Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 20:15, курсовая работа
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.
Сущность и
физиологические основы вображения
Физиологическую
основу воображения составляют остаточные
следовые процессы возбуждения и
торможения, иррадиации и концентрации,
положительной и отрицательной
индукции, анализа и синтеза в
корковых отделах различных
Виды воображения
Воображение представляет
собой отражение внешнего пространства
в новых непривычных сочетаниях и связях.
Оно занимает промежуточное положение
между восприятием и мышлением, мышлением
и памятью. Это одно из самых загадочных
психических явлений. Нам почти ничего
не известно о механизме воображения,
его анатомо-физиологической основе. Воображение
свойственно только человеку. Оно позволяет
ему выйти за пределы реального мира во
времени и пространстве, дает возможность
еще до начала работы представить себе
готовый результат труда. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей.
Воображение может
функционировать на разных уровнях.
Их различие определяется прежде- всего
активностью человека.
Виды воображения
Непроизвольное
воображение его еще называют пассивныи
или непреднамеренным воображением - это
создание новых образов без каких-либо
внешних возбудителей. Оно заключается
в возникновении и комбинировании представлений
и их элементов в новые представления
без определенного намерения со стороны
человека, при ослаблении сознательного
контроля с его стороны за течением своих
представлений. Наиболее ярко оно выступает
в сновидениях или в полусонном, дремотном
состоянии, когда представления возникают
самопроизвольно, сменяются, соединяются
и изменяются сами по себе, принимая иногда
самые фантастические формы.
Произвольное
воображение или, как его еще
называют активное или преднамеренное
воображение - это создание новых
образов с помощью волевых
усилий. Оно представляет собой преднамеренное
построение образов в связи с сознательно
поставленной задачей в том или другом
виде деятельности.
Мечта или мечтание
- это построение тех образов, которые
пока еще не осуществлены, а иногда
и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);
эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
стремлением соединить
мечты с чувством уверенности
в ее осуществимости, со страстным
стремлением к претворению ее
в действительность.
Творческое воображение
- это создание новых образов в процессе
творческой деятельности человека (в искусстве,
науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы,
композиторы, стремясь отобразить жизнь
в образах, прибегают к творческому воображению.
Они не просто фотографически копируют
жизнь, а создают художественные образы,
в которых эта жизнь правдиво отражается
в ее наиболее ярких и обобщенных чертах.
Вместе с тем в этих образах отражаются
личность писателя, художника, его мировоззрение,
понимание окружающей жизни, особенности
присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее
воображение или репродуктивное
воображение - это воображение на
основе прочитанного или услышанного.
Оно имеет место в тех случаях,
когда человек по одному описанию
должен представить себе предмет, который
никогда им раньше не воспринимался. Например,
он никогда не видел моря, но, прочтя описание
его в книге, может себе представить море
в более или менее ярких и полных образах.
Информация о работе Мышление и воображение как важнейшие компоненты человеческой деятельности