это
психический познавательный процесс
создания новых представлений на
основе имеющегося опыта, то есть процесс
преобразующего проецирования действительности
Воображение представляет
собой изменение и
вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
создания нового
образа в результате обобщения черт,
наблюдавшихся у ряда сходных объектов
(типизация образа в художественной литературе;
например, литературные герои Онегин,
Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие
наделены чертами, типичными для той эпохи,
того класса, выразителями которых они
являются).
Информация о работе Мышление и воображение как важнейшие компоненты человеческой деятельности