Мышление как процесс решения задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:57, реферат

Описание

Мышление - психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………… 3
Понятие мышления ……………………………………………..…………..4
Виды мышления ……………………………………………………………..6
Основные мыслительные операции ………………………………………..9
Формы мышления………………………………………………….….……..10
Решение мыслительных задач. Интеллект …………………...….…….…..12
Общественно – политические нормы ………………………………….…...13
Личность и её интересы ………………………………………….……..…...14
Решение мыслительных задач …………………………………….…..…….15
Индивидуальные качества мышления………………………….………..….18
Интеллект…………………………………………………………………...…20
Заключение ……………………………………………………………….…..22
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ готово (2).doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

   Мышлению конкретного  человека присущи индивидуальные  особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.

1. Ориентировочные действия - начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.

2. Исполнительные действия - сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Происходит расчёт различных действий необходимых для решения задачи и отсеивание неактуальных или нелогических единиц действия.

3. Нахождение ответа - состоит в сверке решения с  исходными условиями задачи. Если  в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается.

 

 

Индивидуальные  качества мышления

 

   Приведём пример  нескольких индивидуальных качеств,  присущих каждому человеку.

   Самостоятельность  мышления - умение увидеть и поставить  новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.

   Гибкость мышления - способность изменять аспекты  рассмотрения предметов, явлений,  их свойств и отношений, умение  изменить намеченный путь решения  задачи, если он не удовлетворяет  изменившимся условиям. Это способность  понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать исходные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными - предыдущими и последующими - актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.

   Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

   Темп развития  мыслительных процессов - минимальное  число упражнений, необходимых для  обобщения принципа решения. Это  качество включает в себя понятие быстроты мышления, т.е. скорость протекания мыслительных процессов. От этого качества прямо-пропорционально зависит время, затраченное на решение задачи и эффективность самого процесса мышления. Присуще людям, имеющим динамичный образ жизни и род деятельности.

   Экономичность  мышления - число логических ходов  (рассуждений), посредством которых  усваивается новая закономерность. Это способность отсечения лишних  действий и мыслей, необходимых  для решения задачи или принятия  решения.

   Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях и практике. Данный критерий подразумевает под собой понятие кругозора человека, способность применять знания из различных областей.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

   Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий  логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

   Критичность мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять строгую оценку  результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и  слабые стороны, доказывать истинность  выдвигаемых положений. Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

   Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся  в ориентации на совокупность  выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или практике.

   Все указанные  качества индивидуальны, изменяются  с возрастом, поддаются коррекции.  Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

 

 

Интеллект

 

     Совокупность  всех критериев оценки мыслительного  процесса порождает такое понятие  как интеллект. Рассмотрим некоторые  определения интеллекта.

1) Интеллект - общая  способность к познанию и решению  проблем, определяющая успешность  любой деятельности и лежащая  в основе других способностей.

2) Интеллект - достигнутый  к определённому возрасту уровень  психического развития, который  проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

    Исходя из  этих определений, сделаем вывод,  что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все  познавательные процессы. Понятие  является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

   Под умственным  развитием понимается совокупность  как знаний, умений, так и умственных  действий, сформировавшихся в процессе  приобретения этих умений и  знаний. Наиболее общей характеристикой  уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

   При исследовании  структур интеллекта во внимание  принимают следующие основания:

  • опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
  • конвергентная продуктивность - поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
  • дивергентная продуктивность - поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;

 

  •  контроль и оценка - суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
  • конкретные предметы или их изображения;
  • поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
  • единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • трансформация и преобразование заданного материала;
  • прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…

   Интеллект рассматривается  в психологии как: система психологических механизмов, которые обуславливают возможность построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень обширно и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.

1. Ознакомление с составом  будущего действия в практическом  плане, а также с требованиями, которым оно должно соответствовать.  Является ориентировочной основой  будущего действия.

2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идёт по всем основным параметрам с определённым типом ориентировки в каждом.

3. Выполнение действия  без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Речь - субъективное представление о действии в виде речи. Является как бы беспредметным выполнением действия.

4. Перенесение речевого  действия во внутренний план. Особенностью внутренней речи является ее краткость, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

   Язык является  средством абстрагирования, отвлечения  существенных признаков предметов,  средством фиксации и хранения  знаний, средством передачи знаний  другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

5. Выполнение действия  в плане внутренней речи с  соответствующими его преобразованиями  и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

 

 

Заключение

 

    Мышление является  высшим познавательным процессом.  Оно  представляет  собой форму  творческого отражения человеком  действительности, порождающую  такой результат, которого в  самой  действительности  или  у  субъекта  на  данный момент времени не существует. Мышление человека  также  можно  понимать  как творческое  преобразование  имеющихся  в  памяти  представлений  и  образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит  в том, что оно  всегда  связано  с  активным  изменением  условий,  в  которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо  задачи. В  процессе  мышления   производится   целенаправленное   и   целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого  рода  умственная  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее  действий и  операций  преобразовательного   и   познавательного   характера.   Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению  действием  или актом деятельности, направленным на разрешение определенной  задачи.  Задача эта  заключает  в  себе  цель  для   мыслительной   деятельности   индивида.   Мыслительный акт  субъекта  исходит  из  тех  или  иных  мотивов.  Начальным моментом мыслительного процесса обычно является  проблемная  ситуация,  т.е. ситуация,  для   которой  нет  готовых  средств  решения.   Мыслить  человек начинает, когда у него  появляется  потребность что-то  понять.  Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,  с удивления или недоумения,  с противоречия.

   Таким образом,  процесс мышления является самостоятельным  и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление требует досконального рассмотрения при педагогической и руководящей деятельности. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта. При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную психологию. При руководящей деятельности, следует принимать во внимание индивидуальность каждого человека и в тоже время соответствие нормам данного предприятия. Качества мышления у всех развиты по-разному, но не следует отступать от традиций и сложившихся норм поведения. Научно-техническая революция постоянно изменяет структуру современного сознания, упрощая мыслительные операции и представляя на всеобщее рассмотрение новые гипотезы. Совокупность всего перечисленного открывает новые интеллектуальные сферы деятельности для познания мира и исследования возможностей человеческого сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Психология. Немов Р.С.  изд. “Валдос” 2003 г.

2. Психологические механизмы  мышления человека. Маланов С.В.  изд. “Московский психолого-социальный  институт” 2003 г.

3. Общая психология. Маклаков  А.Г. изд. “Питер” 2006 г.

4. Психология и педагогика  в вопросах и ответах. Петерс  В.А. изд. “Проспект ” 2004 г.




Информация о работе Мышление как процесс решения задач