Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 06:17, реферат

Описание

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ70.docx

— 35.53 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

ТЕМА 10. МЫШЛЕНИЕ

Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности. Социальная природа мышления.

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное  познание, но в процессе мышления, используя  данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек  познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе  не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается недостаточным  или бессильным чувственное познание.

 Для описания свойств  мышления обратимся к свойствам  его основной единицы — понятия.

1.    Всякое понятие  есть обобщение того или иного  класса объектов.

2.  Для порождения понятия необходимы определенные средства: средства развитого мышления выходят за пределы восприятия и являются логическими формами адекватного рассуждения.

3.   В содержании понятия отражаются не детально-конкретные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, недоступные прямому чувственному наблюдению.

Мышление и  личность.

На вопрос, что такое  личность, психологи отвечают по-разному. Каждое из определений личности, имеющихся  в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках  глобального определения личности. Рассмотрим несколько определений. Для большей эффективности возьмём  определения из различных сфер психологии.

1. Личность - особое качество  человека, приобретаемое им в  социально-культурной среде в  процессе совместной деятельности  и общения.

2. Личность - это автономный (в определённой степени независимый  от общества) человек, умеющий  властвовать собой, обладающий  самосознанием, имеющий активную  жизненную позицию, свой взгляд  на вещи.

3. Личность - это человек,  взятый в системе таких его  психологических характеристик,  которые социально обусловлены,  проявляются в общественных по  природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют  нравственные поступки человека, имеющие существенное значение  для него самого и окружающих.

Все вышеперечисленные определения  характеризуют личность с различных  сторон, что позволяет сформировать конкретное понятие для каждого. При формировании понятия личность, необходимо учитывать основной параметр: личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психических  черт и особенностей, составляющих своеобразие каждого человека, его  непохожесть на других людей. Такое  своеобразие психики и личности индивида, их неповторимость называется индивидуальностью.

В нашем случае, при трактовке  процесса мышления понятие личность является неотъемлимым. Каждый из нас  индивидуален и хорош по-своему, мыслительный процесс протекает  в каждом из нас автономно и  ориентирован на потребности и реальные возможности.

Изучение мышления в психологии и логике.

Мышление является предметом  изучения не только психологии, но также  – и даже, прежде всего, – диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. Различные стороны или аспекты мышления не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология поэтому также берет мышление не в отрыве от бытия, но изучает как специальный предмет своего исследования не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.

Основа для разрешения вопроса о соотношении логического  и психологического, позволяющая  вскрыть связи между ними, заложена уже в наших исходных положениях. Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через  отношение свое к объективному, внешнему, логика вещей – объектов мысли  – в силу этого входит в психику  индивида заодно с их предметным содержанием  и более или менее адекватно  осознается в его мышлении. Поэтому  логическое, никак не растворяясь  в субъективно психологическом (в  духе психологизма) и не противостоя  извне всему психологическому (в  духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.

Психология мышления не может  быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая  трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной  сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции.

Эта связь психологии с  логикой и теорией познания, с  философией отчетливо проявляется  в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского  эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы – из идеалистической философии  гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе у Дж.Дьюи определялась философией прагматизма. Наша, советская, психология мышления исходит из диалектической логики.

Логические операции мышления.

В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ;

сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и; категоризация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между  анализом и синтезом отчетливо выступает  в таком познавательном процессе, как сравнение.

 Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и; общие как существенные признаки. Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Закономерности рассмотренных  операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Процессы мышления.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в  форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков  предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими  предметами. Понятие о предмете возникает  на основе многих суждений и умозаключений  о нём.

 Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

 Каждое новое поколение  людей усваивает научные, технические,  моральные, эстетические и другие  понятия, выработанные обществом  в процессе исторического развития.

 Усвоить понятие - это  значит осознать его содержание, уметь выделять существенные  признаки, точно знать его границы  (объём), его место среди других  понятий с тем, чтобы не путать  со сходными понятиями; уметь  пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Мышление человека протекает  в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

 Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

 Индуктивное умозаключение  - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений  о нескольких единичных случаях  или о группах их человек  делает общий вывод.

 Рассуждение, в котором  мысль движется в обратном  направлении, называют дедукцией,  а вывод - дедуктивным. Дедукция  есть вывод частного случая  из общего положения, переход  мысли от общего к менее  общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении  мы, зная общее положение, правило  или закон, делаем вывод о  частных случаях, хотя их специально  и не изучали.

 Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного  к частному. Сущность умозаключения  по аналогии состоит в том,  что на основании сходства  двух предметов в некоторых  отношениях делается вывод о  сходстве этих предметов и  в других отношениях. Умозаключение  по аналогии лежит в основе  создания многих гипотез, догадок.

Особенности творческого  мышления.

Творческое мышление. Одним  из первых исследователей этого типа мышления был психолог М. Вертгеймер. Согласно Вертгеймеру процесс решения задачи в результате простого припоминания и механического повторения не является разумным мышлением. Он связывает творческое мышление с двумя факторами: адаптивностью и структурностью.

Адаптивность означает, что  творческие процессы направлены на улучшение  ситуации; структурность — такое  свойство творческого мышления, когда  в процессе решения проблемной ситуации происходит ее анализ, с последующим  изменением функциональных значений отдельных  элементов ситуации в рамках целостной  структуры.

Вертгеймер первым обратил  внимание на то, что задания, которые  стимулируют творческое мышление, должны быть нетипичными, необычными для человека. Человек, который решает творческую проблему, должен взглянуть на ситуацию по-новому, стараясь использовать скрытые  свойства объектов и непривычные  их связи.

Такой взгляд на творческое мышление человека породил возможность  диагностики и тестирования способности  к творчеству. Среди психологов, экспериментально изучающих творческое мышление, — Дж. Гилфорд, Е. Торранс, Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, Р. Стенберг и др. Интересен тест творческого  мышления Е. Торранса. Основным фактором наличия «творческости» считается  легкость, гибкость, оригинальность и  точность мышления. Торрансом были выделены 12 факторов «материала» творческого  мышления, которые, в свою очередь, были сгруппированы в три группы: вербальную, изобразительную и словесно-звуковую. От испытуемого требуется проявить способность мыслить творчески. Так, если ответ, который дает человек, очень часто повторяется —  это типичный ответ, если редко —  оригинальный. Современные исследователи  выделяют три этапа творческого процесса

Информация о работе Мышление