Мышление как познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:26, реферат

Описание

Цель: выявить особенности мышления как познавательного процесса.
Задачи:
Изучить разработанность понятия мышления в отечественной и зарубежной психологии
Изучить формы, виды и классификацию мышления
Выявить особенности мышления как познавательного процесса

Содержание

Введение
Психологическая сущность мышления и его особенности
Типология и качества мышления
Мышление как познавательный процесс решения задач
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕЕЕЕЕЕ.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

 

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного  подхода задача — это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние.

Представители информационного подхода исходили из того, что человек, так же как компьютер, оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления». Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример — «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение  задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация, относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости. Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов — средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся  ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае — влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор — средство, уменьшающее разрыв. (3, с.116)

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих  результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены  алгоритмы).

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но их нельзя отождествлять, сводя мышление к решению задач. Решение задачи осуществляется только с помощью мышления. Но мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных задач. Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Мышление нужно также для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях, отнюдь не тождественных решению задач.

Однако лучше всего формировать  мышление именно в ходе решения задач, когда человек сам наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы, формулирует их и затем решает. Психологическая наука давно пришла к выводу, что не нужно устранять всех трудностей на пути мыслительной деятельности ученика, ибо лишь в ходе их преодоления он сможет развить свои умственные способности. Помощь и руководство со стороны учителя должны состоять не в устранении этих трудностей, а в том, чтобы готовить ученика к их преодолению.

 

Заключение

Таким образом, мышление возникает как процесс, включенный в жизнедеятельность, развиваясь, оно превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы, цели, способы. С помощью мышления обеспечивается один из уровней психического отражения, включающий как осознанный, так и неосознанный компоненты, само мышление как деятельность регулируется этими отражениями. Мышление требует досконального рассмотрения при педагогической и руководящей деятельности. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта. При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную психологию. При руководящей деятельности, следует принимать во внимание индивидуальность каждого человека и в тоже время соответствие нормам данного предприятия. Качества мышления у всех развиты по-разному, но не следует отступать от традиций и сложившихся норм поведения.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой  форму творческого отражения  человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для  которой нет готовых средств решения.  Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Мышление включено в общение, оно составляет необходимый компонент воздействия на другого человека, включено в процессы межличностного познания. Мышление может принимать форму совместной деятельности.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Акимова М.К.,Козлова В.Т.,Фернес Н.А. "Теоретические подходы к диагностике практического мышления"/Журнал "Вопросы психологии",1999. N1
  2. Багдасарова С.К. Психология и педагогика: учеб.пособие.-М.: Ростов н/Д: Март, 2006.
  3. Брушлинский. А.В.Мышление: процесс, деятельность, общение.-М.: Наука, 1982.
  4. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов пед. Вузов. – М.:Высш. Шк., 1986
  5. Гилева Н.С. Общая психология.-Бийск, БПГУ, 2006.
  6. Гурова Л.Л. Психология мышления.-М.:ПЕР СЭ,2005.
  7. Дьюи, Джон, Психология и педагогика мышления.-М.: Лабиринт, 1999.
  8. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития.-М.:Изд-во "Институт психологии РАН",2005.
  9. Карабанова О.А Возростная психология:Конспект лекций.-М.:Айрис-пресс,2005.
  10. Кроль В.М. Пихология.-изд. 3-е, перераб. и доп..-М.: Высш. Школа, 2006.
  11. Лекции по общей психологии/А.Р.Лурия.-Спб.:Питер,2006.
  12. Немов Р.С. Психология: учебник.-М.: Высш. Образование, 2005.
  13. Петровский А.В., Брушлинский А.В. Общая психология; Под ред. А.В.Петровского. – М:Просвещение,1986.
  14. Психология:Учебник для гуманитарных вузов/Под общей ред. В.Н.Дружинина. -Спб.:Питер,2003.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-Спб.:Питер,2007.
  16. Сеченов И.М. Элементы мысли/ И.М. Сеченов.-СПб: Питер, 2001.
  17. Сидоров П.И.,Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т.1.:Учебник для студентов мед.вузов.-М.:Академический Проект, Екатеринбург:Деловая книга,2000.
  18. Тихомиров О.К. Психология мышления:учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений/О.К.Тихомиров.-3-е изд.,стер.-М:Издательский центр "Академия", 2007.
  19. Тихомиров О.К. Психология:Учебник/Под ред.О.В.Гардеевой. -М.:Высшее образование, 2006.
  20. Хайдегер, Мартин. Что зовется мышлением?.-М.: Территория будущего, 2006.
  21. Шедровицкий Г.П. О методе исследования мышления.-М.: Ин-т развития, 2006.

 

 


Информация о работе Мышление как познавательный процесс