Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:57, реферат
Мышление - психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.
Введение………………………………………………………..…………… 3
Понятие мышления ……………………………………………..…………..4
Виды мышления ……………………………………………………………..6
Основные мыслительные операции ………………………………………..9
Формы мышления………………………………………………….….……..10
Решение мыслительных задач. Интеллект …………………...….…….…..12
Общественно – политические нормы ………………………………….…...13
Личность и её интересы ………………………………………….……..…...14
Решение мыслительных задач …………………………………….…..…….15
Индивидуальные качества мышления………………………….………..….18
Интеллект…………………………………………………………………...…20
Заключение ……………………………………………………………….…..22
Список использованной литературы………………………
Абстракция - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого-либо единичного признака. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий.
Обобщение или
гнерализация - это отбрасывание
единичных признаков, при
Формы мышления
Познание реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.
Понятие - есть
отражение существенных
Ещё одной формой
мышления принято называть
Суждение - это форма
мышления, отражающая объекты
Суждения образуются двумя основными способами:
Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Решение мыслительных задач. Интеллект
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Установление общих свойств, выделение обобщённого критерия оценки, перенос признаков одной группы на другую - это и есть основная функция мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Каждый человек трактует понятия со своей точки зрения, опирается на личные предрассудки и устоявшиеся стереотипы, но в то же время все понимают друг друга и находят компромисс. В процессе генезиса человеку необходимо постоянное общение и свобода принятия решений, при этом каждый учитывает свою точку зрения и применяет свой оценочный критерий, но, тем не менее, понимает невозможность своего существования без учёта общепринятых норм, понятий и идеалов.
На наш взгляд на процессы мышления каждого индивида в новом времени влияют такие аспекты повседневной жизни и исторически сложившиеся стереотипы как: национальные традиции и ментальность.
Этот критерий действует на уровне исторически заложенных принципов, сформированных в таких науках как: история, политология, религия.
Общественно-политические нормы
Данный критерий продиктован существующим политическим строем, идеологией и направленностью к развитию. Следует учесть, что критерий зависит от формы правления в государстве, и его лидеров. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.
Два вышеуказанных
пункта более широко
Личностные потребности и интересы каждого.
Самый обобщенный критерий, определённую трактовку дать невозможно, поскольку невозможно учесть интересы каждого в конкретной ситуации.
Таким образом,
процесс мышления, так или иначе,
связан с операциями анализа
и синтеза. Человек выделяет
для себя какие-либо черты или
обобщает полученную
Психология в
классическом её понимании
Личность и её интересы
На вопрос, что
такое личность, психологи отвечают
по-разному. Каждое из
1. Личность - особое качество
человека, приобретаемое им в
социально-культурной среде в
процессе совместной
2. Личность - это автономный (в определённой степени независимый от общества) человек, умеющий властвовать собой, обладающий самосознанием, имеющий активную жизненную позицию, свой взгляд на вещи.
3. Личность - это человек,
взятый в системе таких его
психологических характеристик,
Все вышеперечисленные
определения характеризуют
В нашем случае, при трактовке процесса мышления понятие личность является неотъемлемым. Каждый из нас индивидуален и хорош по-своему, мыслительный процесс протекает в каждом из нас автономно и ориентирован на потребности и реальные возможности.
Решение мыслительных задач
Мыслительная
деятельность человека
Проблемная ситуация - это неопределённая ситуация, которая вынуждает искать новые решения.
Проблемные ситуации
возникают в течение всей
Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации. Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует. Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными. Решение мыслительных задач проходит несколько этапов.
Первый этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
Второй этап
решения мыслительных задач -
это анализ условий задачи. Не
зная условий, нельзя решить
ни одной задачи, ни практической,
ни умственной. От осознания проблемы
мысль переходит к ее разрешени
Третий этап
решения мыслительной задачи - само
решение. Процесс решения
Последним этапом
решения мыслительных задач
Умение решать
мыслительные задачи