Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:57, реферат
Мышление - психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.
Введение………………………………………………………..…………… 3
Понятие мышления ……………………………………………..…………..4
Виды мышления ……………………………………………………………..6
Основные мыслительные операции ………………………………………..9
Формы мышления………………………………………………….….……..10
Решение мыслительных задач. Интеллект …………………...….…….…..12
Общественно – политические нормы ………………………………….…...13
Личность и её интересы ………………………………………….……..…...14
Решение мыслительных задач …………………………………….…..…….15
Индивидуальные качества мышления………………………….………..….18
Интеллект…………………………………………………………………...…20
Заключение ……………………………………………………………….…..22
Список использованной литературы………………………
Мышлению конкретного
человека присущи
1. Ориентировочные действия - начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.
2. Исполнительные действия - сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Происходит расчёт различных действий необходимых для решения задачи и отсеивание неактуальных или нелогических единиц действия.
3. Нахождение ответа - состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается.
Индивидуальные качества мышления
Приведём пример
нескольких индивидуальных
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.
Гибкость мышления
- способность изменять аспекты
рассмотрения предметов,
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития
мыслительных процессов - минимальное
число упражнений, необходимых для
обобщения принципа решения.
Экономичность
мышления - число логических ходов
(рассуждений), посредством которых
усваивается новая
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях и практике. Данный критерий подразумевает под собой понятие кругозора человека, способность применять знания из различных областей.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления
- качество мышления, позволяющее
осуществлять строгую оценку
результатов мыслительной
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или практике.
Все указанные
качества индивидуальны,
Интеллект
Совокупность
всех критериев оценки
1) Интеллект - общая
способность к познанию и
2) Интеллект - достигнутый
к определённому возрасту
Исходя из
этих определений, сделаем
Под умственным
развитием понимается
При исследовании
структур интеллекта во
Интеллект рассматривается в психологии как: система психологических механизмов, которые обуславливают возможность построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень обширно и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.
Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.
1. Ознакомление с составом
будущего действия в
2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идёт по всем основным параметрам с определённым типом ориентировки в каждом.
3. Выполнение действия
без непосредственной опоры на
4. Перенесение речевого действия во внутренний план. Особенностью внутренней речи является ее краткость, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.
Язык является
средством абстрагирования,
5. Выполнение действия
в плане внутренней речи с
соответствующими его
Заключение
Мышление является
высшим познавательным
Таким образом,
процесс мышления является
Список использованной литературы
1. Психология. Немов Р.С. изд. “Валдос” 2003 г.
2. Психологические механизмы
мышления человека. Маланов С.В.
изд. “Московский психолого-
3. Общая психология. Маклаков А.Г. изд. “Питер” 2006 г.
4. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Петерс В.А. изд. “Проспект ” 2004 г.