Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:26, реферат
Цель: выявить особенности мышления как познавательного процесса.
Задачи:
Изучить разработанность понятия мышления в отечественной и зарубежной психологии
Изучить формы, виды и классификацию мышления
Выявить особенности мышления как познавательного процесса
Введение
Психологическая сущность мышления и его особенности
Типология и качества мышления
Мышление как познавательный процесс решения задач
Заключение
Список используемой литературы
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. (17, с.112)
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.(19с.18)
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика.
Физиологическую основу мышления составляет
рефлекторная деятельность мозга, те временные
нервные связи, которые образуются
в коре больших полушарий. Эти
связи возникают под
Как показывают исследования (Л. С. Выготский, 1934; А. Н. Леонтьев, 1959; А. В. Запорожец, 1960; П. Я. Гальперин, 1959, 1966 и др.), мышление формируется в длительном развитии ребенка. На первых порах он носит развернутый, наглядно-действенный характер и опирается на ряд внешних материальных или материализованных средств; на следующей ступени он может выполняться в плане развернутой громкой речи; лишь на последней ступени, по мере развития внутренней речи, он постепенно свертывается и принимает тот характер сокращенного «умственного» действия, который отличает интеллектуальные процессы взрослого человека. (11, с.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление присуще
ребенку до 5 лет. Оно характеризуется
нечувствительностью к
Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного, которое формируется к 16—17 годам. (12,с.281)
Мышление – высшая форма активного
отражения объективной
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Традиционные в
Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек «проникает в глубь вещей», познает разнообразные зависимости между явлениями и их закономерности.
Этот процесс характеризуется следующими особенностями:
1. Процесс мышления и речи составляет сложное единство. Мышление не «связано» с языком, но выражено в языке. Это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли. Несмотря на то что в онтогенезе отношения мышления и речи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мышления у ребенка вне анализа развития его речи. (20, с.59)
2. Мышление взрослого человека
имеет обобщенный характер. О
чем бы человек ни думал,
над решением какой бы
3. Для мышления характерна проблемность, т. е. поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении» составляющем объект познания. Этот поиск начинается обычно в ответ на словесный сигнал. Таким сигналом является вопрос, с которого начинается процесс мышления. В вопросе формулируется задача мышления. При этом каждый вопрос сигнализирует совершенно определенный тип связи, раскрытие которого в данном конкретном явлении и составляет задачу, вставшую перед человеком. Вопрос: «Чей мяч укатился?» — требует установления связи только одной категории — отношений принадлежности. Вопрос: «Куда мяч покатился?» — сигнализирует также только один тип связи — направление, место. Вопрос: «Почему мяч покатился?» — вызывает поиски причинных связей. Вопрос есть одна из наиболее доказательных форм единства мышления и языка. Вопрос есть сигнал, и он вызывает ответ — специфическую для человека ориентировочную реакцию, поисковую мыслительную деятельность. Мышление есть решение определенной задачи, сформулированной в вопросе. Поиск ответа на поставленный вопрос придает процессу мышления нацеленный, организованный характер.(20,с.64)
4. Мышление является стержнем
любой умственной деятельности
человека. Этим мыслительный процесс
даже двухлетнего ребенка,
5. Процесс мышления совершается на основе уже накопленного человеком опыта, имеющихся представлений, понятий, умений и приемов мыслительной деятельности. Эта связь мышления и знаний отчетливо выступает уже на первом этапе мыслительного процесса. Если человеку задан такой вопрос, на который он может легко ответить, используя имеющиеся у него готовые знания, мышления нет. Работает только память. Если ученика 3 класса спрашивают: «Какое сейчас время года?», «Как называется его родной город?» или «Для чего в конце предложения ставится точка?» — школьнику не надо думать, так как ответ у него имеется в готовом виде.
Не возникает мыслительный процесс и в том случае, когда решение поставленной задачи требует использования таких знаний, которыми человек не владеет.
Чтобы решить математическую задачу, надо знать значение каждого числа, знать необходимые арифметические действия и уметь их применять там, где они необходимы. Однако, решая новую задачу, ученик должен перетасовать имеющиеся у него знания, по-новому их использовать, применить их в необычных сочетаниях. Значит, в процессе мышления надо владеть не только прочными знаниями, но и рациональными способами оперирования ими в соответствии с новой конкретной задачей.
Чем более системны, осмысленны и подвижны знания, тем более успешно может использовать их человек в мыслительной деятельности. Мышление есть оперирование знаниями. (20,с.71)
6. Мышление может совершаться
на уровне практических
Чаще всего для решения
7. Процесс мышления неотделим
от деятельности всей личности.
Осознание необходимости найти
способ вернуть больному
Чем труднее и необычнее задача, чем желаннее цель, чем глубже искомые связи, тем более напряженным будет весь процесс мышления и тем выше эмоциональное отношение человека к результатам своей деятельности.
Специфичность мышления заключаются в том, что: мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
Итак, для того, чтобы нам разобраться с сущностью мышления, понять его особенности, рассмотреть мышление как познавательный процесс, нам необходимо в первую очередь обратиться к типологиям и качествам мышления.
2. Типология и качества мышления
В психологической науке различают такие логические формы мышления как:
Познание реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет – значит, раскрыть его сущность.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности. (13, с.25)