Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы мышления, эмоций и мотивации, а также проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.
Для достижения поставленной цели в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие мышления;
- изучить понятие эмоций;
- изучить сущность мотивации мышления;
- рассмотреть проблемы мотивации мышления;
- изучить физиологию мотиваций и эмоций как особенности высшей нервной деятельности человека;
- рассмотреть мышление как сложную форму психической деятельности.
Введение……………………………………………………………………...2-3
1 Сущность мышления, эмоций и мотивации
1.1 Понятие мышления…………………………………………………4-8
1.2 Понятие эмоций…………………………………………………….9-13
1.3 Сущность мотивации………………………………………………14-19
2 Взаимосвязь мышления, эмоций и мотивации
2.1 Проблема мотивации мышления…………………………………..20-22
2.2 Физиология мотиваций и эмоций как особенности высшей нервной деятельности человека………………………………………………………23-26
2.3 Мышление как сложная форма психической деятельности……..27-30
3 Проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью…………….31-35
Заключение…………………………………………………………………...36-37
Список использованных источников……………………………………….38
Мышление, являясь идеальным отражением реальности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки,
условия задач и тому подобное.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.
Мышление неразрывно
связано с речевыми механизмами,
особенно рече-слуховыми и рече-
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие это продукт мышления, оно отражает реальный мир, предстает в познании как средство общения, то есть специфически человеческой активности, выражается посредством речи, записи или символом. Понятие это вывод, итог познания реальных процессов и явлений. Мысль, в которой отражаются общие, отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Понятие форма научного познания, отражающая существенное в изучаемых объектах и закрепляемая специальными терминами. В математике понятие обозначается часто не только термином (слово или группа слов) названием, но и символом знаком. Понятие это мысленное воспроизведение объекта.
Термин «понятие» обычно применяется для обозначения мысленного образа некоторого класса вещей, процессов, отношений объективной реальности или нашего сознания. Понятия отражают в нашем мышлении определенные формы и отношения действительности, абстрагированные от реальных ситуаций. [12, 345]
Итак, понятие это форма мышления, в которой отражены существенные (отличительные) свойства объектов изучения. Источниками образования понятий являются: жизненный опыт, повседневные наблюдения, восприятие различной информации, здравый смысл и бытующие устаревшие традиции.
Все действия, которые производит человек, являются результатом работы нашего мышления, то есть умственного поведения. Это мышление дает команду другим частям тела к действию. Многие действия для нас столь привычны, что мы не замечаем этой команды, она происходит моментально, мы ее не видим. И, тем не менее, мышление, обрабатывая наши потребности, рисует нам алгоритм поведения. Примером тому является удовлетворение потребности в пище, воде и т.д.
Признавая, что мышление дает команды всем органам, мы приходим к выводу, что человек состоит из двух взаимосвязанных частей. Одна из частей (мышление) является управляющей, другая (тело) - управляемой. Жизнедеятельность - это процесс управления и взаимодействия между ними. Мышление обрабатывает сообщения, поступающие к нам из внешней среды. Сведения, переработанные мышлением, становятся информацией. Информация - продукт работы мышления. Если бы это было не так, то на одно и то же событие все бы люди реагировали одинаково. Примером может служить тающая сосулька. Реакция взрослого человека и ребенка на тающую сосульку может быть разной. Эта разница обусловлена разницей в жизненном опыте и объеме знаний об этом предмете.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. [16,154]
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. То, что является существенным, обязательно оказывается общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Всякое мышление совершается в обобщениях. [2,547]
Таким образом можно сделать вывод, что связь между мышлением и реальностью занимала умы психологов с тех самых пор, как возникла психология, однако и ныне эта связь еще не понята до конца. Природа психологических вопросов такова, что на них невозможно получить окончательные, неоспоримые ответы, говоря точнее, каждый ответ рождает новые вопросы.
Заключение
Таким образом,
по результатам проведенной
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.
Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств. Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект.
Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией – иерархизированной совокупностью мотивов, составляющих мотивационную сферу личности. Но важно не только признание этих функций мотивов, что обычно не вызывает возражений и, по существу, общепризнанно (хотя понимание сущности этих функций у разных авторов различно). Не менее важно понимание природы мотивации, ее происхождения.
Многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, противоречивость и сложность этого явления. В результате понятие “мотивация” имеет весьма неоднозначный характер и часто обозначает различные по своей природе явления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер.
Список использованных источников
1 Богданова Т. Г. Целеобразование при различной мотивации: Автореферат кандидатской диссертации М.: 2004.- 97с.
2 Веккер Л. М. Психические процессы. Т.1, 2. – СПб.: ЛГУ, 2004. – 976 с.
3 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Наука, 2003 - 189 с.
4 Виноградов Ю. Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека: Кандидатская диссертация М.: 2005. – 92с.
5 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Наука, 2004. – 476 с.
6 Краткий психологический словарь. М.: Высшая школа, 2005. – 280 с.
7 Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240
8 Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Психология, 2005. – 198 с.
9 Лурия А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: МГУ, 2005. – 431 с.
10 Молодежь Германии и России. М.: Социум, 2000. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. –С.145-159
11 Немов Р.С. Психология. В 3 т. Т.1. М.: Высшая школа, 2005. – 199 с.
12 Психологический словарь. Под ред Зинченко М.: Издательство МГУ, 2000. - 598 с.
13 Тихомиров O. K. Психология мышления. М.: Издательство МГУ, 2004. - 194 с.
14 Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. – 69 с.
15 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М.: Высшая школа 1986. - 240 с.
16 Человек и его работа. Под ред. Здравомыслова А.Г. М.: Наука 2003. – 240 с.