Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 06:17, реферат

Описание

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ70.docx

— 35.53 Кб (Скачать документ)

1)    способность  к генерации идей. Критерием выступает  количество и качество выдвинутых  идей;

2)   умение проанализировать  и доработать уже выдвинутые  идеи. Человек должен найти способы  усиления положительных эффектов  и минимизации отрицательных;

3)   умение сравнить  возможные альтернативные идеи  с точки зрения их практической  ценности. В подобных заданиях  необходимо ранжировать имеющиеся  факторы по степени важности, т. е. приписать самой лучшей  идее порядковый номер один, идее  менее вероятной — номер два  и т. д.

Научить мыслить творчески  можно любого умственно нормального  человека. Для этого необходимо развить  соответствующие способности, участвующие  в процессе творческого мышления и преодолеть внутренние барьеры  к творчеству.

ТЕМА 40. СЕМЬЯ КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Понятие «семья»  в педагогике.

Педагогическая система  – один из видов сложной социальной динамической системы управления, в  состав которой входят девять инвариантных компонентов: цель системы; управляющая  подсистема (в частности, воспитывающий); управляемая подсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения  этих подсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работу системы; организационная форма  системы; методы работы системы; продукты работы системы. Можно считать, что второе определение, дополняет и конкретизирует первое.

 Семья – это в определенном смысле тоже социально-педагогическая система, как и детский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Александров и Иванкова выделяют следующие элементы семьи, как педагогической системы: родителей, детей, содержание образования и воспитания, средства обучения и воспитания (в самом общем случае – условия обучения и воспитания); связи и отношения между этими элементами, которые реализуются в виде методов и приемов, организационных форм обучения и воспитания, а также различных форм и видов общения между родителями и детьми, детей друг с другом, отношение детей к содержанию и средствам обучения и воспитания.

Понятие «семейного воспитания» в педагогике.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая  обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к  ребенку и т. д. Все это органично  переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание имеет  свои принципы. Наиболее общие из них:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в  жизнедеятельность семьи как  ее равноправных участников;

• открытость и доверительность  отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в  своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Задачи семейного  воспитания.

1. Создать максимальные  условия для и развития ребенка.

2. Обеспечить социально-экономическую  и психологическую защиту ребенка.

3. Передать опыт создания  и сохранения семьи, воспитание  в ней детей и отношение  к старшим.

4. Научить детей полезным  прикладным навыкам и умениям,  направленным на самообслуживание  и помощь близким.

5. Воспитать чувство собственного  достоинства, ценности собственного  «Я».

И.П. Подласый выделяет следующие  типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.

• Семьи, уважающие детей.

• Отзывчивые семьи.

• Материально-ориентированные  семьи.

• Враждебные семьи.

• Антисоциальные семьи.

В основу анализа положено видоизменение отношений как  одной из фундаментальных характеристик  межличностных отношений. Отношения  определяются по степени напряженности  и последствиям негативного влияния  на воспитание детей.

Семьи, уважающие  детей - наиболее благополучные для воспитания семьи. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь, развивают интересы детей. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные  семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только "выгодная'' инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Они растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи.

Антисоциальные  семьи. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.

Содержание семейного  воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально-развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей и молодёжи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменён никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятие спортом, закаливание организма и т.д.

В современной практике семейного  воспитания довольно определённо выделяются три стиля (вида) отношений в семье: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений  родителей к ребёнку А.С. Макаренко  выделял две разновидности, которые  он называл «авторитетом подавления»  и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым  страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать  детей в страхе – таков главный  принцип деспотических отношений.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношения с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своём стремлении завоевать ребёнка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребёнку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющий самый неумный, самый безнравственный вид отношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Александров Г.Н. Иванкова Н.И. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании // Образовательные технологии. 2000. №3.
  2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 2001.
  3. Васильев В.К. Психология и педагогика, составитель и отв. редактор А.А. Радугин, научный редактор Е.А. Кротков. М.: Центр, 2002.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  5. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 2008.
  6. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1999. №8.
  7. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально-психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. – Минск, 2000.
  8. Селевко Г.К. Опыт системного анализа педагогических систем. // Школьные технологии. 1996. №6.
  9. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 2003.
  10. Сокольников Ю.П. Сущность педагогических систем – к теории и методологии вопроса.// Ярославский педагогический вестник. 2005. №9.
  11. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс, 2006.

 


Информация о работе Мышление